Консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Харина Татьяна Анатольевна

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были так же достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в  значительной степени зависит от окружающей среды. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были так же достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в  значительной степени зависит от окружающей среды. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Программа дошкольного образования предусматривает развитие всех сторон устной речи ребенка: словаря, звукопроизношения, грамматического строя речи, связной речи.

 Задачи по развитию речи в подготовительной группе:

  • Развитие словаря

- Продолжать работу по обогащению словаря детей, помогать усваивать выразительные средства языка, побуждать интересоваться смыслом слова («Унылая пора!Очей очарованье….»)

- Дети должны уметь понимать , использовать в речи обобщающие слова («Транспорт», «Одежда», «Посуда», «Школьные принадлежности»…). Детям можно предлагать  игры: «Назови одежду» (весеннюю, осеннюю, летнюю, зимнюю); «Назови посуду» (чайная, столовая, кухонная…)

- Употреблять в речи прилагательные (какой? какая? Какие? Какое?)

Задания –1) Какой? – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; 2) Какая? – лягушка, кровать, луна, шляпа;  3) Какое? – пальто, солнце, яблоко, кресло;  4) Какие? – белки, звезды, брюки, часы.

-Использование в речи глаголов (что делает?)

1. Игра: «Кто что делает?»        

   - рыба, птица, конь, собака,  бабочка, змея;

   - повар, художник, учитель, парикмахер, продавец.

2. Игра для детей «Скажи наоборот» (использование в речи антонимов) – сильный ветер, высокий дом, девочка смеется, толстая доска, грязная одежда, самолет улетел, хороший поступок, солнечный день….

  • Звуковая культура речи

Задачи: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания. Совершенствовать фонематический слух: учить  называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

  - Задание 1: «Какой звук в слове первый?» (второй, третий)

Мак,  кит, сыр, дом, сом…

 - Задание 2: «Придумай слово со звуком» (-с- в начале слова) – санки, слон, стакан, сумка, сом; (звук –с- в конце) – нос, абрикос, ананас, автобус. Такие же задания и с другими звуками -  р, ш, л, к, т, з…

  - Скороговорки, потешки, загадки, пословицы – правильное произношение звуков ( «Расскажите про покупки»,  Съела Саша сало, а сала было мало.)

  • Грамматический строй речи

Задачи: упражнять детей в согласовании слов в предложении; совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова (лес, лесник, лесной, лесовичок); существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Создать условия для формирования умения правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать для соединения частей союзы (чтобы, когда, потому что, если…).

  -Задание 1. Согласовывать прилагательные с существительными (синий колокольчик, синее небо, синяя куртка); красная бумага, красный мак, красное яблоко…

  -Задание 2. Согласовывать числительные с существительными – одна машина, две машины; одно яблоко, два яблока… одна книжка – много книжек.

 -Задание 3. Умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного. «Скажи ласково» (Таня, Танечка, Танюша); цветок – цветочек; гриб – грибочек; брат – братик…

  -Задание 4. Использовать в речи существительные множественного числа: лист – листья,  глаз – глаза, стул – стулья, котенок – котята, окно – окна…

  -Задание 5. Умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа.

«Чего не стало?» (котят, щенят, жеребят, блюдец, полотенец…)

  • Связная речь (под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания (логично, последовательно, точно)).

Задачи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей. Создать условия для формирования умения вести диалог между взрослым и ребенком; между детьми. Учить детей содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок. Уметь рассказывать (составлять рассказы) из личного опыта. Совершенствовать умение сочинять короткие сказки; рассказы; составлять простые небылицы; загадки.

 -  Задание 1. (умение вести диалог)

«Давай знакомится»

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • С кем ты живешь?
  • Где ты живешь? Назови свой адрес.
  • Как зовут твоих родителей?
  • Какие игрушки есть у тебя дома?
  • Какие книги тебе читают дома?
  • Есть ли у тебя друг?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?

- Задание 2. «Расскажи сказку»

 - Задание 3. «Цирк», «Кино», «Зоопарк»  (умение детей составлять рассказы из личного опыта, умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли; умение интересно рассказывать помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах).

  • Подготовка к обучению грамоте.

Задачи: дать детям представление о предложении, упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности (указывать первое, второе, третье слово в предложении).

Создать условия для получения знаний о делении слова на части (двусложные – на-ша, ры-ба, ка-ша, Са-ша…), трехсложные (ма-ли-на, бе-ре-за, са-по-ги, га-зе-та…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.

«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно ...

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...