Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ
консультация (старшая группа)

Ивахнюк Наталья Николавна
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
          Социализация – «вхождение» ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения). В условиях ДОУ через сюжетно-ролевую игру создаются условия для социально-коммуникативного развития детей. Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которого они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков общения. Сюжет должен быть хорошо знаком детям, т.к. является основным элементом игры это область деятельности, которую выполняют дети. Играя, дошкольник воспроизводит события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

                                                                  Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Социализация – «вхождение» ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения). В условиях ДОУ через сюжетно-ролевую игру создаются условия для социально-коммуникативного развития детей. Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которого они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков общения.                    Сюжет должен быть хорошо знаком детям, т.к. является основным элементом игры   это область деятельности, которую выполняют дети. Играя, дошкольник воспроизводит события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет.

Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое ребёнок воплощает при помощи определённой роли,  главный компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка — это его позиция. В основе роли — правила поведения, которые дети заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения.

Игровое обеспечение для ребенка, вступающего в ролевую игру, помогает ему вообразить себя профессионалом, войти в его образ, элементы форменной одежды и копия инструментов, которыми взрослые пользуются в своей работе. Это позволяет воспроизводить действия выбранной профессии. Предметы –заместители, допускающие самое разнообразное использование, являются обязательным элементом детской игры. С их помощью ребенок может реализовать идею, сконструировать «пульт управления космическим полетом» и т.п. Разнообразное использование одних и тех же предметов развивает способность находить нестандартные решения, замещать отсутствующие традиционные средства. Предоставляя детям как можно больше модулей, кубов, скамеек, коробок. Такой многофункциональный материал можно использовать для создания собственной игровой обстановки: пароходы и корабли, поезда, самолеты, магазины, мастерские, цирк, озеро. Это значительно разнообразит игры детей, будит их воображение, фантазию.

Одна из особенностей сюжетно-ролевых игр — их социальная направленность. Она представляет возможность «побывать» в мире взрослых, примерить на себе разнообразные профессии. Сюжетно-ролевая игра способствует формированию у детей таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать участников совместной деятельности, установление в игре ролевого взаимодействия.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Бытовые: «Дом», «Семья», «Праздник», «День рожденья».
  • Производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд», «Полиция», «Пожарная бригада», «Стройка» и другие.
  • Патриотические: «Армия», «Полёт в космос» и т. д.
  • Литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм.
  • Режиссёрские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия.

Игры старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребёнку уже интересна не сама игра, а взаимоотношения между персонажами. Именно поэтому дети не любят брать на себя роли, которые им неприятны или непонятны. В этом возрасте дети взаимодействуют с помощью речи, а игры становятся очень эмоциональными. В играх большое значение имеют диалоги – именно с помощью них и устанавливается взаимодействие между участниками игры.

Игры старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребята обдуманно подбирают сюжет игры, планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на события, разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои творческие способности, воображают, придумывают.

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка характеризуется:

  • Распределением ролей до начала игры,
  • Переходом к ролевым действиям, которые отображают социальные функции людей,
  • Цельным логическим сюжетом.

Источником        сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Совместные игры углубляют отношения между родителями и детьми, вносят разнообразие в семейный досуг и дают творческое вдохновение.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ.

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, помогающий ребенку адаптироваться в этом сложном мире, научиться вести себя в общественных местах и различных ситуациях. Используется в...

Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».  

Опыт  работы  по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».          Актуальность: те...

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...