Лексическая тема "Дикие животные зимой"
материал (старшая группа)

Земченкова Елена Александровна

Л/Т

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_dikie_zhivotnye_zimoy.docx517.89 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Дикие животные зимой»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675586888_gas-kvas-com-p-risunki-detei-zhivotnie-zimoi-v-lesu-dlya-8.jpg

Дыхательная гимнастика

(Ребенок за взрослым повторяет глубокий вдох через нос и на  выдохе произносит следующие фразы)

        Падает снег.

        Тихо падает снег.

        Тихо падает белый снег.

        Тихо падает белый, пушистый снег.

        Тихо падает белый, пушистый снег за окном.

 

Речевая гимнастика

(Ребенок за взрослым произносят чистоговорки)

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

  

Игра «Запомни – назови».

Я расскажу о том, каких животных встретил медведь, гуляя по лесу, а ты запомни какие они. Будь внимателен! (Расширение словаря прилагательных)

     Медведь шел по лесу и встретил пушистую хитрую рыжую лису, еще он встретил трусливого беленького длинноухого зайца, шуструю пушистую прыгучую белку, а еще круглого колючего ежа, злого голодного зубастого волка.

1.С кем встретился медведь?

2. Какую лису встретил медведь? (Пушистую хитрую рыжую лису.)

3. Какого зайца встретил медведь? (Трусливого беленького длинноухого зайца.)

4. А какую белку встретил медведь? (Маленькую прыгучую глазастую белку.)

5. Какого ежа встретил медведь? (Круглого колючего ежа.)

6. А какого волка встретил медведь? (Злого голодного зубастого волка.)

 

7. Каких из этих животных мы не можем встретить на самом деле в лесу зимой? Почему? (Зимой мы не встретим ежа и медведя – они спят.)

 

Упражнение «Послушай, подумай, ответь».

Прочитать ребенку адаптированный текст рассказа С. Покровского «Волки» и предложить угадать, о ком этот рассказ.

Это опасные хищники. Летом они нападают на разных зверей. Едят мышей, лягушек, ящериц, разоряют птичьи гнезда на земле и поедают птичьи яйца. Летом они сыты, а зимой всегда голодны. Им трудно бегать по глубокому снегу и добывать себе пищу. Зимой они живут стаями. В стаю собирается 10-12 этих животных. Они рыщут по полям и дорогам. Трудно спастись другим животным от преследования такой стаи. В поисках пищи они пробегают очень большие расстояния. Народ о них сложил такую поговорку: «Его ноги кормят».

Злые и голодные, зимой они ведут себя очень смело: забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники.

 

Упражнение «Закончи предложение».

Предложить ребенку закончить и повторить предложения:

 В логове живет огромный серый ...

 Огромный серый волчище вышел на охоту, когда.:.

 Охотник не полез в логово, где ... 

Беседа по картинке «Волки около деревни».

-Рассмотри картинку.

volkijpg.jpg

 

Предложить ответить на вопросы:

Какое время года изображено на картинке?

Чем покрыто все кругом?

Кто на картинке? Почему их много?

Почему волки собрались в стаю?

Какое здесь время суток?

Куда волки подошли? Почему?

На кого они хотят напасть?

Кого они схватят и что сделают? 

 

Упражнение «Сосчитай, не ошибись».

Проговори с числами 1-10 "злой зубастый волк".

-Один злой зубастый волк и т.д.

 

Упражнение «Великан».

-Скажи, как можно назвать огромного волка? (Волчище)

-Какие глаза (лапы, зубы, клыки) у волчищи? (У волчища глазищи (лапищи, зубищи, клычищи))

 

 

Игра «Так бывает или нет?»

Взрослый задаёт вопрос, а ребенок отвечает на него либо «Трик-трак, это так!»(хлопает в ладоши в такт), либо »Трик-трак, это не так!» (качает головой в такт).

Первая фраза — задание взрослого, вторая фраза — ответ ребенка.

- Зайчонок к зиме шубку меняет.

- Трик-трак, это так!

-Зайчонок в избушке живет.

-Трик-трак, это не так!

-Зайчонок грызёт кору дерева.

-Трик-трак. это так!

-Зайчонок дружит с волком.

-Трик-трак, это не так!

-Белка всю осень песни поёт.

-Трик-трак, это не так!

Волк запасы собирает.

Лиса грибы сушит.

Ёжит в нору листочки носит.

Медведь  ищет берлогу.

Ёжик шубку меняет – линяет.

 

Лексико-грамматические игры и упражнения

  1. «Какие?» Подбор прилагательных к слову «животные»: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.
  2. «Кто кем был?»  Усвоение категории творительного падежа Закрепление названий детенышей животных. Медведь был... (медвежонком). Ежик был... (ежонком). Лиса была... (лисенком). Лось был... (лосенком). Волк был... (волчонком). Барсук был ... (барсучонком). Белка была... (бельчонком)- Заяц был... (зайчонком). Кабан был... (поросенком).
  3. «Чья семья?» Усвоение притяжательных прилагательных.Волк, волчица и волчонок — это волчья семья. И т. д.
  4. «О чем думают животные?» Усвоение падежных окончаний. Расширение словаря по изучаемой теме. Медведь в берлоге думает о... (меде). Еж в норе думает о... (яблочке). Белка в дупле думает о... (грибе). Лиса в норе думает о... (курочке). Волк в логове думает о... (козленке). Барсук в норке думает о... (мышке). Заяц под кустом думает о... (морковке). Лось под деревом думает о... (травке).
  5.  «Чей детеныш?» Усвоение притяжательных прилагательных. Лисенок — это лисий детеныш. И т. д.
  6.   «Кто с кем живет ?» Усвоение категории творительного падежа. Закрепление и расширение словаря по изучаемой теме. Волк живет с волчицей и волчатами. И т. д.
  7.  «Загадочное животное». Дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь.
  8. «Кто за кем бегает?» Употребление конструкции с предлогом за. Волчонок бегает за... (волком). И т. д.
  9.  «Кто с кем играет?» Употребление конструкции с предлогом с. Лиса играет с... (лисенком). И т. д.
  10.  «Кто кого кормит?» Усвоение категории родительного падежа. Волк кормит... (волчонка или волчат). И т. д.
  11. Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая лиса? (Длиннохвостая.) Короткий хвост. Короткие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Короткие усы...
  12. Образование притяжательных прилагательных: Нора лисы. Чья нора? (Лисья.) Берлога медведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца.
  13. Подбор слов-антонимов: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы...

Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?

(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко, 
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка, 
Носит на спине иголки?
(Ёж)

Учим одно из стихотворений.

Спать зимой ложатся

Ежик и барсук.

В дереве трухлявом

Спит усатый жук.

Спит медведь в берлоге,

Спит в норе сурок.

Ну а зайка белый

Спать зимой не лег.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору –

Бегает по лесу

Да грызет кору.

К.Робик.

- Мишка, мишка,

Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

- Потому что снег и лед

Не малина и не мед!

В.Орлов.

Спит зимой в берлоге бурый мишка,

под кустом дрожит зайчишка,

Лисичка рыжая – в норе,

ежик спит в сухой траве.

Волчица в логове сидит,

а белка из дупла глядит.

- Где ты, белочка, живешь,

Что ты, белочка, грызешь?

- На сосне в дупле пустом

У меня уютный дом.

- А мороз трескучий, злой

Не страшит тебя зимой?

- Нет! Мороз трескучий, злой

Не страшит меня зимой.

Греет сильно серый мех,

Эта шубка лучше всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Четвертый лишний" по лексическим темам "Насекомые", "Домашние животные", "Зимующие птицы", "Комнатные растения".

Ребенок называет картинки и фломастером (если картинка заламинированна, можно использовать многократно), зачеркивает лишнюю, объясняя свой выбор. Например, в игре "Насекомые"  лишняя картинка в п...

Методические разработки недельного тематического планирования по лексическим темам " Домашние животные". "Зимующие птицы".(Из опыта работы)

Методическая разработка оказывает помощь в недельном тематическом планировании. Задачей предложенной методической разработки является реализация принципа единства требований педагогического персонала ...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой» "Прогулка в зимний лес"

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста  «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой»"Прогулка в зимний лес"...

Лексический материал по теме: "Дикие животные зимой"

Лексический материал по теме: "Дикие  животные зимой", предназначен для родителей. Подробное, доступное изложение материала позволит родителям эффективно организовать речевой  практикум по з...