«Обеспечение психологической безопасности детей в семье. Что надо знать родителям?»
консультация

Основные вопросы

  1. Что такое психологическая безопасность?
  2. Какие причины (источники) психологической угрозы для ребенка?
  3. Какие признаки нарушения психологической безопасности у дошкольников?
  4. Как помочь ребенку, если он оказался в ситуации психологического напряжения?
  5. Полезные ресурсы для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Обеспечение психологической безопасности детей в семье. Что надо знать родителям?»

Основные вопросы

  1. Что такое психологическая безопасность?
  2. Какие причины (источники) психологической угрозы для ребенка?
  3. Какие признаки нарушения психологической безопасности у дошкольников?
  4. Как помочь ребенку, если он оказался в ситуации психологического напряжения?
  5. Полезные ресурсы для родителей

1. Что такое психологическая безопасность

Психологическая безопасность  для ребенка заключается в отсутствии опасных условий психического развития ребенка, когда правильно и корректно исключаются  внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

 Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

 Психологическое насилие – это воздействие, причиняющее обиду, вызывающее страх, гнев, эмоциональную неуверенность в собственной значимости. Порой родители в воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что, таким образом, они достигают противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно начинает сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные воздействия со стороны родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так формируется определенные механизмы психологической защиты.

Задача родителей – обеспечить безопасность детей дома и во внешней среде.

Особую опасность представляют те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на систему ценностей и отношений детей к социальным явлениям, окружающим людям и собственной личности.

2. Причины (источники) психологической угрозы для ребенка

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Важнейшим фактором становления личности ребенка является психологическая безопасность. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок. Но, к сожалению, семья (даже внешне благополучная) иногда напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. А ведь именно семья должна обеспечить развивающий характер и состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.

В некоторых случаях дети начинают лгать, изворачиваться, в других, наоборот, противостоять родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе, демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.

Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и крика, постоянные допросы и унижения, угрозы, оскорбления.

Основные причины нарушения психологической безопасности ребенка в семье.

Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда, когда даже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку родители мало интересуются его настроением, интересами, переживаниями.

Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается место для нравственности.

Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.

В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности, у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность. Нарушения психологической безопасности проявляется в следующем: беспокойный сон, трудности в засыпании, проявление беспричинной обидчивости, плаксивости или повышенной агрессивности, рассеяность и невнимательность, проявления упрямства, нарушение аппетита, повышенная тревожность.

Родители, страдающие от упрямства, «неуправляемости» своих детей, не отдают себе отчета в том, что все это проявление детского бессилия. Поэтому, сталкиваясь с реакциями защитного поведения, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное, любовь. А как же справиться с этими причинами, которые приводят к нарушению психологического здоровья?

Внешние источники психологической угрозы для ребенка.

Недостаточное внимание к воспитанию ребенка, развитию общественно-полезных навыков.

Манипулирование ребенком со стороны взрослых.

Агрессивное поведение взрослых/родителей/учителей по отношению к ребенку.

Враждебная агрессивная среда дома, в школе, на улице.

Осознание ребенком своей не успешности, ущербности в сравнении со сверстниками.

Прямая зависимость от взрослых/родителей, что порождает комплекс неполноценности.

Необоснованные запреты.

Нарушение личностных границ ребенка.

Нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка.

Отсутствия понятных правил взаимоотношений в семье/детском саду/школе или не соблюдение взрослыми этих правил.

Авторитарный стиль воспитания.

К внутренним источникам психологической опасности,  можно отнести следующее:

Негативные привычки, которые сформировались у ребенка.

Низкая самооценка.

Страх, неуверенность в своих силах, беспомощность.

Недоверие этому миру (нарушение привязанности к родителям). Ребенок не чувствует себя защищенным.

Невнимательность и неконтролируемость своих действий.

Отсутствие ответственности за свои поступки.

Болезненные эмоции и чувства. Неумение с ними правильно справляться.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Интернет-риски. В современном мире, где действительность разделена на две плоскости - виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т. к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной. Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.

Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?

• чрезмерная увлеченность интернет-пользованием, компьютерными играми;

• риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;

• риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;

• риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях;

• риск попадания на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка

Дети в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.

Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации, что делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность.

Перечисленные выше риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды необходимо дополнить рисками и угрозами, порождаемыми кризисными ситуациями. Кризисные и экстремальные ситуации имеют отличия от чрезвычайных ситуаций, с одной стороны, и от проблемных и трудных - с другой. Кризисные и экстремальные ситуации проявляются как внутренние состояния человека, в то время как словом «чрезвычайные» называются ситуации, характеризующиеся сверхсильными внешними воздействиями.

3. Признаки нарушения психологической безопасности у дошкольников

Если все же случилось негативное воздействие, вы увидите симптомы нарушения психологической безопасности ребенка, которые проявляются на разных уровнях реагирования организма.

Признаки стрессового состояния ребенка  при нарушении его психологической безопасности (маркеры эмоционального неблагополучия) могут проявляться на физиологическом, эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровне.

  • Физиологические проявления:

         - нарушения сна (частые просыпания; кошмары);

- нарушения аппетита;

- энурез;

- энкопорез;

- серьезные проблемы со здоровьем, повышение заболеваемости;

- нервные тики;

- боли в животе;

- жалобы на боли (болит голова, живот, «где-то здесь»), даже если они не подтверждаются врачами;

- изменения мимики (гипомимия, амимия);

- подергивание плеч, качания головой, дрожание рук, шмыганье носом (не наблюдаемые ранее);

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- появление царапин, ссадин на руках или др. частях тела.

  •  Эмоциональные проявления:

              - рассеянность;

              - замкнутость, низкий фон настроения;

             - вспышки агрессии, обвинения в непонимании и отсутствии родителей;

             - отсутствие положительных эмоций, холодность и отстраненность;

             - частые и беспричинные слезы, обидчивость;

             - самообвинения, уверенность в своей не успешности, ненужности;

             - резкие перепады настроения (несвойственные ребенку ранее);

             - беспокойство без видимых причин;

             - повышенная тревожность;

             - чувство вины («это все из-за меня»);

             - генерализированный страх;

- недостаточность речевых выражений беспокойства - избирательный отказ от речи, «немые вопросы»;

- страхи засыпания, темноты и др.;

- тревоги, связанные с непониманием смерти, фантазии о «лечении от смерти», ожидания, что умершие могут вернуться, напасть.

  • Поведенческие проявления:

- проблемы с личной гигиеной и самообслуживанием;

- нарушение пищевого поведения (постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу);

              - появление интереса к теме смерти, загробной жизни, мистике;

              - скрытность;

              - неумение организовать свое время для игры: «Мне скучно, мне нечем заняться!»;

               - боязнь контактов, стремление к уединению, отказ от участия в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

               - трудности адаптации к коллективу;

               - в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

              - беспомощность и пассивность в привычной деятельности;

 - нежелание посещать кружки, детский сад;

 - проявление упрямства;

 - повторяющиеся проигрывания кризисного события;

 - тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей);

 - отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

 - уединение предпочтительнее общению со сверстниками;

 - регрессивные симптомы (сосание пальца, лепетная речь);

 - нарушения общения;

 - беспокойство и непоседливость;

 - игра с половыми органами.

  • Когнитивные проявления.

- познавательные трудности, проявляющиеся в непонимании;

- приписывание воспоминаниям о кризисном событии магических свойств;

- трудности распознавания собственных беспокойств;

- быстрая утомляемость;

- невнимательность.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

4. Как помочь ребенку, если он оказался в ситуации психологического напряжения

ЧТО ДЕЛАТЬ НУЖНО.

Проанализировать свое собственное родительское отношение к ребенку. Обоснованы ли претензии, неудовольствия.

Обратиться к специалистам, если необходима помощь, а не обвинять себя и всех.

Разговаривать, но, не читая нотации и ругая ребенка, а рассказывая о личном примере или литературном примере, который помог справиться с данной ситуацией/проблемой.

Важно понимать, что ребенок специально не хочет быть плохим, злым, агрессивным и непослушным.

Понимать и принимать любую эмоцию ребенка, говоря ему об этом: «Мне кажется, что ты сейчас злишься; негодуешь; обижаешься; грустишь; тоскуешь; горюешь, боишься и т.д. Да, так бывает! У меня так же было, я понимаю тебя! Что я сейчас могу для тебя сделать?»

Научиться самим и научить ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя!

Защищать своего ребенка всегда. Давать ему поддержку! Дома, в спокойной обстановке вы сможете разобраться в причинах и вместе исправить последствия! Сделать выводы и сформировать иной полезный опыт.

Родителям надо быть с ребенком и в радости и в беде. Не справляться/делать «за ребенка», а вместе с ребенком.

Наблюдать за своим ребенком внимательно и с интересом.

Постараться понять, что ребенок чувствует, как он мыслит.

Уметь поставить себя на место ребенка.

Искренне интересоваться тем, что вовлекает ребенка в игру, искренне интересоваться, что ребенку нравится в играх.

Уделяйте время ребенку, проявляйте интерес к жизни ребенка.

Интересуйтесь, как прошел день, о чем ребенок думал,  переживал, что чувствовал.

Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы, они не говорили. Рассказывает – значит, доверяет вам. Важно не потерять этого доверия.    

Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей, а также на принимаемые ими решения.

Взаимоотношения родителей. Ребенок - плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу – это его  жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности. И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, дети поступают не так, как мы и говорим, а так как поступаем мы сами.

Создание безопасного климата в семье. Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены, и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.

Фактор, который позволит родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения это – эффективное общение с детьми. Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».

Если же ребенок такой помощи не получает, то скрываемое представление о своей неполноценности, ущербности, усиливает в его характере замкнутость, робость или враждебность к окружающим. В таких условиях необходимость компенсации делает ребенка эгоцентричным: он все время хочет быть в центре внимания и непрерывно требует признания своих достоинств. Это раздражает общающихся с ним, и поэтому ребенок находится в постоянном конфликте с родителями, воспитателями и учителями.

Поскольку психологическая безопасность ребенка – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве.

У детей существует колоссальная потребность в родителях.

ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ: 

- вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);

- обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);

- угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений;

- сравнивать ребенка с другими детьми (например, фразы «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).

5. «Полезные ресурсы для родителей»:

- федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей Растимдетей.рф,

- номера телефонов:

1) горячей линии по оказанию помощи родителям в рамках национального проекта «Образование» оказывается психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям, а также гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью;

2) Всероссийский Детский телефон доверия психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей;

3) Телефонная линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ;

4) Портал для ответственных родителей и тех, кто хочет ими стать, поддерживаемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  «Я — родитель» и пр.

Список используемой литературы

  1. Василакий И.Р. Безопасность ребенка. На что следует обратить внимание.URL: https://www.b17.ru/article/psixobezopasnosti_da/?ysclid=lod6qt28zo317407864 (дата обращения – 30.10.2023)
  2. Родителям о психологической безопасности детей и подростков. Памятка / Авт.-сост.: Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В., Салахова В.Б. - 2-е изд. - М.: Группа МДВ, 2021. - 32 с.
  3. Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации Методические рекомендации / Авторы-составители: Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А., Иванова Е.В., Мелентьева О.С.- М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в дошкольном учреждении

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в дошкольном учреждении  Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здо...

Презентация для педагогов и родителей "Обеспечение психологической безопасности детей в условиях детского сада"

сотавляемые и критерии психологического комфорта ребенка в ДОУ. Формы и средства работы психолога в данном направлении...

Взаимодействие семьи и ДОО по обеспечению психологической безопасности детей

Одним наиболее важным компонентом психологической безопасности в образовательном учреждении является организация межличностных отношений. Оно включает: влияние педагога на развитие личности ребенка (с...

Психологическая безопасность детей в семье

Психологическая безопасность ребенка – такое состояние, когда обеспечено его успешное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья ребенка. Психологическ...

Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей в летний период

В летний период продолжается работа по формированию у дошкольников культуры безопасности....