Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в дошкольном учреждении
статья (средняя группа) на тему

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в дошкольном учреждении

 

 Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.

Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса.

Обеспечение психологической безопасности детей во время  пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения.

Педагогический коллектив и его руководитель должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы при помощи специальных приемов и технологий.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы

Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1.     состояние сохранности психики человека;

2.     сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3.     устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4.     возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5.     состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Психологическая безопасность личности и среды неотделимы. Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

1.     доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

2.     дисциплина.

Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.

 

Примерные программы для обеспечения психологической безопасности личности ребенка  во время пребывания в дошкольном учреждении
1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов
2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.
5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция
9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

Профессия педагога требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени, предполагает в условиях высокой степени неопределенности, быстрой смены ситуаций взаимодействия, проявление толерантности, и в этих условиях педагог должен уметь предупреждать возможные риски и угрозы для комфортной образовательной среды ввиду острой важности данного аспекта образовательной деятельности

 источники

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: СПб.: Речь, 2007.

2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. СПб.: Нестор-История, 2011. 272 с.

Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании.— СПб, 2002.

Обеспечение психологической безопасности в образо- вательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. — СПб, 2006.ебывания в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в дошкольном учреждении

 Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.

Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса.

Обеспечение психологической безопасности детей во время  пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения.

Педагогический коллектив и его руководитель должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы при помощи специальных приемов и технологий.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы

Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

  1. состояние сохранности психики человека;
  2. сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;
  3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);
  4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;
  5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Психологическая безопасность личности и среды неотделимы. Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

  1. доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);
  2. дисциплина.

Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.

Примерные программы для обеспечения психологической безопасности личности ребенка  во время пребывания в дошкольном учреждении
1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов
2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.
5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция
9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

Профессия педагога требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени, предполагает в условиях высокой степени неопределенности, быстрой смены ситуаций взаимодействия, проявление толерантности, и в этих условиях педагог должен уметь предупреждать возможные риски и угрозы для комфортной образовательной среды ввиду острой важности данного аспекта образовательной деятельности

 источники

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: СПб.: Речь, 2007.

2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. СПб.: Нестор-История, 2011. 272 с.

Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании.— СПб, 2002.

Обеспечение психологической безопасности в образо- вательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. — СПб, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Как сохранить психологическое здоровье детей в период адаптации к дошкольному учреждению".

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей было и остаётся одним из приоритетных направлений в работе педагога-психолога дошкольного учреждения. И первым этапом, который закладывает основ...

Презентация для педагогов и родителей "Обеспечение психологической безопасности детей в условиях детского сада"

сотавляемые и критерии психологического комфорта ребенка в ДОУ. Формы и средства работы психолога в данном направлении...

Взаимодействие семьи и ДОО по обеспечению психологической безопасности детей

Одним наиболее важным компонентом психологической безопасности в образовательном учреждении является организация межличностных отношений. Оно включает: влияние педагога на развитие личности ребенка (с...

Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей в летний период

В летний период продолжается работа по формированию у дошкольников культуры безопасности....

«Обеспечение психологической безопасности детей в семье. Что надо знать родителям?»

Основные вопросыЧто такое психологическая безопасность?Какие причины (источники) психологической угрозы для ребенка?Какие признаки нарушения психологической безопасности у дошкольников?Как помочь ребе...