Взаимодействие семьи и ДОО по обеспечению психологической безопасности детей
консультация

Портнова Елена Александровна

Одним наиболее важным компонентом психологической безопасности в образовательном учреждении является организация межличностных отношений. Оно включает: влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников); психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация к деятельности, стиль руководства, традиции, атмосфера).

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит и от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня, жизнь в заданном ритме должна оказывать положительное воз действие на состояние ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_psihologicheskaya_bezopasnost.docx50.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Взаимодействие семьи и ДОО по обеспечению психологической безопасности детей»

Подготовила: Портнова Е.А.,

старший воспитатель ВКК

Психологическая безопасность - это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Одним наиболее важным компонентом психологической безопасности в образовательном учреждении является организация межличностных отношений. Оно включает: влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников); психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация к деятельности, стиль руководства, традиции, атмосфера).

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит и от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня, жизнь в заданном ритме должна оказывать положительное воз действие на состояние ребенка

Признаки психоэмоционального напряжения

   Трудность засыпания и беспокойный сон; усталость после незначительной нагрузки; беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность; отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; проявление упрямства; рассеянность, невнимательность; непоседливость; беспокойство, сосание пальца, жевание, слишком жадное поглощение пищи (иногда, наоборот, стойкое нарушение аппетита); боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия); игра с половыми органами; подергивание плеч, качание головой, дрожание рук; снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения; повышенная тревожность; дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.

Источники угрозы психологической безопасности ребенка

Существует множество причин, по которым дети разного возраста становятся равнодушными, агрессивными, замкнутыми, способными неоднократно умышленно совершать плохие поступки. Среди них одной из главных является отсутствие любви.

Душевное тепло, защищённость, психологический комфорт - это ребёнок должен чувствовать в семье. Именно любовь учит различать добро и зло, она способствует внутренней личностной свободе, гарантирует защиту, развивает когнитивные и эмоциональные составляющие социального поведения ребёнка.

Причины возникновения небезопасного, нарушенного поведения в каждой семье различны, поэтому и подход в решении данных проблем в каждой семье должен быть свой. В семье необходимо создавать условия для адекватного (соответствующего нормам и правилам принятым в обществе с учётом возрастной категории) поведения детей. Поэтому взрослые должны понимать чувства, желания и поступки детей. Если дети не чувствуют искренней любви к себе со стороны близких и защищённости, то возникают нежелательные отклонения в поведении детей: страхи, робость, упрямство, лживость, капризы, негативизм, агрессивность, алкоголизм и наркомания, девиантное (социально отклоняемое) и делинквентное (преступное) поведение. Эти отклонения появляются на фоне испытываемых по какой-либо причине негативных эмоций чаще в семье. Преобладание отрицательных проявлений в поведении наносит вред здоровью: злость и зависть поражают пищеварение; постоянный страх - щитовидную железу, нервную систему; сдерживание эмоций приводит к болезни сердца, к неврозу; печаль, уныние, тоска перерастают в депрессию. Поэтому необходимо разрешать детям, создавая соответствующие условия, «выплёскивать» как позитивные, так и негативные эмоции.

Небезопасное поведение может возникнуть и у детей из благополучных семей в том случае, если родители стремятся удовлетворять лишь их органические и материальные потребности, забывая о психологических и духовных потребностях. Такие дети бывают нетерпимыми к окружающим, бесцеремонными, не могут сотрудничать с родителями, братьями и сёстрами, другими родственниками, сверстниками из группы из-за отсутствия навыков адекватного общения, или наоборот, - тревожными, мнительными, беспомощными, испытывающими постоянно чувство страха.​

Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка бывают: манипулирование детьми; индивидуально-личностные особенности персонала; межличностные отношения детей в группе; враждебность окружающей среды; несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания; интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки; нерациональность и скудность питания, его однообразие, плохая организация; неправильная организация общения; недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания на свежем воздухе; отсутствие пригодных условий; невнимание со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка бывают: вредные привычки как следствие неправильного воспитания в семье; осознание своей неуспешности на фоне других детей; отсутствие автономности; индивидуально-личностные особенности; патология личностного развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является ложная информация, которая вводит в заблуждение, мир иллюзий. Например, обещание, что мама скоро придет, держит малыша в состоянии напряженного ожидания весь день.

Важно создавать эмоционально-положительный психологический климат отношений родителей с детьми. Таким образом в своей психосоциальной профилактической работе я рекомендую соблюдать следующие условия в семье: совместная с взрослым сюжетно-ролевая игра (правила помогают в общественно допустимой форме, безопасно, под контролем взрослого выразить разные чувства, а выбор роли предоставляет свободу самовыражения); семейные спортивные игры (у гиперактивных детей формируется самоконтроль, у застенчивых и замкнутых возникает представление о семье как о едином целом, где они обучаются взаимопомощи в трудной ситуации), совместные экскурсии с участием родителей и педагогов для расширения кругозора (знакомить детей с объектами повышенной опасности, с новыми объектами, для разъяснения их важности и безопасного использования, т. о. преодолевать необоснованные страхи и необдуманные действия), совместное изобразительное творчество (способствует снятию напряжённости, преодолению барьеров и конфликтов во взаимодействии, улучшению взаимопонимания). Данные мероприятия и условия помогают избежать неадекватное поведение детей в семье, т. к. создают перспективу радости, доверия, безопасности.

В психологии и педагогике разработано достаточно средств и методов, нацеленных на обеспечение психологической безопасности детей как в семье, так и в образовательных организациях.

К ним относятся:

1. Разумное дозирование психических, эмоциональных и физических нагрузок. Чем младше ребенок, тем больше у него должно быть свободного времени для игры, общения со сверстниками и родителями, самостоятельной творческой деятельности.

2. Наблюдение за самочувствием и настроением ребенка, выявление причин неблагополучия, организация своевременной помощи.

3. Грамотная с точки зрения психологического и физического состояния детей организация режимных моментов (полноценный сон, достаточное время для прогулок, ограничение времени для просмотра телевизора или компьютерных игр).

4. Предоставление ребенку максимально возможной в его возрасте самостоятельности и свободы.

5. Профилактика нарушений психоэмоционального состояния детей с использованием водных процедур, массажа, психотерапевтических игр, простейших способов релаксации и т.п.

6. Создание предметно-развивающей среды дома и в образовательных учреждениях. Кроме того, для обеспечения психологического комфорта ребенку взрослые могут использовать и такие методы воспитания и развития, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, анималотерапия.

 «Взаимодействие ДОУ и семьи по безопасности жизни детей»

Семья – первая школа воспитания растущего человека, где он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, па основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании, проявляющий инициативу и понимающий, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Принципами взаимодействия с родителями является:

1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2) Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3) Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4) Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5) Динамичность.

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Начните с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.

Третья группа-это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.

Содержание работы с родителями можно реализовать через разнообразные формы. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания,

конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

Нетрадиционные формы  организации общения педагогов и родителей.

1) Информационно-аналитические (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов).

2) Познавательные (ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей).

3) Наглядно-информационные (ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет).

4) Досуговые (установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках).

Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Дети - наиболее незащищенная часть населения.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил. А затем следить за их выполнением.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в детском саду, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии - это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, воспитатели и родители смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Главная задача обучения детей «Основам безопасности детей дошкольного возраста» - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. Учить правильно, реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях.

Вся работа по формированию основ здорового образа жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла.

Средства ознакомления дошкольников с основами безопасности

В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения:

Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);

Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);

Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы).

Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является ситуативно-имитационное моделирование ). Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

Актуален и очень эффективен метод проектов:

во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость»;

во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала.

Каждый ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Воспитателям необходимо рассказывать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет, так как большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одеты.

Для закреплений правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек».

Цель - научить детей, прежде всего застенчивых в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершено насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми.

В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепиться соответствующими сказочными сюжетами, например: «Волк и семеро козлят».

Необходимо объяснить детям, что можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

Для закрепления этих правил полезно использовать игры - классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу.

Предметы домашнего быта, являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на 3 группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электророзетки, включенные электроприборы);

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, пищевые кислоты, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны запреты.

При необходимости запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например: «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями. Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы воспитателей и родителей.

Также мы знакомим детей с правилами поведения на улицах города: рассказываем о ПДД, разыгрываем ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Знакомим с правилами поведения в транспорте (игра «Поездка в автобусе»).

С детьми подготовительных групп проводят беседы пожарные о своей профессии, о мерах безопасности. Детям показали устройство пожарной машины, как пользоваться пожарными рукавами, даже прокатили на пожарной машине.

Вся работа по безопасности жизни состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому нам следует не только учитывать это самим, но и уделять значимое внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). А разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Возможны следующие направления работы воспитателей с родителями:

- Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;

- Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

- Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта мед.работника, полицейского, пожарного);

- Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Безопасность детей - почти всегда дело рук их родителей.

Необходимо быть внимательным к своему ребенку, быть достойным его доверия - и большинство несчастных случаев можно будет предупредить.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации выполняет информационную, развивающую, воспитывающую, организационную функции. Не менее важное значение в дошкольном образовании приобретает функция сохранения психологического здоровья. В соответствии с данной функцией. Содержание материалов и оборудования в ДОУ, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны быть направлены на развитие положительных эмоций, созданием чувства защищенности и психологического комфорта дошкольников, представление им возможности найти себе удобное и безопасное место для коллективной и индивидуальной деятельности. В связи с этим в дошкольной образовательной организации для развития дошкольников важно создавать психологически безопасную предметно-пространственную среду, которая удовлетворяла всем требованиям и условиям безопасности и способствовала бы психологическому развитию детей дошкольного возраста.

Литература:

1. https://studopedia.ru/26_69995_psihologicheskaya-bezopasnost-rebenka-v-dou-i-seme.html

2. https://ds9brest.schools.by/pages/psihologicheskaja-bezopasnost-rebenka-v-doshkolnom-uchrezhdenii-i-v-seme

3. Авхадиева Гульнара Хатиповна, https://multiurok.ru/index.php/files/vzaimodeistvie-dou-i-semi-po-bezopasnosti-zhizni-d.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в дошкольном учреждении

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в дошкольном учреждении  Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здо...

Презентация для педагогов и родителей "Обеспечение психологической безопасности детей в условиях детского сада"

сотавляемые и критерии психологического комфорта ребенка в ДОУ. Формы и средства работы психолога в данном направлении...

"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"

       В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...

Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей в летний период

В летний период продолжается работа по формированию у дошкольников культуры безопасности....

«Обеспечение психологической безопасности детей в семье. Что надо знать родителям?»

Основные вопросыЧто такое психологическая безопасность?Какие причины (источники) психологической угрозы для ребенка?Какие признаки нарушения психологической безопасности у дошкольников?Как помочь ребе...