Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения
консультация (младшая группа)

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие эмоций через пальчиковую игру»

В наше время, время скорости, нано-технологий и цейтнота, задача развития ребенка приобретает огромное значение. Развитие общества на данном этапе требует всесторонней, грамотной и перспективной развивающей работы с детьми раннего возраста, так как именно в этом "нежном" возрасте закладываются основы дальнейшего воспитания зрелой и развитой личности.

В дошкольном возрасте основной деятельностью является игра, благодаря которой ребенок органично развивается, усваивает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, приобретает огромный разнообразный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает идеи, которые он связывает со словом.

В. А. Сухомлинский говорил: "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра-это искра, которая зажигает искру любознательности и любопытства."

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики пальцев и преследуют те же цели в развитии ребенка раннего дошкольного возраста, что и мелкая моторика в целом. Исследования развития мелкой моторики проводили такие крупные ученые, как И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, М. М. Кольцова. Уже в наше время сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказано, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев. Кроме того, особенностью развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста является то, что дети очень чувствительны к этому виду деятельности, что позволяет им учиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любознательными. Таким образом," программа " развития маленького человека осуществляется наиболее полно.

Пальчиковые игры-это инсценировка историй, сказок и т. д. с помощью пальцев.

Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов и движений. Техника и смысл этих игр заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и активизируется мозговая деятельность.

Пальчиковые игры положительно влияют на развитие речи, способствуют согласованной деятельности речевых зон, развитию памяти и воображения ребенка. В процессе пальчиковых игр руки и пальцы ребенка приобретают гибкость и ловкость, ребенок учится контролировать и координировать свои движения. В ходе пальчиковых игр развивается мастерство рук, усиливается их сила, движения обеих рук становятся более скоординированными, а движения пальца дифференцированными.

В то же время пальчиковые игры способствуют творческой активности малыша, так как с помощью ладони, пальцев, кистей рук ребенок учится отображать реальность окружающего мира: предметы, животных, людей и их действия. Поэтому такие игры обычно очень увлекательны, эмоциональны и интересны.

Универсальность и уникальность метода пальчиковых игр заключается еще и в том, что эти игры можно включить в любую образовательную деятельность и использовать в любое свободное или удобное время. С помощью таких игр можно организовать или разнообразить любой режимный момент интересным образом. Пальчиковые игры практически не требуют никакой предварительной подготовки и наличия каких-либо предметов для их проведения. Поэтому пальчиковые игры можно включать в занятия по искусству, рисованию, музыке, развитию речи и т. д. Любая свободная минута может быть заполнена полезными и интересными занятиями для детей.

Таким образом, роль пальчиковых игр трудно переоценить: они имеют большое значение для развития ребенка раннего дошкольного возраста, так как развивают мелкую моторику, речь, кругозор. Все это подтверждается исследованиями ученых, историей развития общества и педагогики в целом, а также повседневным опытом педагогов дошкольного образования.

Однако не менее важна и эмоциональная сторона пальчиковых игр. И если получается одновременно, посредством таких упражнений, развивать у ребенка мелкую моторику, его речь и одновременно его эмоциональную палитру, регулировать его психическое равновесие, то ценность таких пальчиковых игр становится огромной и незаменимой.

Пальчиковые игры в раннем дошкольном возрасте невозможны без взаимодействия со взрослыми. С помощью различных пальчиковых игр ребенок получает тактильный и эмоциональный контакт со взрослым, перенимает его опыт, ценность которого невозможно переоценить.

В то же время развивается способность подражать взрослому, слушать и понимать смысл речи, повышается речевая активность, развиваются познавательные психические процессы.

Кроме того, особенностью развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста является то, что дети очень чувствительны к этому виду деятельности, что позволяет им учиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любознательными.

Пальчиковые игры помогают ребенку установить тесный контакт со взрослым, который находится рядом, а через него-с огромным окружающим миром. Дети становятся более активными и свободными в общении, ощущая внимание и поддержку взрослого. Такое взаимодействие, несомненно, поможет ребенку адаптироваться в обществе и поможет ему занять в нем свое место в будущем.

Ни для кого не секрет, какой сложный период адаптации к детскому саду проходит маленький человек, приходя в группу раннего дошкольного развития. Конечно, все дети по-разному проживают это время. Для кого-то это проходит быстро и безболезненно, а для других детей приход в детское учреждение становится большим эмоциональным испытанием. Придумать пальчиковые игры, которые, помимо развития мелкой моторики, будут выполнять функцию эмоциональной поддержки и успокоения - стало моей задачей при работе с детьми раннего дошкольного возраста.

В группу я приношу звонкий колокольчик с маленьким "ушком" (я специально не привязывала к нему ленточку). Колокольчик звонит только в том случае, если пальцы держат его за этот "хвостик". Я предлагаю каждому ребенку взять его пальцами и позвонить. Раздался мелодичный звон. Я говорю, что этот звонок слышат мамы, и они знают, что их дети ждут их, и с ними все в порядке. Часто этот метод помогает установить тишину или успокоить плачущего ребенка. Бывали случаи, когда дети сами подходили и просили колокольчик. Можно сделать вывод, что для них это действительно интересно и необходимо.

Конечно, не все могли захватить "ушко" пальчиками, приходилось помогать и "класть" непослушные пальцы.

Детям очень нравятся пальчиковые игры "Моя мама", "Родилась". Даже те дети, которые относительно легко адаптируются в детском саду, устают, время от времени капризничают, просят маму. Поддержка ребенка в эти моменты очень серьезна и необходима.

Суть этой пальчиковой игры заключается в следующем. Я усаживаю детей на свои места (даже плачущих). И начинаю свой рассказ: "А теперь поговорим о твоей маме, которая очень тебя любит. Твоя мама привела тебя сюда в детский сад и пошла работать. (Кладу средний и указательный пальцы на раскрытую ладонь и показываю маме, как "ходить"). Итак, она спускается по лестнице (я показываю ей), прыгает в автобус (я показываю ей) и идет на работу. А когда ее работа закончена, твоя мать бежит-спешит сюда, к тебе. И вот она бежит по ступенькам на работу, бежит по тротуару, стуча каблуками, бежит по дорожке. Светофор загорелся красным, и мама остановилась. На светофоре зажегся зеленый – и мама снова побежала. Вот как твоя мать спешит к тебе."

Я стараюсь показать все действия мамы в простых и понятных движениях для повторения. Дети повторяют за мной с большим интересом и удовольствием. Сначала "пальцы бегают" по ладони, потом дети увлекаются и пальцы "бегают" по коленям, по столу, по полу. Плачущие дети утихают и постепенно тоже вовлекаются в эту игру. Эта история никогда не повторяется: движения мамы чередуются, в рассказе появляются новые слова и фразы, новые предметы: машины, метро и т. д. В этот трудный для ребенка период может быть очень трудно уложить ребенка спать.

В период адаптации к детскому саду я рекомендую вам подобную сказку использовать дому, чтобы адаптация протекала как можно более мягко. Сейчас я предлагаю вам сочинить подобную сказку вместе.

План работы «Школы для родителей»

Сентябрь

Что такое адаптация к детскому саду и как помочь ребенку.

Октябрь

«Давайте поиграем» игрушки и игры для детей раннего возраста

Ноябрь

«Мой непонятный малыш» или как общаться со своим ребенком

Декабрь

«Учусь говорить» Практические рекомендации и советы для родителей

Январь

«Малыши крепыши» Особенности физического развития детей раннего возраста

Февраль

Этикет для малышей.

Март

Воспитание культурно- гигиенических навыков у малышей

Апрель

«Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка)

Май

Как организовать летний отдых малышей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей с рождения в норме.

Необходимые знания для молодых родителей....

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы да...

Консультация по теме: "Речевое развитие детей - норма и отклонение".

Рекомендовано для воспитателей  старших, подготовительных групп и родителей....

Консультация "Речевое развитие детей 3 - 4лет: норма и отклонения".

Консультация "Речевое развитие детей 3 - 4 лет: норма и отклонения" предназначена для родителей. Она знакомит их с характерными особенностями речевого развития детей 3-4 лет, на которые долж...

Консультация для родителей "Нормы и отклонения речевого развития детей 2 – 3 лет. Методы стимулирования речи в домашних условиях"

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 2 - 3 лет. Так же, есть показатели, которые должны насторожить родителей....

Речевое развитие детей 5-6 лет: норма и отклонения.

10 советов родителям, как помочь ребенку в развитии речи....