Консультация "Виды музыкальных занятий"
консультация

Коннова Надежда Константиновна

    Музыкальное занятие — основная форма организации музыкальной деятельности детей в детском саду, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения, развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_muzykalnyh_zanyatiy.docx24.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

-Консультация для родителей-

«Виды музыкальных занятий»

    Музыкальное занятие — основная форма организации музыкальной деятельности детей в детском саду, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения, развития дошкольника.

    Вопросам музыкального развития дошкольников и организации обучения на занятиях посвящали свои работы такие исследователи как Н.А. Ветлугина,

И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова, М.А. Медведева, М.Б. Зацепина и др.

А.П. Усова считала, что форма организации обучения должна быть гибкой, изменяться с учётом содержания и метода. Это положение довольно актуально в наше время в связи с созданием ФГОС дошкольного образования. Ведь ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно в игре ребёнок эффективно обучается и развивается.

  Музыкальное воспитание наиболее эффективно, когда педагогом применяются система занятий различных типов, позволяющих успешно решать все программные задачи, обеспечивая при этом гармоничность музыкального развития ребёнка. Варьирование типов занятий стимулирует творческую активность педагога в поиске новых форм организации педагогического процесса, способствует активности самих детей.

Музыкальные занятия в зависимости от участвующих детей делятся на :

1. Фронтальные занятия - проводятся со всей группой.

2. По подгруппам — когда есть необходимость в проведении занятий с меньшим количеством детей (многочисленные группы, или необходимо подготовить сюрпризные моменты к празднику, или обработать более тщательно какой-либо вид деятельности). Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей.

3. Индивидуальные — проводятся, когда есть необходимость позаниматься с ребенком индивидуально, подтянуть его или развить его склонности.

Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах.

Музыкальные занятия в зависимости от содержания делятся на:

1. Типовые (традиционное)  - включает в себя все виды деятельности детей.(музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).

Может иметь вариативную структуру - меняется последовательность разделов по необходимости программных задач. Важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

2. Тематические– объединяется одной темой, т.е. все разделы связаны между собой одной тематической нитью и виды музыкальной деятельности могут варьироваться, т.е. меняться по необходимости программного содержания.

Выделяются три разновидности этих занятий:

• собственно тематические ( «Осень», «Природа и музыка» и.т.д.),

• музыкально-тематические ( «Интонация в музыке и речи», «Русская народная песня», «Народные музыкальные инструменты»… когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.

• сюжетные («Путешествие») эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией. Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.

Может проводиться вместо праздничного утренника.

3. Комплексные (интегрированное)– ведут два педагога: музыкальный руководитель и воспитатель, педагог изо, физкультурник, педагог по драматизациям.

     Даёт детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, хореография, театр,). Имеет те же разновидности, что и тематические. Тема может быть взята из жизни или из сказки, связана с сюжетом или темой может быть само искусство: «Времена года»,

«Краски Осени в поэзии и музыке», «Краски Осени в живописи и музыке»,

 «Сказочные персонажи» и др.

     Основные методы – сравнение и сопоставление художественных образов. Дети учатся понимать специфику каждого вида искусства.

    Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.

    Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

4. Доминантные  –

а) доминирует, преобладает один вид музыкальной деятельности (пение, движение, восприятие музыки – остальные виды деятельности вспомогательные) для развития какой-либо музыкальные способности или ликвидации отставания. Например, доминирует игра на д.м.и.: в слушании – знакомство, тембры; творчество, музыкально -дидактические игры, музицирование.

б) во всех разделах музыкального занятия преобладает какой-то один жанр (марш, вальс…)

    Какой бы вид музыкального занятия не выбрал  педагог , следует помнить , что главная задача музыкального руководителя – вызвать  у дошкольников интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить эмоциональный мир ребенка. Атмосфера эмоционального подъёма, заинтересованность детей  повышают результативность занятия. Чтобы достичь этого, необходимо, чтобы педагог был увлечен своей работой , был неравнодушен к тому ,  о чем говорит, что и как исполняет  детям. Следует помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на музыкальных занятиях без поддержки воспитателей, родителей невозможно добиться  желаемых результатов в музыкальном воспитании и развитии  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....