Памятка "Поведенческие нарушения у дошкольников"
материал

Михайлова Галина Николаевна

Процесс формирования личности ребёнка начинается в дошкольном возрасте, именно в дошкольном детстве складываются предпосылки отклонений в поведении. Важно понимать, что влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очень значимо. Родители для ребенка – первые воспитатели, семья – первичная социальная микросфера, которая передает ребенку навыки и образец социального общения, социальной

адаптации, т.е. привыкания и вхождения ребенка в социум (общество).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedenie.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Поведенческие нарушения у дошкольников.

Процесс формирования личности ребёнка начинается в дошкольном возрасте, именно в дошкольном детстве складываются предпосылки отклонений в поведении. Важно понимать, что влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очень значимо. Родители для ребенка – первые воспитатели, семья – первичная социальная микросфера, которая передает ребенку навыки и образец социального общения, социальной

адаптации, т.е. привыкания и вхождения ребенка в социум (общество).

Нарушение поведения – это отклонение от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки.

Проявления проблемного поведения:

  • Истерики;
  • Агрессия (вербальная; физическая);
  • Протестное, демонстративное поведение;
  • Отсутствие реакции на просьбы, требования.

Следствием отсутствия профилактики и коррекции проблемного поведения являются:

  • Затруднение процесса обучения;
  • Подвергание риску самого ребенка или его окружения;
  • Затруднение общения и интеграции ребенка в социальную среду.

Возможные причины проблемного поведения:

  • Ребенку предъявляются слишком высокие требования;
  • Гиперопека/ гипоопека;
  • Изменения распорядка, непредсказуемость действий, окружающих (детям важна ритуальность и предсказуемость);
  • Нет коммуникативных умений и навыков («Хочу сказать, но не могу»);
  • Повышенная чувствительность к условиям среды («Мне слишком шумно, ярко, жарко, холодно и т.п.»);
  • Повышенная утомляемость («Я уже устал», «Мне уже надоело»);
  • Боль, дискомфорт.

Цель (функция) проблемного поведения:

 Избегание неприятного;

 Привлечение внимания;

 Получение желаемого;

 Самоуспокоение – аутостимуляция.

Проблемное поведение имеет цель и закрепляется, если цель достигается.

Предлагаю вам рассмотреть наиболее часто встречающиеся в повседневной

жизни виды проблемного поведения: истерика, демонстративное и протестное

поведение.

Истерики - внезапное незапланированное проявление гнева.

Возникают по причине либо сильной избалованности (он не приемлет отказов),

либо игнорирования родителями его потребностей. Каприз, истерика – это

следствие родительского нежелания «идти на поводу у баловника». Это также

сигнал родителям о том, что они ведут себя с ребенком неправильно,

неадекватно его возрастным возможностям, возможно, предъявляя

«неразумные» требования к «маленькому тирану» (либо завышенные, либо

заниженные).

Методы остановки аффективной формы истерики:

 Переключить внимания.

 Помыть лицо холодной водой, если словесное переключение внимания

не помогает.

 Нужно помнить, что во время истерик, ни в коем случае нельзя

ребёнка дёргать и бить! Только переключение внимания может ему

помочь!

 После окончания истерики сделайть ребёнку теплую ванну. Вода

очень успокаивает нервную систему. Выпейте вместе с ним горячий

чай и всё будет отлично!!!!

 ТЕХНИКА «ГАШЕНИЕ»

Гашение-это прекращение подкрепления поведения, которое в прошлом

подкреплялось. При гашении нежелательные формы поведения должны быть

заменены адекватными.

Протестное, демонстративное поведение.

Протестное, демонстративное поведение - выразительные действия и

поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь

внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

Проявления демонстративности у детей.

Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные

эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя

внимание. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема -

постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка -

недостаток внимания, эмоциональной реакции взрослых на его поступки. При

этом, если демонстративность является чертой характера ребенка («артист»,

«звезда»), а не приобретенное качество при достижении своей цели, тогда

качество получаемых им от взрослого эмоций, не имеет для него значения

(негативные, позитивные). Важна сила эмоционального выброса. Если

ребенку проще добиться от взрослых негативных эмоций, то это входит в

привычку и ребенок не пытается добиться внимания положительными

поступками. В таких ситуациях эмоциональная реакция взрослого на

негативные поступки ребенка должна быть минимальной, в последующем

сводиться к нулю. Эмоциональная реакция на положительные поступки должна

быть заметна для ребенка. Следуя данному принципу, поведение ребенка

должно меняться в лучшую сторону.

Каков же общий принцип уменьшения или устранения нежелательного

демонстративного поведения:

 Определить функцию проблемного поведения;

 Взрослому дать правильную реакцию на ситуацию, чаще всего

игнорирование (но, не уходить от ребенка, так как уход- это реакция

на поведение);

 Поощрение желательного поведения (в последующем).

Заключение. Не забывайте, что вы можете использовать сильные стороны ребенка с любым типом поведения. Там, где ребенок будет чувствовать понимание со стороны взрослого, доверие к нему и ощущать свою «нужность», он сможет проявить себя очень «ярко» и раскрыть свой потенциал.

С уважением, педагог-психолог Михайлова Галина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональные нарушения у дошкольников

На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её...

Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...

Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада

Опыт работы педагогов МБДОУ Детский сад №119 по профилактикенарушений осанки у дошкольников: система работы, примерные комплексы упражнений...

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....