Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья- настоящие друзья»
проект

Дроздова Валентина Васильевна

Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДО. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Разработанная примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно - конструктивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_vzaimodeystviyu_s_roditelyami.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МДОУ «Детский сад «Ёлочка»

Проект по взаимодействию с родителями

«Детский сад и семья- настоящие друзья».

Автор работы:

Воспитатель:

Дроздова В.В.

г. Надым

2023г.

Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДО. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Разработанная примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно - конструктивными.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в образовательном процессе ДО.

Актуальность проекта: Детский сад- это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень психолого-педагогической компетентности родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Правильно построенное общение родителей и нас педагогов – это залог успешного воспитания дошкольника. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Цель: Выстроить систему взаимодействия Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения педагогов и родителей - партнерскими

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Совершенствовать стиль партнёрских отношений между родителями воспитанников ДОУ и педагогами.
  • Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями и детьми.
  • Повысить уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.
  • Привлекать родителей воспитанников ДОУ в образовательный процесс.

В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

1. открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. индивидуальный подход;

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

- изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

- изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

- систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

- обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с интересными людьми. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории ДОУ.

Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

- создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

- снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

- гармонизация детско-родительских отношений;

- повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

- эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

- контроль родителей за деятельностью дошкольного учреждения;

- сотрудничество родителей дошкольного возраста с МДОУ.

Я наметила план реализации технологии социального партнерства с родителями.

Участники проекта: дети группы «Брусничка» и их родители, воспитатели, педагог-психолог.

Срок реализации проекта: коротко срочный ( 3месяца).

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.

Педагогическая деятельность:

• изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.

• Создание плана совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

-проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.

• Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

Работа с детьми:

• изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга

• наблюдения за детьми и беседы с ними.

2 этап – основной

Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Педагогическая деятельность:

-проведение ряда запланированных мероприятий

-организация встреч с участниками данного проекта;

-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями:

-тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога.

- практическая совместная с детьми деятельность.

Работа с детьми:

-проведение совместных мероприятий с родителями.

Активные формы и методы работы с родителями:

-анкетирование

- занятия с участием родителей («День Матери», «Субботник»)

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («Осенняя фантазия» - нетрадиционные способы изодеятельности, поделки «Дары осени»).

- акции («Правильно везу!», «Ласковое слово», фотоконкурс «Лучше папы друга нет!», «Ангел по имени МАМА!»)

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

- оформление фотовыставок

Это перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Все эти приемы я использовала, как разнообразные современные формы работы с родителями.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность? », «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, мероприятий с участием родителей.

Родители принимают активное участие в спортивных праздниках, субботниках.

3 этап – заключительный

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями воспитанников.

-анкетирование по удовлетворенности работой ДО родителей;

-определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Предполагаемые результаты:

Дети

- формирование заботливого отношения к своей семье;

- улучшение качества усвоения детьми программных материалов;

Родители

- воспитание чувства уверенности и защищённости.

- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;

- повышение педагогической грамотности родителей;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

-увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе;

Педагоги

- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;

- создание положительного эмоционального микроклимата

взаимодействия с родителями;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ.

Предметно-развивающая среда:

- созданы условия для формирования положительного образа семьи;

- комфортная, безопасная.

Результативность разработанной модели социального партнерства определяется по следующим критериям: создание качественно новых отношений между родителями, детьми и педагогами.

Это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Он ориентирован на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.

Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений.

Литература.

1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.

ИПК, 2006. – 95 с.

3.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей-

М.Просвещение,2005.

4.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

6.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб.: Детствопресс.2001.

7.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.

8. ФГОС ДОО - проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект реализации социального партнерства с родителями "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"

Игровая программа совместно с родителями средней группы "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"...

Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья». Реализация технологии социального партнерства с родителями

 Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные прин...

Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».

Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья»....

Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».

Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в ...

Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании ...

Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья - настоящие друзья»

Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителямиЗадачи:1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей2. Использование новых нетрадиционных форм раб...