Развиваем музыкальные способности детей раннего возраста в досуговой (игровой) деятельности
консультация (младшая группа)

Скуратова Валентина Васильевна

консультация для родителей  "Развиваем музыкальные способности детей раннего возраста в игровой (досуговой) деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развиваем  музыкальные способности детей раннего возраста

                       в   игровой (досуговой) деятельности.

        Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому назрела необходимость возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности.  Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

        Особый эффект музыкальная игра приобретает в раннем возрасте. Специфика данного вида игры, включающая в себя естественные для ребенка раннего возраста сенсорные впечатления, позволяет малышу не только получить удовлетворение от игры, но способствует его целостному развитию.

        Первые три года жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.  В  этом  возрасте  при   соответствующих условиях    у    ребенка    развиваются    различные    способности,    речь, совершенствуются движения,   начинают   формироваться  нравственные качества, складываются черты характера.   От того, как воспитывался и развивался ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее.

        В.А. Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И оттого, что вошло в его разум и сердце – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

        Музыкальные игры занимают достаточное большое количество времени, поэтому их целесообразнее использовать в организации досуга малышей. Здесь мы можем реализовать одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.

        Полноценное проживание ребенком периода раннего детства напрямую зависит от тех условий, которые созданы для его развития. Одним из таких условий становится игра – как наиболее органический и естественный для ребенка вид деятельности. Особое место в иерархии игр отводится музыкально-игровой деятельности.

        Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. Поэтому все виды музыкальных игр являются дидактическими, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания  с жизнью и интересами детей.

        Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид  досуговой деятельности:

Во-первых, -  это самый органичный вид деятельности:

Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыкально-игровые досуги вовлекают дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере

Во-вторых, - это самый «легкий» из всех видов музыкальной        деятельности

Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть вовсе не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни; увлекаемый музыкальными звуками и образами, играет, не обращая внимания на время и возможную усталость.

В -третьих, - это самый диагностичный вид музыкальной деятельности.

Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.

Музыкальная досуговая деятельность содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». Свобода проявления своего автономного и неповторимого «я» доставляет малышу радость и обретает адекватную форму.

И наконец, это самый сложный  вид музыкальной деятельности.

Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения двигаться, слушать и слышать, петь, и т. д.), а значит, обладает возможностью приобщать ребенка к виду деятельности, еще не освоенному им ранее.

Именно поэтому музыкально-игровая деятельность — играет важную роль в развитии ребенка: через нее он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

        Музыкально-игровая деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, который необходимо учитывать опытным педагогам.   В случаях дидактических затруднений в процессе обучения они обращаются к музыкально-игровым формам (песенкам-считалкам, музыкальным загадкам, музыкальным конкурсам и т. д.), в ходе которых дети осваивают то, что вне игровой ситуации представляло сложность для их восприятия.

Таким образом, отмеченные особенности музыкально-досуговой деятельности  придают ей особое педагогическое значение, а именно:

• как фактор развития ребенка;

• как способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры;

• как щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него умениям и навыкам;

• как способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

• мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

• как деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребенка;

• как способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

• как способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

Однако, анализ работы ДОУ показывает, что возможности музыкальных игр не используются до конца. В первую очередь не используются потенциалом музыкально-досуговой игры для детей раннего возраста. В связи с чем возникает противоречие между научно-обоснованными ценностями музыкально-дидактической игры и недостаточным использованием ее возможностей на практике работы современных ДОУ.

Поэтому актуальной задачей становится разработка досуговой деятельности детей раннего возраста с максимальным использованием музыкально-игровой деятельности. И в каждой группе она будет индивидуальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности»

Опыт работы по развитию музыкальных и творческих способностей детей докшольного возраста по программе "Арт-фантазия" Э.Г.Чуриловой...

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Развиваем коммуникативные способности ребенка через игровую деятельность....

Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста....

Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет

В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности  с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...

Развиваем музыкальные способности детей раннего возраста

Листовка для родителей Консультационного Центра, чьи дети не посещают детский сад...