Мастер-класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
план-конспект занятия (младшая группа)
Данный мастер-класс уточнит знания педагогов и родиелей о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста; напомнит, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов; подчеркнёт, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида»
«Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Составитель:
Воспитатель: Боровок
Лариса Евгеньевна
Верхняя Салда
Мастер-класс
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
План
- Приветствие участников мастер-класса. Сообщение темы и цели.
2. Выступление воспитателя: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
3. Практическая часть: «Знакомство с дидактическими играми по сенсорному развитию». Работа в мини-группах.
4. Итог:
- Подведение итогов работы мастер-класса.
- Вручение памяток для родителей: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в детском саду и дома».
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые коллеги, родители и гости нашего мастер-класса. Сегодня мы говорим с Вами на очень важную тему – Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Начну с того, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений.
В раннем возрасте дети особенно чувствительны к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему одной из главных задач педагога, работающего с детьми 1 – 2 лет в дошкольном учреждении, является развитие сенсорных систем ребенка, направленных на восприятие окружающего. Известно, что ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3лет – предметная игра. Поэтому с детьми 1 – 2 лет проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Кроме того, на протяжении дня в период бодрствования детей организуются игры и упражнения по сенсорному развитию. При дефекте сенсорного развития, характерны отставания, задержки речевого и психического развития. Детям «как воздух» необходимы игровые занятия для сенсорного воспитания. Чтобы осязать, ощущать, видеть и через органы чувств развиваться каждую минуту своего игрового времени.
Содержание сенсорного воспитания – это круг свойств, качеств, предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности. Прежде чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности.
В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3 –м годам достигает высокого уровня развития: ребенок точно дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, величине, узнает знакомые мелодии, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям . Восприятие будет более полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребенок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто неверным.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому ведущей деятельностью в группе раннего развития всегда является игра.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
2. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
3. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.
Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
4. И сейчас, уважаемые родители и коллеги, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 3-х лет.
Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра.
Сейчас предлагаю Вам подойти к столам, на которых собраны игры:
1 стол: Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
2 стол: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
3 стол: Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
4 стол: Игры на развитие тактильных ощущений;
5 сто: Игры на развитие зрительного восприятия.
Участники мастер-класса расходятся по залу к столам.
1 стол
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Чудесный мешочек
Цель: Отрабатывать умение определять на ощупь какая фигура в руках.
Задача: Найти предметы, различающиеся по одному признаку.
Платочек для куклы
Цель: Определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.
Узнай фигуру
Цель: Развивать умение на ощупь доставать из мешочка предложенную фигуру.
Найди пару
Цель: Развивать умение на ощупь находить пары одинаковых предметов.
2 стол
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
Найди предмет указанной формы
Задача: Ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму.
Дидактическая игра «Из каких фигур состоит»
Цель: Развивать умение по рисунку определять, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их.
Найди предмет такой же формы.
Цель: Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.
Дидактическая игра «Какая фигура лишняя»
Цель: Учить определять лишнюю фигуру в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:
Дидактическая игра «Сравни предметы по высоте»
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 1 признаку.
Дидактическая игра «Самая длинная, самая короткая»
Цель: Развивать умение раскладывать разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной.
Усложнение: Сравнение лент по нескольким признакам.
Дидактическая игра «Разноцветные кружки»
Цель: учить располагать кружки (либо другие геометрические фигуры) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.
Дидактическая игра «В какую коробку»
Цель: Учить распределять пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
Дидактическая игра «Дальше – ближе»
Цель: Учить определять по рисунку положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше.
3 стол
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Дидактическая игра «Какого цвета предмет»
Цель: Учить подбирать необходимый цвет для предмета.
Дидактическая игра «Собери гирлянду»
Цель: Учить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
Дидактическая игра «Какие цвета использованы»
Цель: Учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки.
Дидактическая игра «Уточним цвет»
Цель: Учить различать и называть близкие цвета.
Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили».
Цель: Развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
4 стол
Игры на развитие тактильных ощущений.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
5 стол
Игры на развитие зрительного восприятия.
Дидактическая игра "Собери бусы".
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
Подведение итогов мастер-класса.
Воспитатель: В заключение хочется подвести итог нашей встречи: навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни:
- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…
- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.
- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития.
5. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.
Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни». Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-411315-1393323744.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-444450-1419057924.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-612307-1427136017.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-612307-1427136017.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/28/picture-716924-1448714222.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Анализ проделанной работы за год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-872375-1483549490.jpg)
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-648725-1654782674.jpg)
«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр»
Изучая методическую литературу и наблюдая за детьми я пришла к выводу о том, что через игру у детей раннего дошкольного возраста речевое развитие происходит быстрее. В дошкольном возрасте игра являетс...