«Активизация речи детей с РАС через развитие мелкой моторики рук»
консультация

«Активизация речи детей с РАС через развитие мелкой моторики рук»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация речи детей с РАС через развитие мелкой моторики рук»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

         Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. В последнее десятилетие заметно выросло количество детей с ранним детским аутизмом. С аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно  и скоординировано. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.

Мы также можем порой наблюдать необыкновенную ловкость непроизвольных движений, когда, например, 2 – 3-х летний ребёнок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, ребёнок постарше - легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики. Но тот же ребёнок становится удивительно неловким, когда ему надо сделать что - то по просьбе взрослого. Если мы пытаемся чему-то научить аутичного ребёнка, например, начинаем заниматься рисованием, его рука может стать настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге вместо рисунка получается дыра; если занимаемся лепкой, то оказывается, что ребёнок не может самостоятельно скатать шарик или «колбаску», и т. п.

Поэтому основная наша помощь состоит в передаче ему моторного стереотипа действия, движения, т. е., попросту говоря, мы манипулируем руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п. Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего, невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка и становятся более уверенными его движения, мы уменьшаем физическую поддержку его руки: не держим кисть, не водим всей рукой, а, например, только поддерживаем локоть.
Целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

    Систематичность проведения игр и упражнений;

    Последовательность в проведении игр и упражнений  «от простого к сложному».

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным.

Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям.

1. Игры с предметами и материалами.

2. Изодеятельность.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.

Диагностика развития мелкой моторики и координации движений рук

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук позволяет правильно спланировать коррекционную работу.

Цели:

► выявить реальный уровень развития моторной сферы ребенка дошкольного возраста и степень соответствия возрастным нормам;

► определить отклонения и недостатки отдельных сторон развития моторики.

Оценивается четкость выполнения, удержание позы, переключаемость, объем движения, точность, сила.

Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены в сторону. Согнуть остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза

3. Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2–3 раза.

4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке („пальчики прячутся“).

5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой („пальчики здороваются“.

Исследование умения действовать с предметами. Оцениваются четкость выполнения, точность. Задания предлагаются ребенку в игровой форме.

Материал: мозаика; пуговицы; карандаш; разлинованная тетрадь; нитка; бусинки; коробок со спичками.

1 Выложить узор из мозаики („дорожка“, „крест“, „домик“) и др.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы на специальном тренажере (сначала крупные, затем мелкие).

3. Чертить карандашом вертикальные линии („палочки“) в разлинованной тетради.

4. Нанизывать на нитку бусинки.

Занятия с предметами и материалами. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру;

    Игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.

    Игры-нанизывания

    Игры с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.

    Игры со счетными палочками (дети берут детали двумя пальцами руки):

►выкладывание геометрических фигур разного размера:

►выкладывание вертикальных фигур (колодец),

► перекладывание палочек разными способами (используя разные пальцы)

    Игры с кубиками (веревочками, шнурками, горохом, карандашами)

    Игры с разноцветными прищепками (скрепками).

    Игры с клавишами

    Игры с поролоном.

    Игры с мозаикой (конструктором)

    Игры с пуговицами (бусинами, колючками. семенами плодов).

    Игры с пинцетом

    Игры на пересыпание (переливание).

    Игры с шариками. Обучать рассчитывать силу толчка и направление движения шарика

►Перекатывание от ладони к ладони по столу

► Подбрасывание и ловля шарика одной рукой.

Рассмотрим ещё наиболее простые и эффективные игры:

1. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

2. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

3. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

1. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

2. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

3. Застегивание, расстегивание и шнуровка.

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Развитию ручной умелости способствует художественный ручной труд, представляющий собой творческую работу с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Это могут быть рисование пальцами,  аппликация из спичек (соломки), различные виды аппликации из бумаги, работа с крупой и бобовыми, вышивка и др.

Данная деятельность подготавливает кисть к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость.

    Работа с карандашом. Обведение фигур простой конфигурации по трафарету и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше несоприкасающихся линий.

    Выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо начинать с простого контура (круг, овал), затем фигурных изображений (снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета.

    Лепка. Размазывание пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента.

    Работа с ножницами. Вырезать фигуры по нарисованному контуру; резать по прямой параллельными линиями. Добиваться качественного выполнения работы.

     «Штампики» (на закрепление знаний цвета и формы, приучение все делать по очереди).

Материалы: вырезанные из картофеля заготовки-«штампы»; краска; поролон; чистый лист бумаги.

Показать ребенку, что сначала надо приложить «штампик» к поролону с краской, а потом на лист бумаги. Так можно создавать разные картины.

    «На что похоже?» Ребенок выучил геометрические фигуры. Теперь ему пора понять, что на что похоже (например, круг похож на голову).

    «Рисование на песке»

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

1. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

2. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

3. Застегивание, расстегивание и шнуровка.

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук

Папка-передвижка для родителей детей младшего дошкольного возраста, информирующая о том, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать, так же представлены способы развития мелкой моторики д...

«Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

В данной работе представлен опыт использования игр по развитию мелкой моторики, с целью активизации речи детей раннего дошкольного возраста....

Совершенствование речи детей с ОВЗ через развитие мелкой моторики рук.

воспитатель высшей категории МБДОУ №148 Верховцева Елена Валерьевна Совершенствование речи детей с ОВЗ через развитие мелкой моторики рук."Чем больше мастерства в детской руке, тем умне...

Консультация для родителей «Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

laquo;Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Тема: «Активизация речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики »

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей младшего дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огро...

«Активизация речи детей с РАС через развитие мелкой моторики рук»

laquo;Активизация речи детей с РАС через развитие мелкой моторики рук»...