Консультация для родителей «Социальное и эмоционально-личностное развитие детей»
консультация
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, нравственно стойких,
социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Социальное и эмоционально-личностное развитие детей»
Современное общество требует инициативных молодых людей,
способных найти «себя» и своё место в жизни, нравственно стойких,
социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному
самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие
ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие
детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления
российского образования, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
Социальное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития
индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- трудовых навыков; знаний;
- норм, ценностей, традиций, правил;
- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно
и эффективно существовать в обществе других людей, развитие
толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Основы полноценного социально-личностного развития дошкольников:
- Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития
ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих
возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об
эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают,
помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства
собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
- Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).
- Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от
социального происхождения, расовой и национальной принадлежности,
языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого
своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления
доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому
человеку.
- Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям
сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей,
организовывать их совместную деятельность, направленную на создание
общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей
постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми
художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
- Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной
компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные
переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и
хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и
переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные
ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают
картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам
других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы
нравственного поведения.
- Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков:
помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
Важным аспектом социально-личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).
- Важно создавать условия для развития бережного, ответственного
отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-драматизация как синтез здоровьесберегающих образовательных технологий для коррекции эмоционально — личностной сферы у детей с нарушением интеллекта
Презинтация и статья....

«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...
Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»
Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

План-конспект занятия по развитию эмоционально-личностной сферы у детей старшего возраста
Представлен план-конспект занятия по закреплению навыков самоосознания и формированию навыков полоролевой идентификации у детей старшего возраста с ЗПР....

Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи
У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следователь...

Статья "Развитие эмоционально - личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии в дошкольной образовательной организации"
Психологические исследования и практические наблюдения за дошкольниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности...

Проблема развития эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР
В статье рассмотрены психолого-педагогические условия для развития и обучения детей с ЗПР, коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников в рамках единого образовательного пространства детс...
