Консультация для родителей «Социальное и эмоционально-личностное развитие детей»
консультация

Алексеенко Галина Ивановна

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, нравственно стойких,

социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Социальное и эмоционально-личностное развитие детей»

Современное общество требует инициативных молодых людей,

способных найти «себя» и своё место в жизни, нравственно стойких,

социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному

самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие

ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

 Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие

детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления

российского образования, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

 Социальное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития

индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

- трудовых навыков; знаний;

- норм, ценностей, традиций, правил;

- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно

и эффективно существовать в обществе других людей, развитие

толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Основы полноценного социально-личностного развития дошкольников:

  • Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития

ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих

возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об

эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают,

помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства

собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

  • Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).
  • Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от

социального происхождения, расовой и национальной принадлежности,

языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого

своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления

доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому

человеку.

  • Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям

сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей,

организовывать их совместную деятельность, направленную на создание

общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей

постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми

художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

  • Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной

компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные

переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и

хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и

переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные

ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают

картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам

других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы

нравственного поведения.

  • Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков:

помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Важным аспектом социально-личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

  • Важно создавать условия для развития бережного, ответственного

отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

План-конспект занятия по развитию эмоционально-личностной сферы у детей старшего возраста

Представлен план-конспект занятия по закреплению навыков самоосознания и формированию навыков полоролевой идентификации у детей старшего возраста с ЗПР....

Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи

У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следователь...

Статья "Развитие эмоционально - личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии в дошкольной образовательной организации"

Психологические исследования и практические наблюдения за дошкольниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности...

Проблема развития эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия для развития и обучения детей с ЗПР, коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников в рамках единого образовательного пространства детс...