Константин Дмитриевич Ушинский
презентация к уроку (подготовительная группа)
К. Д. Ушинский был не только талантливым педагогом, но и замечательным детским писателем. Его произведения помещены в учебные книги.Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 марта 1824 года родился Константин Дмитриевич Ушинский, русский писатель и педагог. Все мы выросли на его сказках и рассказах. Трогательные, шутливые, наполненные русским фольклором, с тонко поданной дидактической задачей. Бесспорно представить сейчас детство без них просто невозможно. Произведения для детей Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир...» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в неё, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать».
Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация — все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах. На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее. Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начинается словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хрестоматии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».
В «Детском мире...» в разделе «Из русской истории» напечатаны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн. Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер? Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и рассказы в прозе».
Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут ещё упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.
Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни». В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел простодушно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».
Некоторые рассказы К. Д. Ушинского: «Вместе тесно, а врозь скучно» «Гадюка» «История одной яблоньки» «Как рубашка в поле выросла» «Курица и утята» «Проказы старухи-зимы» «Утренние лучи» «Четыре желания»
К. Д. Ушинский писал не только рассказы, но и сказки для детей. Он считал важным не объём сюжета, а наличие в них поучительного «зёрнышка». В своих сказках К. Д. Ушинский всегда учит маленьких читателей добру, честности и любви к животным. «Ветер и солнце» «Слепая лошадь» «Лиса и козёл» «Петух да собака» «Мышки» «Лиса и гуси» «Петушок с семьёй» «Лиса Патрикеевна» «Ворона и рак» «Козлятки и волк»
Помимо рассказов и сказок, К. Д. Ушинский писал для детей и басни: «Гусь и журавль» «Ворон и сорока» «Лес и ручей» «Храбрая собака» К. Д. Ушинский посвятил педагогике всю свою жизнь. Поэтому в большей степени он является педагогом, чем писателем. К. Д. Ушинский написал первые общедоступные учебники на русском языке. В юности, когда он учился в гимназии, ему приходилось ходить на уроки пешком, причём дорога в одну сторону занимала более часа. Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Константин Дмитриевич Ушинский
Это статья М.М.Ягнятинской "К.Д. Ушинский и словесность" (публикация: ж. Филология, № 2 (55) – 2008. – С. 142-145)Рассматривается вклад К.Д. Ушинского в национальную культуру России, его неу...

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ -ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕДАГОГ
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)- великий русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы....
Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»
Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...
Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»
Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Участие в межмуниципальных педагогических чтениях «Человек как предмет воспитания», посвящённых 150-летию выхода одноимённой книги Константина Дмитриевича Ушинского
Труд является важнейшим источником нравственного развития личности. ...

Константин Дмитриевич Ушинский – педагог и детский писатель.
К. Д. Ушинский учился в гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учит...

200-летие со дня рождения писателя Константина Дмитриевича Ушинского
Статья 200-летие со дня рождения писателя К.Д.Ушинского...
