«Как научить понимать прочитанное и формировать осознанное чтение ?»
консультация
«Как научить понимать прочитанное и формировать осознанное чтение ?»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как научить понимать прочитанное и формировать осознанное чтение ?»
Учитель-логопед Крутых Е.В.
Дата: декабрь 2024г.
Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной и смысловой сторон произведения.
Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Для этого необходимо использовать разнообразные методы: подготовка к восприятию текста через беседу, рассказ, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, закрепление содержания прочитанного текста, пересказ.
Предлагаю вашему вниманию памятку для развития навыка осознанного чтения.
Памятка для родителей:
1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
2. Выясните перед чтением или во время чтения значение трудных и незнакомых слов.
3.Спросите, понравилось ли произведение и чем?
4.Что нового, интересного узнал ребенок?
5. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки. (кто из персонажей понравился/не понравился и почему; что показалось забавным; что заинтересовало и т.д.)
6. Как описана природа?
7. Какие слова и выражения запомнились?
8. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите своего ребенка.
Как научить ребенка осмысленному чтению
Чтение вслух и обсуждение текста
Чтение вслух – один из самых эффективных методов для улучшения восприятия текста. Этот процесс активизирует внимание, помогает ребенку сосредоточиться на словах и глубже осознавать содержание. Кроме того, чтение вслух способствует развитию речевых навыков и словарного запаса. Как научить ребенка понимать текст прочитанного?
Чтение вслух: помогает сосредоточиться на каждом слове, улучшает интонацию и восприятие текста.
- Обсуждение прочитанного: способствует осмыслению содержания и помогает связать различные части текста в единую картину.
- Использование различных форматов: вопросы, игры и ролевые постановки делают процесс более увлекательным и вовлекающим.
Пересказ прочитанного своими словами
Чтобы пересказ стал эффективным, важно сосредоточиться на нескольких аспектах:
- Выделение главной мысли: важно научить ребенка находить основную идею текста, чтобы пересказ был точным и логичным.
- Использование собственных слов: пересказ с использованием личных выражений помогает лучше запомнить информацию и сделать восприятие более осознанным.
- Структурированность рассказа: пересказ должен быть логично организован, с соблюдением последовательности событий или идей.
- Обсуждение: после пересказа полезно обсудить прочитанное, что помогает укрепить понимание материала и выявить нюансы, которые могли быть упущены.
Задавание вопросов по содержанию текста
Вопросы могут быть разнообразными: от простых уточняющих до более глубоких, требующих анализа и рассуждений. Важно, чтобы ребенок сам начал задавать вопросы, что способствует более глубокому вовлечению в текст.
- Уточняющие вопросы: помогают проверить, правильно ли поняты основные факты. Например: «Что произошло в начале?», «Кто был главным героем?»
- Вопросы на размышление: направлены на поиск скрытых смыслов текста. Например: «Почему герой поступил так?» или «Как бы ты поступил на его месте?»
- Открытые вопросы: требуют развёрнутого ответа и помогают развить логическое мышление, например: «Что ты думаешь о конце истории?»
- Сравнительные вопросы: способствуют анализу текста с другими источниками или личным опытом, например: «Как это событие похоже на что-то, что ты читал раньше?»
Игровые методы для улучшения понимания текста
Читаем и рисуем: визуализация текста
Этот подход стимулирует творческое восприятие текста и позволяет ребенку глубже осознавать описания и события. Когда текст становится не только словами, но и картинками, у ребенка появляется возможность выразить свои мысли и чувства через рисунки.
Применение визуализации может быть разнообразным:
- Рисование сцен: на основе прочитанного можно нарисовать ключевые сцены, персонажей или места, описанные в тексте.
- Создание карт или схем: для лучшего осмысления событий можно создать карту событий или схемы, которые покажут связь между ключевыми моментами.
- Иллюстрации эмоций: рисование эмоций персонажей помогает глубже понять их мотивацию и реакцию на происходящее.
Ролевые игры по мотивам прочитанного
Ролевые игры – отличный способ погрузиться в содержание книги и ощутить себя частью описанных событий. Воссоздание сцен из текста позволяет ребенку активно взаимодействовать с материалом, лучше усваивать его и развивать творческое воображение.
Когда дети играют роли персонажей, они не только переживают события, но и начинают осознавать мотивацию героев, их эмоции и решения. Это способствует более глубокому восприятию текста и развивает навыки анализа.
Метод «Составь продолжение истории»
Данный подход помогает ребенку понять структуру повествования, выявить основные элементы сюжета и научиться предсказывать развитие событий. Важно, чтобы продолжение не ограничивалось просто фантазией, а опиралось на логические связи и атмосферу исходного текста.
Использование карточек с вопросами по тексту
Карточки могут быть различных типов в зависимости от цели задания. Вопросы могут быть направлены на проверку фактов, выявление главной идеи, анализ поступков персонажей или обсуждение последствий событий.
Как помочь ребенку разного возраста
Как научить ребенка 7-10 лет анализировать текст
Чтобы процесс анализа был успешным, можно использовать несколько подходов, направленных на развитие навыков внимательного чтения и осмысления. Вот несколько эффективных методов:
- Выделение ключевых событий: предложите ребенку определить, что является основными событиями текста. Это поможет ему сосредоточиться на главных моментах и разобраться в структуре повествования.
- Обсуждение персонажей: важно поговорить о героях, их мотивации и поступках. Обсуждение того, почему они так поступают, помогает ребенку осознавать действия персонажей и их внутренние переживания.
- Задания с вопросами: задавая вопросы по тексту, вы помогаете ребенку анализировать происходящее. Например, «Почему герой выбрал именно этот способ решения проблемы?» или «Что могло бы произойти, если бы герой поступил иначе?»
Подход к подросткам: работа с большими объемами информации
В возрасте подростков работа с текстами значительно усложняется, поскольку объем информации становится больше, а структура материалов – сложнее. На этом этапе важно развивать навыки организации, а также умение быстро и эффективно извлекать нужные сведения из больших текстов.
Как научить ребенка понимать смысл прочитанного? Для подростков, которым предстоит справляться с объемными источниками информации, можно применить несколько методов, которые помогут не только осваивать материал, но и эффективно анализировать его:
Методы работы с большими текстами
- Использование диаграмм и схем: визуальные элементы, такие как схемы, карты и графики, помогают структурировать информацию и увидеть связи между различными аспектами материала.
- Разделение информации на блоки: работа с большими объемами становится проще, если материал разделен на части. Каждую из них можно изучить отдельно, а затем объединить для полного осмысления всего текста.
Такие методы позволяют подросткам развивать не только умение осмысленно работать с большим количеством информации, но и способности к критическому анализу и систематизации. Это навыки, которые пригодятся не только при чтении, но и в учебной деятельности в целом.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро» Программное содержание: Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нор
Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро»Программное содержание:Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло»...

Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.
Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....

"Использование конкурсов чтецов в формировании осознанного чтения у дошкольников"
Презентация опыта работы с детьми с ОВЗ по развитию речи...

ПЕРВЫЙ ШАГ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ...

Упражнений для формирования и развития осознанности чтения у детей с ЗПР
Материал содержит специальные тренировочные упражнения для формирования и развития осознанности чтения у детей с ЗПР....

Консультация для родителей «Чтение с увлечением или как продолжить формирование осознанного чтения летом»
Для того, чтобы сделать процесс знакомства дошкольников с буквами, а затем и обучить осознанному чтению наиболее продуктивным, этот процесс должен стать интересным для ребенка. Как сделать его таким? ...


