«Как научить понимать прочитанное и формировать осознанное чтение ?»
консультация

Крутых Екатерина Васильевна

«Как научить понимать прочитанное и формировать осознанное чтение ?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_osoznan_chtenie.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как научить понимать прочитанное и формировать осознанное чтение ?»

Учитель-логопед Крутых Е.В.

Дата: декабрь 2024г.

Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной и смысловой сторон произведения.

Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Для этого необходимо использовать разнообразные методы: подготовка к восприятию текста через беседу, рассказ, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, закрепление содержания прочитанного текста, пересказ.

 Предлагаю вашему вниманию памятку для развития навыка осознанного чтения.

 

Памятка для родителей:

1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

2. Выясните перед чтением или во время чтения значение трудных и незнакомых слов.  

3.Спросите, понравилось ли произведение и чем?  

4.Что нового, интересного узнал ребенок?  

5. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки. (кто из персонажей понравился/не понравился и почему; что показалось забавным; что заинтересовало и т.д.)

6. Как описана природа?

7. Какие слова и выражения запомнились?

8. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите своего ребенка.

Как научить ребенка осмысленному чтению

Чтение вслух и обсуждение текста

Чтение вслух – один из самых эффективных методов для улучшения восприятия текста. Этот процесс активизирует внимание, помогает ребенку сосредоточиться на словах и глубже осознавать содержание. Кроме того, чтение вслух способствует развитию речевых навыков и словарного запаса. Как научить ребенка понимать текст прочитанного?

📍Чтение вслух: помогает сосредоточиться на каждом слове, улучшает интонацию и восприятие текста.

  • 📍 Обсуждение прочитанного: способствует осмыслению содержания и помогает связать различные части текста в единую картину.
  • 📍 Использование различных форматов: вопросы, игры и ролевые постановки делают процесс более увлекательным и вовлекающим. 

Пересказ прочитанного своими словами

Чтобы пересказ стал эффективным, важно сосредоточиться на нескольких аспектах:

  • 📍 Выделение главной мысли: важно научить ребенка находить основную идею текста, чтобы пересказ был точным и логичным.
  • 📍 Использование собственных слов: пересказ с использованием личных выражений помогает лучше запомнить информацию и сделать восприятие более осознанным.
  • 📍 Структурированность рассказа: пересказ должен быть логично организован, с соблюдением последовательности событий или идей.
  • 📍 Обсуждение: после пересказа полезно обсудить прочитанное, что помогает укрепить понимание материала и выявить нюансы, которые могли быть упущены.

Задавание вопросов по содержанию текста

Вопросы могут быть разнообразными: от простых уточняющих до более глубоких, требующих анализа и рассуждений. Важно, чтобы ребенок сам начал задавать вопросы, что способствует более глубокому вовлечению в текст.

  • 📍 Уточняющие вопросы: помогают проверить, правильно ли поняты основные факты. Например: «Что произошло в начале?», «Кто был главным героем?»
  • 📍 Вопросы на размышление: направлены на поиск скрытых смыслов текста. Например: «Почему герой поступил так?» или «Как бы ты поступил на его месте?»
  • 📍 Открытые вопросы: требуют развёрнутого ответа и помогают развить логическое мышление, например: «Что ты думаешь о конце истории?»
  • 📍 Сравнительные вопросы: способствуют анализу текста с другими источниками или личным опытом, например: «Как это событие похоже на что-то, что ты читал раньше?»

Игровые методы для улучшения понимания текста

Читаем и рисуем: визуализация текста

Этот подход стимулирует творческое восприятие текста и позволяет ребенку глубже осознавать описания и события. Когда текст становится не только словами, но и картинками, у ребенка появляется возможность выразить свои мысли и чувства через рисунки.

Применение визуализации может быть разнообразным:

  • 📍 Рисование сцен: на основе прочитанного можно нарисовать ключевые сцены, персонажей или места, описанные в тексте.
  • 📍 Создание карт или схем: для лучшего осмысления событий можно создать карту событий или схемы, которые покажут связь между ключевыми моментами.
  • 📍 Иллюстрации эмоций: рисование эмоций персонажей помогает глубже понять их мотивацию и реакцию на происходящее.

Ролевые игры по мотивам прочитанного

Ролевые игры – отличный способ погрузиться в содержание книги и ощутить себя частью описанных событий. Воссоздание сцен из текста позволяет ребенку активно взаимодействовать с материалом, лучше усваивать его и развивать творческое воображение.

Когда дети играют роли персонажей, они не только переживают события, но и начинают осознавать мотивацию героев, их эмоции и решения. Это способствует более глубокому восприятию текста и развивает навыки анализа.

Метод «Составь продолжение истории»

Данный подход помогает ребенку понять структуру повествования, выявить основные элементы сюжета и научиться предсказывать развитие событий. Важно, чтобы продолжение не ограничивалось просто фантазией, а опиралось на логические связи и атмосферу исходного текста.

 

Использование карточек с вопросами по тексту

Карточки могут быть различных типов в зависимости от цели задания. Вопросы могут быть направлены на проверку фактов, выявление главной идеи, анализ поступков персонажей или обсуждение последствий событий. 

Как помочь ребенку разного возраста

Как научить ребенка 7-10 лет анализировать текст

Чтобы процесс анализа был успешным, можно использовать несколько подходов, направленных на развитие навыков внимательного чтения и осмысления. Вот несколько эффективных методов:

  • 📍 Выделение ключевых событий: предложите ребенку определить, что является основными событиями текста. Это поможет ему сосредоточиться на главных моментах и разобраться в структуре повествования.
  • 📍 Обсуждение персонажей: важно поговорить о героях, их мотивации и поступках. Обсуждение того, почему они так поступают, помогает ребенку осознавать действия персонажей и их внутренние переживания.
  • 📍 Задания с вопросами: задавая вопросы по тексту, вы помогаете ребенку анализировать происходящее. Например, «Почему герой выбрал именно этот способ решения проблемы?» или «Что могло бы произойти, если бы герой поступил иначе?»

Подход к подросткам: работа с большими объемами информации

В возрасте подростков работа с текстами значительно усложняется, поскольку объем информации становится больше, а структура материалов – сложнее. На этом этапе важно развивать навыки организации, а также умение быстро и эффективно извлекать нужные сведения из больших текстов.

Как научить ребенка понимать смысл прочитанного? Для подростков, которым предстоит справляться с объемными источниками информации, можно применить несколько методов, которые помогут не только осваивать материал, но и эффективно анализировать его:

Методы работы с большими текстами

  • 📍 Использование диаграмм и схем: визуальные элементы, такие как схемы, карты и графики, помогают структурировать информацию и увидеть связи между различными аспектами материала.
  • 📍 Разделение информации на блоки: работа с большими объемами становится проще, если материал разделен на части. Каждую из них можно изучить отдельно, а затем объединить для полного осмысления всего текста.

Такие методы позволяют подросткам развивать не только умение осмысленно работать с большим количеством информации, но и способности к критическому анализу и систематизации. Это навыки, которые пригодятся не только при чтении, но и в учебной деятельности в целом.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро» Программное содержание: Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нор

Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро»Программное содержание:Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло»...

Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....

"Использование конкурсов чтецов в формировании осознанного чтения у дошкольников"

Презентация опыта работы с детьми с ОВЗ по развитию речи...

ПЕРВЫЙ ШАГ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРОЦЕССЫ,  ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ...

Упражнений для формирования и развития осознанности чтения у детей с ЗПР

Материал содержит специальные тренировочные упражнения   для формирования  и развития осознанности чтения у детей с ЗПР....

"Осознанное чтение".

quot;Осознанное чтение - что это такое"...

Консультация для родителей «Чтение с увлечением или как продолжить формирование осознанного чтения летом»

Для того, чтобы сделать процесс знакомства дошкольников с буквами, а затем и обучить осознанному чтению наиболее продуктивным, этот процесс должен стать интересным для ребенка. Как сделать его таким? ...