Экология и музыка для дошкольников
консультация

Петрова Наталья Александровна

             Экология и музыка для дошкольников

 

  Как связаны эти два широких понятия, ведь экология - это наука, а музыка - это один из видов искусств? Попробуем на него ответить.
Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком понятий, искусство - языком образов. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира.Таким образом, музыка воссоздает чувственную модель мира, а экология изучает взаимоотношение человека с этим миром, с окружающей его природной средой.
   Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности человека к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.
  Тема экологии всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Так слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя, то бабочкой, то птичкой, то цветком, то снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образов, эмоциональную окраску которым даёт прекрасная музыка.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

             Экология и музыка для дошкольников

  Как связаны эти два широких понятия, ведь экология - это наука, а музыка - это один из видов искусств? Попробуем на него ответить.
Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком понятий, искусство - языком образов. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира.Таким образом, музыка воссоздает чувственную модель мира, а экология изучает взаимоотношение человека с этим миром, с окружающей его природной средой.
   Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности человека к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.
  Тема экологии всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Так слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя, то бабочкой, то птичкой, то цветком, то снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образов, эмоциональную окраску которым даёт прекрасная музыка.
     В музыкально-подвижных играх дошкольники примеряют на себя образы персонажей из цикла пьес «Карнавал животных» К.Сен-Санса, «Музыкальных картинок» Е.Тиличеевой. Уже в раннем возрасте дети воспринимают образы животных в игрушках, а взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, прибаутки, колыбельные («Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т. д.) 
  Дошкольники с удовольствием слушают и поют песенки про животных, птиц и насекомых («В траве сидел кузнечик» Н. Носова, «Птичка» Д. Тухманова и т. д.) Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
  Познание природы в звуках продолжается в играх «Угадай по звуку», дети отгадывают по голосам – животных и птиц, угадывают звуки ручейка, морского прибоя, дождя, ветра. Дети подражают в песенках голосам животных в играх-распевках. Глубже почувствовать звуки природы и попытаться их воссоздать можно через элементарное музицирование и импровизации на колокольчиках, треугольниках, металлофонах.

 Как остаться равнодушным, когда дети водят хороводы и поют песни о белоствольной русской березке, елочке, листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, о грибочках, овощах, фруктах и т. д.
  Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о небе, о деревьях и цветах – обо всем, что нас окружает.

  Экология и здоровье – тоже тесно связаны. Здоровьесберегающие технологии работы с дошкольниками -валеологические распевки, логоритмика, дыхательная гимнастика, коммуникативные танцы.
Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Оно заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, сюрпризные моменты, игровая деятельность и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТКонсультация для музыкальных руководителей и родителей Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятел...

Интегрированное занятие по экологии и музыке «Путешествие капельки» для старшего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие по  экологии  и  музыке  «Путешествие капельки»для старшего дошкольного возраста.Свинцова Елена Александровна, воспитатель I категорииМКДОУ детский са...

"Весеннее путешествие на воздушном шаре" Интегрированное занятие по теме : "Экология в музыке" для детей старшей группы

Это  интегрированное занятие , которое обьединяет знания детей об окружающем мире, дополняет их новыми интересными сведениями и эстетическими  переживаниями...

Экология в музыке

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТКонсультация для музыкальных руководителей и родителей Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятел...

Экология в музыке с самых ранних лет

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей  к вопросу экологии, пробужд...

«ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ» Консультация для педагогов и родителей

Данный материал можно использовать музыкальному руководителю  в работе с родителями...