Семь беценых навыков письма от руки
статья
Предварительный просмотр:
Семь бесценных навыков, которые рискует утратить человечество, отказываясь от письма от руки
Современная образовательная среда во многих странах демонстрирует устойчивую тенденцию к сокращению или даже полному исключению практики письма от руки из учебных программ. Школы Германии, Финляндии и Соединенных Штатов Америки всё чаще переводят обучение письму в разряд факультативов или вовсе отказываются от него уже в начальных классах. Журналист Анастасия Миронова провела исследование, чтобы разобраться в потенциальных последствиях этой глобальной тенденции для нас и будущих поколений. Какое будущее ждет нас, если ручка и бумага окончательно уступят место клавиатуре и сенсорному экрану?
Глобальный отказ от прописей: примеры и тенденции
В США, следуя федеральным образовательным нормативам 2010 года, обучение письму зачастую ограничивается детским садом и первым классом (куда дети идут с пяти лет). В результате во многих штатах шестилетние дети уже не практикуют письмо от руки, осваивая алфавит преимущественно с помощью цифровых устройств.
Финляндия пошла еще дальше: осенью 2016 года в школы пришли первые ученики, для которых навык письма от руки не является обязательным. Похожая ситуация наблюдается и в Швеции, где активно внедряются технологии, преобразующие печатный текст в имитацию рукописного. Некоторые шведские исследователи полагают, что тонкая моторика маленьких детей лучше приспособлена к нажатию клавиш, чем к выведению букв, поэтому предлагают начинать с клавиатуры, позволяя ребенку видеть результат в виде прописного текста на экране.
Великобритания пока сохраняет обучение прописям, но подходит к этому комплексно: первоклассников одновременно учат и письменному, и печатному вариантам букв. После сдачи базового зачета по прописям большинство учеников переходят на использование печатных букв в повседневной практике, что стало нормой для страны. Интересно, что из-за этого текст, написанный от руки человеком, обучавшимся каллиграфии старой школы (например, в СССР), может оказаться не вполне понятным для современного британца.
📎 Краткая история чистописания в России: от каллиграфии к скорости
В России дискуссии об отказе от каллиграфического письма ведутся не первый год. За последнее столетие стандарты письма в стране претерпевали неоднократные упрощения. Послереволюционная реформа орфографии сопровождалась и изменением прописей, что сделало письмо менее витиеватым и ускорило процесс обучения грамоте. Тем не менее, до середины XX века стандарт предполагал наличие декоративных элементов, а сами прописи разрабатывались с учетом использования перьевой ручки и под контролем нейрофизиологов.
В сталинскую эпоху целые научные институты занимались выверкой начертания каждой буквы. Целью было создание такого стандарта письма, при котором мышечное напряжение руки чередовалось бы с расслаблением. Характерные «завитушки» у строчной «д» или заглавной «Г», дополнительные черточки над «Т» служили не только эстетике, но и эргономике: они прерывали безотрывное письмо, позволяя руке отдыхать. Считалось, что при движении пера вниз следует делать нажим, а при движении вверх – ослаблять давление. Такой подход замедлял письмо, но снижал утомляемость.
После смерти Сталина произошел переход к упрощенному, безотрывному письму. Это заметно увеличило скорость письма, но одновременно привело к тому, что пишущий стал быстрее уставать и терять концентрацию из-за постоянного напряжения руки.
Третья волна упрощения пришлась на 1990-2000-е годы, когда количество уроков чистописания было существенно сокращено. Если в 1950-х каллиграфии учили на протяжении всей начальной школы, то сейчас этому предмету в лучшем случае отводится год, а иногда и всего две четверти. Зачастую, если большинство первоклассников уже умеют писать, учитель минимизирует часы чистописания, так как переучивать сформировавшийся почерк – задача не из легких. Жесткие требования к красоте почерка ушли в прошлое; многие дети пишут печатными или смешанными буквами, а некоторые и вовсе предпочитают делать заметки на планшете во время уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы).
Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы)....

"Подготовка руки ребенка к овладению навыками письма"
Письмо - сложный координационный навык, требующий работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем д...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
«Роль графических навыков в подготовке руки к письму.»
Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности детей к школе....

Примеры заданий (нетрадиционное рисование с помощью штампов) для развития графомоторных навыков и постановки руки к письму у детей дошкольного возраста
Представлены примерные задания для формирования графомоторных навыков и развития мелкой моторики с целью подготовки руки к письму для детей дошкольного возраста. Можно использовать как в качестве конс...
Развитие графических навыков и подготовка руки к письму у дошкольников
Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Благодаря своевременной подготовке руки к письму можно избежать множества трудностей при обучении в школе. Подгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Обучение детей грамоте и формирование навыков письма" направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы (уче
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педгогоическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
