Адаптация детей к ДОО
статья

Данилова Светлана Михайловна

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически - социальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_doo.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к ДОО.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне.

У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.

1. Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10–15 дней.

2. Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.

3. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания.

Основные признаки привыкания ребенка к ДОО:

– Ребенок плачет, собираясь в сад;

– Тяжело расстается с родителями в саду;

– Снижение аппетита (или отказ от еды в ДОО); – Нарушение сна;

– Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.)

– Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.

Следует отметить то, что в младшем дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и отсутствия навыков совместной игры часто возникают конфликты. И, следовательно, первые дни в дошкольном учреждении оставляют негативное впечатление у ребенка. Результатом чего являются слезы, истерики, отказы от дальнейшего посещения данного учреждения.

Есть такие дети, первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, через неделю или больше могут проявить негативизм и отказ посещения детского сада. Происходит это от того, что проходит интерес, так называемый эффект новизны. Когда новые игрушки уже не интересны и возникают сложности установлении контакта со сверстниками.

У ребенка в период адаптации к детскому саду преобладают отрицательные эмоции; двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.

Характер адаптации зависит от нескольких важных факторов:

– Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку, который сидит дома под присмотром родителей и не контактирующему со сверстниками, будет сложно адаптироваться, нежели ребенку, который постоянно имеет разлуку с матерью.

– Недооценивание режимных моментов. Часто родители пренебрегают рекомендациями педагогов.

– Низкие навыки самообслуживания или полное их отсутствие. К трем годам ребенок должен уметь элементарные навыки самообслуживания: держать ложку, вилку, одевать колготки, кофту и раздеваться. У ребенка, которого не научили, возможно могут развиться различные комплексы, низкая самооценка.

– Особенности высшей нервной системы, её типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей, половых различий.

– Отсутствие регулярного посещения детского садика. Иногда родители приводят ребенка «через день», то проспали и т. д. Регулярное посещение, без пропусков приводит к быстрой адаптации.  

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в работе. Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Стоить учесть, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойны, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Успокоив ребенка, педагог, получает возможность познакомить его с окружающим, наладить его контакты с другими детьми.

К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за ребенком в разные отрезки времени дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.

Педагог должен провести родительское собрание, где вместе с родителями смогут разобрать основные вопросы адаптации ребенка: что нужно делать, а что нельзя. Познакомить родителей с режимными моментами. Перед приемом в группу следует провести анкетирование родителей, сбор анамнеза. Это нужно для того, чтобы больше узнать о ребенке: знать его темперамент, привычки, какими навыками он владеет, тем легче педагогу будет найти к нему подход. Чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно нужно тесно взаимодействовать с родителями, совместно выбрать методы и линию поведения работы с ребенком.

Со стороны родителей должно быть уважительное отношение к педагогическому персоналу ДОО. При адаптации ребенка, родитель не должен пугать детским садом, чтобы у него не возникало негативного отношения к учреждению. Так же для быстрой адаптации желательно с ребенком гулять на площадке сада, знакомить с детьми, садом. Безусловно будут полезны совместные просмотры мультфильмов, беседы.

Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если:

– ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО, формируются коммуникативные навыки;

– эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно;

– появляется аппетит;

– радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях.

Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....