Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Консультация по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста с использованием творчества А.Л.Барто
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста
«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.
В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.
На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок - это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?
Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее.
Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
- С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.
- Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.
- Знакомить детей с основами труда.
В работе по духовно - нравственному развитию можно выделить несколько направлений:
Духовно - образовательное направление: занятия, беседы.
Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.
Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.
Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.
В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА СО СТИХАМИ АГНИИ БАРТО Ширяева Римма Ивановна – воспитатель первой квалификационной категории. E-mail: ds4.teremok@mail.ru В статье раскрываются возможности использования стихов в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста. Ключевые слова: духовные ценности, языковое содержание, любовь к окружающему миру, микроклимат в группе. R. I. Shiryaevа Kindergarten № 4, Closed Administrative-Territorial Formation Zvyozdny, Perm Krai, Russia SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION INFANTS IN THE DATING WITH VERSES AGNIYA BARTHO Shiryaevа Rimma Ivanovna – kindergarten teacher of the firstest qualification category. The article describes the possibilities of using poetry in the spiritual and moral education of young children. Key words: spiritual values, language content, the love to the world, the microclimate in the group. Формирование личности ребенка не возможно без воспитания с ранних лет уважения к духовным ценностям. Ведь именно ранний возраст – важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда всѐ впервые: начинает развиваться речь, начинаются игры, общение со сверстниками. По мнению В. А. Сухомлинского, «детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [2, с. 270]. Понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, о любви к малой родине и Отечеству рождается с раннего детства: с маминой колыбельной, природы за окном, с первых книжек и стихотворений. Тем не менее в последние годы бытует мнение, что у многих современ- © Ширяева Р. И., 2016 Р. И. ШИРЯЕВА 57 ных подростков, у молодежи наблюдается дефицит нравственных ценностей, порой искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, духовных ценностях. Поэтому нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся педагог Е. И. Тихеева в своих исследованиях отмечала, что ребенок в начале своей жизни способен быстро и легко познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений, первые представления о себе, о других, о мире [3, с. 17]. В этом возрасте дети быстро и активно начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевают средством человеческого общения – речью, звучными рифмами, интонациями, а также выразительными эмоциями. Ребенок черпает свое языковое содержание из конкретной действительности и развивается путем подражания. Дети испытывают удовольствие, когда им читают стихи, с легкостью запоминают и способны повторять их. В первые три года жизни формируются фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многое другое. Эти способности не возникают сами по себе, а требуют участия взрослого и соответствующих возрасту ребенка форм деятельности. Вот почему основной принцип нравственного воспитания детей – воспитание с помощью стихов. Как считает О. С. Ушакова, они легко читаются, а по интонации очень близки к детской речи, легко проговариваются и запоминаются [4, с. 240]. Многие художественные произведения отражают поведение героя, и это оказывает влияние на личность и поведение ребенка. Целью нашего проекта, исходя из изложенного выше, стало нравственное развитие детей раннего возраста путем приобщения их к художественной литературе, конкретно – в процессе ознакомления с произведениями Агнии Львовны Барто. Ее стихи способствуют воспитанию любви к окружающему миру, помогают формировать такие качества, как честность, вежливость, любовь к природе, бережное отношение к игрушкам. Короткие стихи про мишку, которого уронили на пол, или бычка, боящегося, что он упадет с доски, кажутся банальными, но для детей лучших стихов еще не придумал никто. Интересные стихотворения Агнии Львовны понятны маленьким детям, ведь в них рассказывается о таких же мальчиках и девочках, их проблемах, переживаниях. В проекте участвовали дети группы раннего возраста (два-три года). На начальном этапе мы оформили книжный уголок с произведениями Агнии Барто. Рассказали детям о поэтессе, показали ее портрет. Воспитатель читал ребятам стихи, после чего вместе с ним дети проговаривали стихи вслух. Потом ребята сами читали стихи и изображали героев прочитанных произведений (мишку, зайчика, Таню, кораблик и др.). Стихи дети рассказывали с опорой на иллюстрации. Произведения А. Барто мы использовали при работе над дикцией (проговаривали стихи громко, тихо, быстро, медленно, высоким или низким голосом). Разгадывали также загадки, рассматривали предметные картинки с игрушками; развивали мелкую моторику рук, играя в пальчиковые игры («Зайка серенький сидит», «Курочка», «Рыбка» и т. д.). Примечательно, что после чтения стихов А. Барто поменялся микроклимат в группе: дети стали внимательнее относиться друг к другу, бережнее – к игрушкам. Этот процессм. Этот процесс способствовал развитию инициативной речи. Ребята с удовольствием возвращались к прочитанному, сами просили взрослого почитать стихи, охотно обсуждали стихотворения, отвечали на вопросы по содержанию. 58 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Дети познакомились также с различными видами конструктивной деятельности: с лепкой из пластилина, рисованием красками и карандашами. Активно и с желанием воспитанники детского сада участвовали в разных видах творческой деятельности, в словесных играх. В этой работе нам помогали родители, которые стали равноправными участниками этого процесса. Совместно с ними была оформлена выставка работ «Моя любимая игрушка». Таким образом, дети познакомились с произведениями А. Барто, научились выражать образы мимикой, интонациями, всѐ это способствовало развитию связной речи. В будущем мы планируем продолжить ознакомление дошкольников с произведениями А. Барто в соответствии с возрастом. Воспитать высоконравственного человека – сложная и ответственная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Систематическая работа, общие усилия работников детского сада и родителей могут дать положительные результаты и стать основой дальнейшего духовно-нравственного воспитания. Библиографический список 1. Белая Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание. М.: Ш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно – нравственных качеств у детей раннего возраста на современном этапе.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.
В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....

«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста». Дидактические игры по теме.
Первая мл группаИгра "Предметы народного быта" (лото) представляет собой карточку и фишки, содержащих рисунок- предмет народного быта. Цель игры : формирование умения детей находить пар...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
