Игры по речевому развитию для детей 5-6 лет
консультация (старшая группа)
Игры по речевому развитию для детей 5-6 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по речевому развитию для детей 5-6 лет
Игра. «Поймай - скажи».
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Образец: Корова - мычит; Образец: Врач - лечит;
лягушка - квакает; художник - рисует;
кошка - мяукает; пожарник -тушит;
волк -воет; плотник - строгает.
собака - лает; учитель - учит
тигр - рычит дворник - пометает повар - варит;
Игра. «Как кто передвигается?».
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Показывают изображения животных, птиц, насекомых и спрашивают у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.
Игра. "Скажи наоборот"
Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.
Оборудование. Кукла Чипполино.
Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чипполино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем.
Однако... Чипполино, а почему ты загрустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова - "наоборот", слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чипполино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чипполино придумайте слова- "наоборот", слова с противоположным значением.
Воспитатель -дети,
Входить-выходить
Вбегать-выбегать
Прибегать- убегать,
Привозить- увозить,
Прилетать- улетать,
Приходить- уходить,
Подплывать- отплывать,
Закрывать-открывать,
Вставать- ложиться,
Говорить- молчать,
Мириться- сориться,
Надевать- снимать.
Игра. «Кто как ест?»
Цель: продолжать знакомить детей с действиями, которые выполняют животные.
Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.
Игра. «Кто как голос подает?»
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы, которые обозначают действия животных:
Голубь воркует,ворона каркает,кошка мяукает,воробей чирикает,сорока стрекочет,свинья хрюкает,петух кукарекает,сова ухает,овца блеет,
курица кудахчет,лягушка квакает,корова мычит,гусь гогочет,волк воет,
лошадь ржет,утка крякает,медведь рычит,собака лает.
Игра. «Доскажи словечко»
Цель: упражнять в составлении предложений, используя при этом подходящие по смыслу глаголы.
Ушами мы (что делаем?) слушаем.
Глазами (что делаем?) смотрим.
Головой (что делаем?) думаем.
Носом (что делаем?) дышим, нюхаем.
Ртом (что делаем?) едим, пьём, говорим.
Руками (что делаем?) берём, держим.
Ногами (что делаем?) ходим, бегаем, прыгаем, танцуем.
Упражнение с приставочными глаголами
Цель: упражнять детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Стихотворение-шутка. Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дольше поехали.
Ехали мы, ехали, до горы доехали,
В гору въехали, с горы съехали, дальше поехали.
К дому подъехали, в ворота въехали, вот и приехали.
Предложить детям перечислить глаголы, которые образовались от глагола «ехали».
Игра «Слоговой аттракцион».
Цель: развивать внимание, упражнять детей называть глаголы настоящего времени.
Дети соревнуются, кто больше назовёт слов, которые заканчиваются слогом ют:
падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют, делают, моют, купают, читают.
Игра «Доскажи словечко».
Цель: учить детей навыкам словообразования глаголов, обозначающих профессии.
Крановщик - на кране....(работает).
Точильщик - ножи... .(точит).
Барабанщик - на барабане .. .(играет).
Регулировщик - уличное движение.. ..(регулирует).
Каменщик - стены ... .(кладёт).
Пильщик - дрова.. .(пилит).
Шахматист - в шахматы (играет).
Футболист - в футбол (играет).
Шофёр - на машине (работает).
Штангист - штангу (поднимает).
Закончи предложение.
Цель: учить детей подбирать подходящее по смыслу слово, которое обозначает действие.
Медведь осенью засыпает, а весной...
Берёзка от ветра наклонилась, а затем...
Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный ...
Мы в метро сначала спускаемся, а потом ...
При расставании люди прощаются, а при встрече ...
Мокрое бельё развешивают, а сухое ...
Вечером солнце заходит, а утром ...
Старую мебель надо вынести, а новую ...
Мальчик рукавичку уронил, а потом ...
По одёжке встречают, а по уму ...
Дождь траву намочил, а солнышко ...
Найди лишнее. Цель: учить детей слушать внимательно и называть слова, которые не соответствуют заданным действиям.
«Волшебные очки»
(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени.
Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?»… и т.д.
«Волшебная труба»
(для детей от четырёх лет)
Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.
Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.
«Помоги Колобку»
(для детей от пяти лет)
Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.
Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).
Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.
«Поиграем в Репку»
(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.
Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), Содержание: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку».
Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.
Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Взрослый катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
· Помидор круглый, а огурец… (овальный).
· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
· Помидор большой, а огурец… (маленький).
Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры. Взрослый задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
· Как называется сок из лимона? (Лимонный).
· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
Игра «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры. Взрослый предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: развитие связной речи, мышления.
Описание. Взрослый помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.
· Как он называется? Это фрукт или овощ?
· Где он растет?
· Какой он по величине?
· Какой он по цвету?
· Какой он по форме?
· Какой он на вкус?
· Какой он на ощупь?
· Что из него можно приготовить?
Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)
Описание игры. Взрослый выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).
· Я не люблю лук, … (потому что он горький)
· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).
Игра «Найди место»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Описание игры. Взрослый помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.
· На грядке растет капуста. Предлог на.
· Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.
· В огороде много овощей. Предлог в.
· Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.
· Кошка спит на крыше. Предлог на.
· Собака спряталась за домом. Предлог за.
· Над домом пролетает птица. Предлог над.
Игра «Погрузи урожай»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры. Взрослый помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец). дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.
Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Описание. Взрослый читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… горох.
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее… капуста.
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… огурцы.
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем… кабачок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатные игры в речевом развитии детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов и родителей...

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".
Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
Дидактические игрыдля речевого развития детейв старшей группе1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя»...
«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...