Как составлять загадки? Познавательно-речевое развитие ребёнка 5-7 лет.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Соломина Светлана Алексеевна

«Без  лица  в  личине» - так говорит  сама  о  себе  загадка, именно  так  метко  определил  загадку  сам  народ. Загадка - не  просто забава, не  просто  игра, она  помогает  с  самых  малых  лет  развивать  у  человека  логическое  и  нестандартное  мышление, остроту  ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать  и  доказывать, она  учит  видеть  прекрасное, открывает  поэтическую  сторону  в  самых, казалось  бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Познавательно-речевое развитие ребёнка

предшкольного возраста (5-7 лет)».

«Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать». Ян Амос Коменский.

«Язык даёт ребёнку в короткое мгновение то, что человек

получил от природы за тысячелетия». Песталоцци.

«… весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Эрик Берн.

Уважаемые папы и мамы!

Вслушаемся в музыку и мудрость детских игровых понятий, вспомним словесное «пространство» игры: говорилки, дразнилки, леталки, мочилки, бродилки, приговорки, заклички, издёвки, пестушки, потешки,

прибаутки, страшилки, молчалки, голосянки, поддёвки, сечки, небылички, загадки, скороговорки, перевёртыши, считалки, догонялки, металки, выручалки и т.п.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живёт уважение к прошлому и вера в будущее.

«Ребёнок, овладевая родным языком, пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». К.Д. Ушинский

Каким образом с древнейших времён в народе проверяли у человека ум, смекалку, сообразительность?

Ну, конечно же ему загадывали загадку!

Ведь недаром в народной речи слово «загадывать» означает «задумывать», «замышлять», «предлагать что-нибудь неизвестное для решения».

«Без лица в личине» - так говорит сама о себе загадка, именно так метко определил загадку сам народ.

И, действительно, истинное «лицо», загаданного слова как бы скрыто под маской, т.е. «личиной», - иносказанием или намёком, окольной речью, обиняком.

Но загадка - не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Когда загадка загадывается, мы ломаем голову над отгадкой.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.

Любите ли Вы загадки? Умеете ли их отгадывать? А Ваши дети?

Из пшеницы, из овса смотрят синие глаза. (Васильки.)

Почему Вы решили, что это васильки?

(Эти синие цветы обычно растут в поле среди пшеницы или овса.

На жёлтом фоне они ярко выделяются, напоминают синие глаза.)

В этой загадке сам цветок называется? (Нет, в загадке говорится о синих глазах, которые напоминают васильки.)

В этом и заключается секрет загадки: сам предмет, который загадывается, не называется, говорится о похожем предмете, но у которого обязательно есть признаки первого. Какие же признаки васильков названы в загадке?

(Цвет васильков и место, где они обычно растут.)

Проверим наш вывод. Попробуйте отгадать ещё одну загадку.

По асфальту едет дом, ребятишек много в нём,

А над крышей дома вожжи, он ходить без них не может. (Троллейбус.)

Как Вы догадались, что загадка о троллейбусе?

(Троллейбус немножко напоминает дом – у него есть двери, окна. Люди ездят в нём, а ходит он только вдоль проводов.)

Вы хорошо отгадываете, а вот сами умеете загадывать загадки?

Да, интересно загадывать и отгадывать загадки.

А кто-нибудь пробовал сам составлять загадки? Это ещё интереснее!

Предложите ребёнку картинку с изображением чайника или сам предмет.

Давай рассмотрим чайник внимательно и назовём его внешние признаки. Какой он? (Чайник круглый, с носиком, есть ручка, крышка.)

На что похож чайник? Кого напоминает?

(На слона, паровоз, на слона в беретке, на пузатого слона.)

Для чего нужен чайник? (Воду кипятить, чаем поить.)

Где обычно находится чайник? (На столе стоит, на огне сидит, на плите сидит.)

Что в чайнике? (Вода шумит, пар шумит, водица бурлит.)

Хорошо, давай придумаем загадку и назовём чайник «слоном в беретке». Итак, первая строчка: 1) Слон в беретке (где находится?) на огне сидит,

(что делает?) Воду кипятит.

А как ещё можно составить загадку? Подумаем по-другому!

2) Слон в беретке на столе стоит, чаем нас поит.

3) На плите пузатый слон хочет сделать нам поклон,

В нём бурлит водица, как бы нам напиться?

4) Горячий, сердитый паровоз шипит, свистит, но на месте стоит.

Как Вы думаете, легко догадаться, что это чайник?

(Догадаться можно, но хорошо бы добавить, для чего он нужен). Вот так:

5) Горячий, сердитый паровоз шипит, свистит, чаем всех напоит.

Можно ещё и так:

6)Паровоз шумит, пыхтит, скоро чаем угостит (напоит, одарит.)

Рассмотрите настольную лампу. Назовите её отличительные признаки, особенности строения: как она выглядит, для чего нужна? На что похожа настольная лампа (кого напоминает)?

Придумайте (составьте) вместе с ребёнком загадку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...