Игровой тренинг для родителей детей подготовительной группы «Развиваем речь детей».
консультация (подготовительная группа)

Корнева Юлия Фуатовна

Речь - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Готовя детей к обучению в школе, мы должны прежде всего, научить их думать. А развивая ребёнка, мы развиваем и его мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг

для родителей детей

подготовительной группы

«Развиваем  речь детей».

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы!

Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы вы также в этом активно участвовали.

Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё не освоил.

Почему важно развивать речь детей? 

 Речь - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Готовя детей к обучению в школе, мы должны прежде всего, научить их думать. А развивая ребёнка, мы развиваем и его мышление.

Что включает в себя работа по развитию речи?

Я приготовила для вас шпаргалки, чтобы Вы могли конкретно увидеть, как можно, и нужно, развивать речь детей.

Направления в развитии речи детей:

  • Коррекция звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие внимания (зрительного, слухового).
  • Развитие памяти.
  • Развитие моторики (прежде всего мелкой моторики).
  • Формирование навыков связной речи.
  • Развитие мышления.

Именно в этих направлениях мы работаем в детском саду, и надеемся на Вашу «домашнюю» поддержку.

Сегодняшняя наша встреча пройдёт под девизом:

«Расскажи – и я забуду.  Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь».

Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.

Коррекция звукопроизношения.

Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение.

Представьте, что Вы не можете поднимать язык к верхним зубам и удерживать его там. Теперь попробуйте произнести слова «белка», «каша» - звуки [Л], [Ш] исчезли. И пока Вы не научитесь не просто поднимать язык наверх, но и удерживать его там, Вы не овладеете звуками [Л] и [Ш].

Поэтому артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух –  умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.

Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.

Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.

Я предлагаю Вам провести несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.

 «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

 «Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, л).

- Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова «сыр» (грач).

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний [а] (кошка).

- Назови предмет в комнате с заданным звуком (Что заканчивается на "А";  

   что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.).

 «Кружок»

Записать слово не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нарисовать (МАК – 000). Количество звуков и букв в словах должно совпадать. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три – [к - о - н']. Подобные слова лучше исключить.

Развитие внимания

Процесс учения невозможен без такого качества, как внимание. У детей с речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и, прежде всего, внимание слуховое. Говоря о развитии речи нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.

Следующие игры направлены на совершенствование именно этих способностей.

 «Послушай и повтори»

Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу (хлопки в ладоши, удары бубна и т. д.).

«Четыре стихии»

Вариант 1: Играющие стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» -вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается,  считается проигравшим.

Вариант 2: Игра усложняется тем, что водящий говорит одну команду, а выполняет другую. Игроки должны выполнять ту команду, которую водящий произносит.

  «Пожалуйста»

Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом "пожалуйста". Если взрослый не скажет "пожалуйста", заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

- Встаньте, пожалуйста.

- Поднимите руки.

- Наклоните голову, пожалуйста.

- Попрыгайте на правой ноге.

- А теперь на левой, пожалуйста.

- Садитесь.

- Сядьте, пожалуйста.

 «Сыщики»

Ребенка просят посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на какой – либо звук, все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы и т. д..

Развитие памяти.

Говоря о развитии внимания, нельзя не сказать о развитии памяти. Эти процессы настолько взаимосвязаны, что одно без другого просто не существует. Почему невнимательный человек всё забывает? Потому что он просто не умеет запоминать, не может это делать в силу того, что внимание у него не развито.

  «Запомни»

На столе лежат 5-7 предметов (картинок). Ребёнок рассматривает их в течение

10 секунд. Отвернувшись или закрыв глаза, он должен назвать предметы (картинки) в заданной последовательности.

Варианты:

- предметы (картинки) поменяли местами, надо восстановить прежний порядок;

- "картинка спряталась" – определить, какая исчезла;

- "картинка появилась" – определить, какая "пришла в гости".

 

 «Хитрый предмет»

Предложить детям рассмотреть до 10 предметов, предупредив, что будут заданы про эти предметы разные вопросы. Дети должны ответить на произвольные вопросы о рассмотренных ими предметах.

Например: сумка, стакан, салфетка, ложка, мяч, карандаши (2-3), ручка, книга.

Вопросы: Что сделано из стекла? Какого размера ложка? Сколько карандашей? Есть ли колпачок на ручке? Что сделано из резины? Какого цвета сумка? Книга была раскрыта или закрыта?

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи очень тесно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика – движения пальцев рук.

Так сложилось, что мозговые центры, отвечающие за речь и движение, находятся рядом. И развивая один, мы, тем самым, стимулируем развитие другого. Поэтому совершенствование тонких движений пальцев рук более всего влияет на развитие речи детей.

Если ребёнок без особых затруднений выполняет различные движения пальчиками, то и речевое развитие у него тоже в норме. И, наоборот, у ребёнка с речевыми трудностями мелкая моторика развита недостаточно.

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику?

Предложите ребёнку:

  • Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки).
  • Рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, ножницы.
  • Пальчиковые игры и упражнения.
  • Массаж кистей и пальцев рук.

Я хочу показать Вам массаж кистей и пальцев рук и упражнения для пальчиков.

Массаж кистей и пальцев рук.

Растирание ладони

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев

«Кулачки» - Руку сжать в кулак, разжать (5 раз)

Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём.

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки,  покручиваем влево - вправо по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Болтушка» - Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу.

Упражнения для пальчиков.

  1.  «В кулачок» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

То же самое, но начинать с мизинца.

  1.  «Из кулачка» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

То же самое, но начинать с мизинца.

  1.  «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика» (выпрямить вверх указательный и средний пальцы,), а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
  2. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
  3.  «Пианино» — поочередно ставить пальцы на стол, не двигая кистью руки (начинать с большого пальца, идти до мизинца, потом обратно). Делать правой, левой, обеими руками одновременно.

Формирование навыков связной речи.

Речь – это показатель того, как человек думает. Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи. Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае  он сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.

Как Вы можете помочь своему ребёнку?

  • Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
  • Читайте художественные произведения.
  • Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.
  • Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
  • Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

Развитие мышления.

Уровень развития речи определяет уровень развития мышления.

«Что чем будет?» 

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, чем будут (желудь, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день…).

  «Отвечай быстро»

 Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, педагогам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Успехов Вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для родителей детей старшей группы «Играйте вместе с детьми»

Игровой тренинг позволит акцентировать внимание родителей на соучастие, переживание и поддержку ребенка....

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

Игровой тренинг для родителей детей старшей группы «Играйте вместе с детьми»

Игровой тренингдля родителей детей старшей группы«Играйте вместе с детьми»...

Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»

Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих перво...

Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»

Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих перво...

Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"

Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...

Игровой тренинг с родителями в подготовительной группе. Тема: «Сказочные игры»

Задачи:- расширить представление родителей о речевом развитии и его значении для всестороннего личностного развития;- привлечь родителей к сотрудничеству и выстраиванию единой...