Методические рекомендации для родителей по развитию графомоторных навыков у дошкольников.
методическая разработка (средняя группа)
Развитие графомоторных навыков - это важно и полезно!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 913.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей
по развитию графомоторных навыков у дошкольников.
Выполнение графических заданий способствует:
- укреплению мышечной силы руки, её выносливости; регуляции движений;
- развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировке на листе, эмоциональной устойчивости, памяти, внимания.
Необходимо подкрепление полученного графомоторного практического опыта, путем повторений. Поэтому, графическая деятельность детей должна осуществляться и в домашних условиях.
Несколько правил по организации графической деятельности: Посадка: стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Поза: спина прямая, ноги согнуты под прямым углом и опираются всей стопой на пол, плечи на одной высоте, грудь не касается стола (между ними кулачок).
Захват: тремя пальцами (большой, указательный и средний), от края стержня до указательного пальца 2 см., кончик пишущего предмета должен быть направлен на плечо пишущего. Продолжительность графических упражнений не должна превышать 5-6 минут.
Существенно важно создание атмосферы успеха, чтобы у ребенка получалось выполнить требуемое действие. Поэтому, выполнение заданий идет по принципу от простого к сложному. Способствовать развитию графомоторных навыков можно выполняя различные задания на улице: рисование пальцем, палочкой на песке; в домашних условиях: в емкостях с манной крупой, на пластилиновых лепешках выкладывать любой крупой (греча, рис) фигуры, буквы, цифры, затем пальцем обвести, можно палочкой.
Для получения и расширения опыта выполнения графических движений предлагаем разнообразные задания по следующим взаимосвязанным направлениям. Рекомендуем все задания выполнять карандашом.
Перед упражнениями необходимо провести разминку пальцев рук- попеременно сжимать в кулак и разжимать пальцы 5 раз. Можно выполнять под счет, с резиновыми игрушками.
Упражнение: Человек бежит
Цель: Снятие напряжения с пальцев рук.
Инструкция: «Покажи указательные и средние пальчики на двух руках. Сейчас они побегут, но по очереди, сначала пальчики правой руки-побежали по столу и т.д.»
Упражнение: Колечко
Цель: развитие внимания, координации и точности движений пальцев.
Инструкция: «Поставь руки перед собой, ладонями друг к другу, на небольшом расстоянии. Посмотри образец. По очереди, сначала на одной руке соединяй в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д. Потом на другой руке, а теперь попробуй двумя руками вместе. Следи глазами за движением пальцев. Постарайся сделать быстрее. Молодцец!».
Упражнения по развитию координации графических действий
Упражнение: Следы животных
Цель: Обучение наносить точки, соблюдая нажим; развитие мелкой моторики рук; расширение знаний об окружающем.
Инструкция: «Посмотри на картинку, кто на ней изображен? Как одним словом мы их называем? Куда идут животные? Покажи пальчиком путь каждого животного. Назови самого большого и маленького из животных, какие следы они оставляют? Медведь какой? тяжелый, его лапы оставляют толстый след – это будут жирные точки и т.д.). Нарисуй следы каждого животного к своему домику». Проговорить чем отличаются следы (размером).
Упражнение: Толстые и тонкие линии
Цель: Обучение проводить вертикальные и горизонтальные линии разной толщины; развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений.
Инструкция: «Возьми правильно карандаш, проверь. Поставь карандаш в верхнюю часть листа и проведи линию сверху вниз, сильно нажимая на карандаш, теперь рядом проведи такую же, слабо нажимая на карандаш. Рядом еще проведи такую же линию, почти не нажимая на карандаш. А сейчас, проведи линии слева-направо, первую- сильно нажимая, вторую-слабо и почти без нажима. Посмотри на них, чем они отличаются? (толщиной, направлением), какую линию было вести легче?».
Упражнение: Невидимка
Цель: Обучение проводить линии, соблюдая нажим; развитие мелкой моторики рук, воображения, пространственного восприятие.
Инструкция: «Посмотри на альбомный лист? Покажи, верхнюю часть листа и низ листа, правую сторону, теперь левую сторону. Поставь точку вверху слева. Положи ладошку в эту часть листа и обведите ее карандашом, но так, чтобы линия получилась толстая, сильно нажимая на карандаш. Теперь поставь точку вверху справа, положи ладошку и слегка нажимая, обведите ее. Посмотрите, какая получился след? А сейчас, мы будем рисовать ладошку-невидимку, поставьте точку внизу и посередине листа и обведите руку, почти не нажимая на карандаш. Посмотри, получился след-невидимка. Рассмотрите, что получилось, сравните. Можно оживить, раскрасить любые получившиеся линии (в петушка, привидение и т.д
Упражнение: Движение вниз
Цель: Обучение проводить непрерывные прямые и плавные линии в разном темпе, развитие пространственных представлений, расширение знаний об окружающем.
Инструкция: «Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Стрелка куда показывает? Проведите пальчиком путь яблока и груши, что будет двигаться вниз быстрее? Почему снежинка и птичка медленнее? Почему они по-разному будут двигаться вниз? Возьми карандаш и проведите путь яблока в корзину, груши в тарелку, а снежинку медленно опусти на землю, птичку еще медленнее в гнездо, старайся карандаш не отрывать. Молодец!»
Упражнение: Дождик
Цель: Обучение проводить непрерывные вертикальные линии с наклоном; развитие мелкой моторики, расширение знания об окружающем.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, что на ней изображено, зачем девочке зонт, когда идет дождь? Как ты думаешь какого цвета туча? Почему? Давай раскрасим, но только внимательно, нельзя заходить за контур рисунка, какого цвета будет у нас дождь? Проведи линии-дождик, старайся карандаш не отрывать. Молодец!»
Упражнение: Боксеры
Цель: Обучение выполнять полуовальные линии, развитие внимания, пространственных представлений, умения следовать инструкции.
Инструкция: «Посмотри, кто изображен на картинке? Какой кенгуру быстрее ударит по груше? Проведите его путь по пунктирной линии, а кто следующий и т.д. Старайся карандаш не отрывать от бумаги».
Упражнения по развитию точности графических действий.
Упражнение: Пришей пуговицы
Цель: Обучение проводить линии от точки до точки; развитие мелкой моторики рук; закрепление математических понятий.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на картинке? Покажи самые большие пуговицы, какого они цвета? А маленькие и остальные? Представь, что ты их пришиваешь, подбери по цвету карандаш к самой большой пуговице и поставьте его точно в точку, а теперь проведите линию до другой точки, внимательно, не заходи за пределы точки. Теперь к другим большим и т.д.».
Упражнение: Полосатый котенок
Цель: Обучение проводить параллельные линии, в заданном направлении с соблюдением контура рисунка.
Инструкция: «Посмотри на картинке изображены котята, художник уже начал одного котенка закрашивать линиями, а ты продолжи также, в том направлении, куда указывает стрелка. Второго котенка можешь штриховать по-другому сверху-вниз, снизу-вверх или также».
Развитие целостного восприятия графических изображений.
Упражнение: Дорисуй фигуру
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, математических представлений.
Инструкция: «Посмотрите на картинку и назови фигуры, которые изображены.
Рядом нарисуй такие же фигуры по пунктирной линии и самостоятельно недостающую часть фигуры.
Упражнение: Дорисуй картинки
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, воображения.
Инструкция: «Посмотрите на картинку, художник рисовал предметы и не дорисовал, догадайтесь, что хотел изобразить художник. Дорисуйте вторые половинки картинок и раскрасьте по желанию. Придумайте с одним из названий предметов предложение или историю.
Упражнение: Графический диктант
Цель: Развитие ориентировочных способностей, мелкой моторики рук и зрительного восприятия.
Инструкция: «Перед вами чистый альбомный лист, возьмите карандаш и в центре листа нарисуйте домик, слева от домика озеро, справа скамейку, вверху солнышко с лучами, внизу травку».
Упражнение: Рисование по клеточкам.
Цель: развитие мелкой моторики рук; пространственного восприятия, умения выполнять инструкцию.
В тетради в клеточку, (можно начать с крупной клетки), нарисовать узор, можно начать с узора в одну клетку.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лист в клеточку. На нем я начала рисовать узор, тебе надо продолжить его в направлении, куда показывает стрелка».
Например:
По окончании занятия не забудьте сделать гимнастику для пальцев рук.
Для каждого типа задания можно применять различные картинки для штрихования, обводки по точкам, в заданном направлении, раскрашивания с соблюдением границ и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо разв...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...

Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков. Графомоторика: как «обводилки» помогают развитию речи
Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков.Графомоторика: как «обводилки» помогают развитию речиОбвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось б...

Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков. Графомоторика: как «обводилки» помогают развитию речи
Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков.Графомоторика: как «обводилки» помогают развитию речиГрафомоторика: как «обводилки» помогают развитию речиОбвести конту...
Методические рекомендации для родителей по развитию графомоторных навыков у дошкольников
Методические рекомендации для родителей по развитию графомоторных навыков у дошкольников....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В консультации раскрыты методы развития графомоторных навыков у детей дошкольного в...











