Использование клавес для развития чувства ритма у дошкольников
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал посвящен знакомству родителей и педагогов с играми и упражнениями, использующими детские музыкальные инструменты — клавесы. Основной целью является обучение детей основам музыкального восприятия, развитию чувства ритма, концентрации внимания и координации движений. Игры представлены в игровой форме, включая ритмические импровизации и звукоподражания, что позволяет сделать процесс обучения интересным и привлекательным для детей. Материал ориентирован на использование в образовательных учреждениях и дома, предлагая родителям эффективные способы совместного творчества с ребенком. Описаны конкретные игровые сценарии, обеспечивающие всестороннее развитие детей, способствующие улучшению памяти, воображения и социальной адаптации. Таким образом, этот ресурс полезен для широкого круга лиц, интересующихся ранним развитием детей и стремящихся организовать содержательные досуговые мероприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование клавес для развития чувства ритма у дошкольников
Развитие чувства ритма играет важную роль в общем развитии ребенка. Оно помогает развивать речь, улучшает способность быстро усваивать новый материал, повышает концентрацию внимания и развивает творческие способности. Мы предлагаем вам интересные и полезные занятия дома с вашим ребенком, используя простые инструменты — клавесы.
Что такое клавесы?
Клавесы» — это специальные детские музыкальные инструменты, представляющие собой небольшие деревянные палочки длиной около 8—12 см, предназначенные для простукивания звуков и воспроизведения простых мелодий. Обычно изготавливаются из дерева твердых пород (например, бука или дуба). Основное назначение клавиш — способствовать музыкальному воспитанию малышей, формированию элементарных представлений о звуке, ритме и музыкальной композиции.
Вот несколько ключевых моментов, касающихся «клавес»:
Особенности конструкции и материала
- Форма: чаще всего прямые, гладко обработанные, иногда слегка закругленные концы для удобства захвата маленькими детскими ручками.
- Материал: натуральные породы древесины обеспечивают чистый, звонкий звук.
- Цвет: часто встречаются однотонные природные оттенки дерева, однако возможны варианты окраски.
Почему именно клавесы?
Использование клавес помогает ребёнку развиваться сразу в нескольких направлениях:
- Мелкая моторика: Улучшается ловкость пальцев, развивается точность и согласованность движений рук.
- Чувство ритма: Дети учатся слышать ритм и воспроизводить его с помощью инструмента.
- Внимание и концентрация: Умение сосредотачиваться на задании и вовремя переключаться на новые движения.
- Творческая активность: Стимулирует детскую фантазию и позволяет проявлять себя творчески.
- Музыкальные способности: Помогает лучше чувствовать мелодию и развивает музыкальный слух.
- Память: Запоминание последовательности действий, необходимых для исполнения песенок и стихотворений.
- Общение: Игры стимулируют взаимодействие детей друг с другом и способствуют развитию коммуникативных навыков.
Примеры упражнений с клавесами
- Простое задание — изучение последовательности ударов: удары подряд или перемежающиеся паузы, учащие понимать разницу между длинными и короткими нотами.
- Имитация звуков природы или животных посредством специфического ритма.
- Воспроизведение коротких песенок или рифмовок с сопровождением простыми ударами по клавишам.
Какие игры можно организовать дома?
Игра: «Делай, как я»
Цель: Развитие реакции на изменение движений.
Правила игры:
Ребёнок наблюдает за действиями взрослого и повторяет их.
Например:
- Шагаем палочками по полу («топ-топ»).
- Хлопаем ими друг о друга («тук-тук»).
- Перекладываем палочки из одной руки в другую.
- Катаем палочки по столу или полу.
- Поднимаем их вверх и прячем за спину.
Эти упражнения помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве и развивают реакцию.
Игра: «Эхо»
Цель: Повторение услышанного ритмического рисунка.
Правила игры:
Родитель выстукивает определенный ритм, а ребёнок пытается повторить его точно таким же образом. Постепенно усложняйте задание, увеличивая количество ударов и меняя темп.
Эта игра учит малыша прислушиваться к звуку и воспроизводить услышанное, улучшая восприятие и внимательность.
Игра: «Сказочные пальчики»
Цель: Учимся рассказывать истории движениями.
Правила игры:
При помощи простых движений родитель рассказывает историю, а ребенок её повторяет.
Например:
- Кладём палочку горизонтально и говорим: «Вот река течёт спокойно...»
- Бьем палочкой о пол и произносим: «По реке плывёт кораблик…»
- Потираем одну палочку о другую: «Дождик капает тихо-тихо…»
Таким образом, игра стимулирует работу воображения и способствует развитию речи.
Игра 4: «Весёлые ножки»
Цель: Объединяем движение и звук.
Правила игры:
Под веселую музыку ведущий задаёт вопросы, а дети отвечают движением и звуком:
- Ножки топали?
Дети громко постукивают палочками по полу.
- Ножки прыгали?
Дети ударяют палочками энергично и весело.
- Ножки спали?
Дети медленно перекладывают палочки из ладони в ладонь.
Такая игра отлично подходит для развития координации и памяти.
Таким образом, музыкальное творчество с использованием клавесов способно принести огромную пользу вашему ребенку. Регулярные занятия помогут раскрыть творческий потенциал и заложить основу гармоничного музыкального восприятия мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ: Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий
Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....
Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности
В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка...
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством использования элементов концепции К. Орфа с применением инструментов шумового оркестра
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством использования элементов концепции К. Орфа с применением инструментов шумового оркестра...
Статья: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии чувства ритма у дошкольников»
В татье описаны элементы системы Карла Орфа, которые можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста...

