Использование клавес для развития чувства ритма у дошкольников
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Евгения Петровна Климовская

Данный материал посвящен знакомству родителей и педагогов с играми и упражнениями, использующими детские музыкальные инструменты — клавесы. Основной целью является обучение детей основам музыкального восприятия, развитию чувства ритма, концентрации внимания и координации движений. Игры представлены в игровой форме, включая ритмические импровизации и звукоподражания, что позволяет сделать процесс обучения интересным и привлекательным для детей. Материал ориентирован на использование в образовательных учреждениях и дома, предлагая родителям эффективные способы совместного творчества с ребенком. Описаны конкретные игровые сценарии, обеспечивающие всестороннее развитие детей, способствующие улучшению памяти, воображения и социальной адаптации. Таким образом, этот ресурс полезен для широкого круга лиц, интересующихся ранним развитием детей и стремящихся организовать содержательные досуговые мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование клавес для развития чувства ритма у дошкольников

Развитие чувства ритма играет важную роль в общем развитии ребенка. Оно помогает развивать речь, улучшает способность быстро усваивать новый материал, повышает концентрацию внимания и развивает творческие способности. Мы предлагаем вам интересные и полезные занятия дома с вашим ребенком, используя простые инструменты — клавесы.

Что такое клавесы?

Клавесы» — это специальные детские музыкальные инструменты, представляющие собой небольшие деревянные палочки длиной около 8—12 см, предназначенные для простукивания звуков и воспроизведения простых мелодий. Обычно изготавливаются из дерева твердых пород (например, бука или дуба). Основное назначение клавиш — способствовать музыкальному воспитанию малышей, формированию элементарных представлений о звуке, ритме и музыкальной композиции.

Вот несколько ключевых моментов, касающихся «клавес»:

Особенности конструкции и материала

- Форма: чаще всего прямые, гладко обработанные, иногда слегка закругленные концы для удобства захвата маленькими детскими ручками.

- Материал: натуральные породы древесины обеспечивают чистый, звонкий звук.

- Цвет: часто встречаются однотонные природные оттенки дерева, однако возможны варианты окраски.

Почему именно клавесы?

Использование клавес помогает ребёнку развиваться сразу в нескольких направлениях:

- Мелкая моторика: Улучшается ловкость пальцев, развивается точность и согласованность движений рук.

- Чувство ритма: Дети учатся слышать ритм и воспроизводить его с помощью инструмента.

- Внимание и концентрация: Умение сосредотачиваться на задании и вовремя переключаться на новые движения.

- Творческая активность: Стимулирует детскую фантазию и позволяет проявлять себя творчески.

- Музыкальные способности: Помогает лучше чувствовать мелодию и развивает музыкальный слух.

- Память: Запоминание последовательности действий, необходимых для исполнения песенок и стихотворений.

- Общение: Игры стимулируют взаимодействие детей друг с другом и способствуют развитию коммуникативных навыков.

Примеры упражнений с клавесами

- Простое задание — изучение последовательности ударов: удары подряд или перемежающиеся паузы, учащие понимать разницу между длинными и короткими нотами.

- Имитация звуков природы или животных посредством специфического ритма.

- Воспроизведение коротких песенок или рифмовок с сопровождением простыми ударами по клавишам.

Какие игры можно организовать дома?

Игра: «Делай, как я»

Цель: Развитие реакции на изменение движений.

Правила игры:

Ребёнок наблюдает за действиями взрослого и повторяет их.

Например:

- Шагаем палочками по полу («топ-топ»).

- Хлопаем ими друг о друга («тук-тук»).

- Перекладываем палочки из одной руки в другую.

- Катаем палочки по столу или полу.

- Поднимаем их вверх и прячем за спину.

Эти упражнения помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве и развивают реакцию.

Игра: «Эхо»

Цель: Повторение услышанного ритмического рисунка.

Правила игры:

Родитель выстукивает определенный ритм, а ребёнок пытается повторить его точно таким же образом. Постепенно усложняйте задание, увеличивая количество ударов и меняя темп.

Эта игра учит малыша прислушиваться к звуку и воспроизводить услышанное, улучшая восприятие и внимательность.

Игра: «Сказочные пальчики»

Цель: Учимся рассказывать истории движениями.

Правила игры:

При помощи простых движений родитель рассказывает историю, а ребенок её повторяет.

Например:

- Кладём палочку горизонтально и говорим: «Вот река течёт спокойно...»

- Бьем палочкой о пол и произносим: «По реке плывёт кораблик…»

- Потираем одну палочку о другую: «Дождик капает тихо-тихо…»

Таким образом, игра стимулирует работу воображения и способствует развитию речи.

Игра 4: «Весёлые ножки»

Цель: Объединяем движение и звук.

Правила игры:

Под веселую музыку ведущий задаёт вопросы, а дети отвечают движением и звуком:

- Ножки топали?

Дети громко постукивают палочками по полу.

- Ножки прыгали?

Дети ударяют палочками энергично и весело.

- Ножки спали?

Дети медленно перекладывают палочки из ладони в ладонь.

Такая игра отлично подходит для развития координации и памяти.

Таким образом, музыкальное творчество с использованием клавесов способно принести огромную пользу вашему ребенку. Регулярные занятия помогут раскрыть творческий потенциал и заложить основу гармоничного музыкального восприятия мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

Использование игр при развитии чувства ритма

                                                      ...

Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности

В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка...

Развитие чувства ритма у дошкольников посредством использования элементов концепции К. Орфа с применением инструментов шумового оркестра

Развитие чувства ритма у дошкольников посредством использования элементов концепции К. Орфа с применением инструментов шумового оркестра...

Статья: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии чувства ритма у дошкольников»

В татье описаны  элементы системы Карла Орфа, которые можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста...