Использование игр при развитии чувства ритма
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Артамонова Светлана Юрьевна

                                                            Артамонова Светлана Юрьевна

                                               Баландеу Светлана Александровна

                                               Колесникова Ольга Александровна

                                               Сёмка Галина Юрьевна

                                               учителя-логопеды ГБДОУ 70

                                               Кировского района  г.Санкт-Петербурга

Использование игр при развитии чувства ритма

Нейропсихологические исследования показывают, что в любой серийной двигательной программе присутствует ритмическая составляющая, без которой действие распадается. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Ритмическая способность развивается в процессе жизнедеятельности человека, на базе генетически обусловленной элементарной ритмичности, проявляющейся на первом году жизни ребёнка.  В дошкольный период формирующееся чувство ритма обеспечивает развитие двигательной сферы и различных видов деятельности (игровая, речевая, изобразительная, конструктивная). На втором-третьем году жизни появляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуковых сигналов. Следующей появляется способность к восприятию-воспроизведению соотношения акцентированных и неакцентрированных звуков (четвёртый год жизни ребёнка).  Последней появляется способность к восприятию-воспроизведению непосредственно ритмического рисунка (конец четвёртого – начало пятого года жизни).

Ритм рассматривается как особая форма организации движения или деятельности во времени и пространстве, а формирующая ритмическая способность выступает средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребёнка. Умение правильно воспроизводить разнообразные  ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования). Эффективно чтение предложений с ритмом, т.е. с делением на слоги и равномерным их произношением. Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью о твёрдую поверхность.

Дети выполняют задания: прослушай и повтори; посмотри ритм и простучи; ребенок сначала смотрит на руки взрослого, затем с закрытыми глазами через слух; ребёнок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой, двумя руками одновременно, попеременно то левой, то правой рукой; ребёнку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами (всей ногой, только стопой, прыжками на одной или двух ногах. Усложнить задачу можно добавив произношение речевого материала по слогам, отстукивая слоги, выделяя ударный слог кулаком, безударный – ладошкой. Чувство ритма имеет в своей основе моторную природу и только совоспроизведение  ритма помогает слушателю его сопереживать. Задачи предлагаемых заданий: формирование операционного обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов), развитие межполушарных связей, развитие мнестических процессов (тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти).

         Задачи игр:

  1. Формирование межанализаторных связей, возникающих при движении.
  2. Развитие активного внимания, его устойчивости и увеличение объёма внимания.
  3. Развитие памяти.
  4. Развитие ритмической координации.
  5. Формирование грамматического строя речи.
  6. Формирование связной речи (описание предметов и объектов).
  7. Закрепление обобщающих понятий и активизация номинативного словаря.

Подготовка к игре: распечатать двухсторонние карточки.

Нами разработаны практические игровые задания по различным лексическим темам направленные на развитие ритма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей», СПб, изд-во «Детство-Пресс», 2000.

Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга», М., «Педагогика», 1973.

Крупенчук О.И. «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова», СПб «Литера», 2013.

Титова Т.А. «Нарушение звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией», СПб, изд-во РГПУ им.Герцена, 2003г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкального фольклора в работе с детьми с нарушением зрения: развитие чувства ритма и координации движений.

использование музыкального фольклора на музыкальных занятиях с детьми с нарушением зрения для развития чувства ритма, координации движений и пространственной ориентироки....

Консультация для воспитателей "Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма"

Краткие теоретические вопросы о развити чувства ритма детей дошкольного возраста и возможности использовать музыкальные игры в условиях совместной деятельности восптателя и детей в режимных моме...

«Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма»

Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности с предлагаемым практическим материалом....

Презентация мастер-класса Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов

Презентация мастер-класса Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов...

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов  по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Презентация-Мастер класс "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах,с использованием нетрадиционных материалов".

Как использовать музыкальные инструменты и инструменты изготовленные из подручного материала в развитии чувства ритма....

Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности

В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка...