Технологическая карта проведения и организации родительского собрания с родителями детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

Михайловская Алина Михайловна

Вид и тема: Родительское собрание «Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье».

 

Цель: дать понимание родителям о важность формирования основ гендерного признака в процессе воспитания и обучения дошкольников.

 

Задачи:

  1. Приобщение родителей к участию в жизни группы.
  2. Взаимодействие с семьей в вопросах гендерного воспитания.
  3. Объяснить роль родителей в воспитании мальчиков и девочек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskoe_sobranie.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

проведения и организации родительского собрания с родителями детей

старшей группы

Вид и тема: Родительское собрание «Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье».

Цель: дать понимание родителям о важность формирования основ гендерного признака в процессе воспитания и обучения дошкольников.

Задачи:

  1. Приобщение родителей к участию в жизни группы.
  2. Взаимодействие с семьей в вопросах гендерного воспитания.
  3. Объяснить роль родителей в воспитании мальчиков и девочек.

Материалы и оборудование: Ручки и листы для записей на каждого родителя.

Предварительная работа: Вместе с детьми приготовить приглашения на собрание; оформить фотовыставку «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Этапы

Деятельность педагога

Вводный этап

Здравствуйте уважаемые родители, темой нашего собрания сегодня является «Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье».

Основной этап

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину.

Основная идея гендерного подхода в образовании — состоит в учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса.

И так, как воспитывать мальчика и девочку?

Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек"? Мы постараемся вам помочь.

Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего происходящего у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.

Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.

Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному.

Отличительные особенности развития мальчиков и девочек проявляются в поведении, активности, интересах, отношениях к предметам и характеристики личности детей.

Давайте рассмотрим каждую из особенностей по отдельности:

  1. Поведение

Девочки в непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим.

Мальчики хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения. Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ими самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте.

  1. Активность

Девочки менее подвижны, более усидчивы. Реже выражают желание отвечать, даже если знают правильный ответ. В отличии от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированы на похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом.

Мальчики более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек. Чаще выражают готовность отвечать. Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте. Менее исполнительны.

  1. Интересы.

Круг интересов девочек несколько уже, чем у мальчиков. Игры больше опираются на «ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают объекты непосредственного окружения, многое связано с бытом.

Круг интересов мальчиков достаточно широк, нередко выходит за пределы образовательной программы. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство. Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны.

  1. Отношение к предметам

Девочки больше склонны анализировать целое, стремятся проникнуть достаточно глубоко во внутренние особенности предмета. Чаще чем мальчики используют игрушки по назначению, руководствуясь требованиям взрослого играть «как положено», так как устройство игрушек их не особенно интересует, игрушки ломают реже.

Мальчики довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому у них часто ломаются игрушки, но не случайно, а специально, это не неряшество, не небрежность, а выражение активного начала.

  1. Характеристика личности.

Девочки могут планировать действия. Настороженно относятся к новому. На новое реагируют эмоционально. Легче воспринимают то, что привлекло их внимание, хуже то, что не интересно, на что нужно специально направлять внимание. Обращают внимание преимущественно на конкретные, близкие и понятные предметы и явления, непосредственно окружающие их. Легко приучаются к самообслуживанию. Находят в обслуживающем труде удовольствие. Ближе мальчиков принимают похвалу и порицание. Легко расстраиваются. Многое зависит от настроения. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики. На тон замечания реагируют острее, чем на содержание. Проявляют повышенный интерес к своей внешности. Девочки проявляют особую старательность когда выполняемая ими работа находится в поле внимания взрослого, когда уверены, что с ее помощью могут заслужить похвалу.

Мальчики не склонны к плановым действиям. Предпочитают ориентироваться на ходу. Положительно воспринимают новое, неизведанное. Любознательны. На новое реагируют чаще вопросом, что это? зачем? откуда? почему? Предпочитают всему искать логическое объяснение. Их нелегко приучить к самообслуживанию: неловко переодеваются, переобуваются, не знают с чего начать. Неумело застилают постель. Более беспомощны, чем девочки. Ко всякому обслуживающему труду приобщаются, как правило, без охоты. Спокойно относятся к похвале и порицанию. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют, прежде всего, на содержание и справедливые замечания, а не на тон его высказывания. Давая мальчику задание, объясните ему, для чего это нужно выполнить. Мало заботятся о своей внешности. Мальчики обычно хорошо работают тогда, когда знают, что могут отличиться, реализовать свои возможности, и когда им ясен смысл выполняемой работы.

Давайте рассмотрим, в чем же разница в воспитании девочек и мальчиков.

Как вы думаете, какая главная потребность и тех и других? – это любовь. Но любовь может выражаться по- разному. Любовь же родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

Что же такое забота? Забота – это готовность всегда прийти ребенку на помощь, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли, интерес к его личности, заинтересованность в его потребностях.

Что такое забота? Доверие – это вера в способность ребенка поступать правильно, учиться жизни на своих ошибках, приобретая жизненный опыт. Доверять ребенку – значит давать ему больше самостоятельности.

Конечно, каждому ребенку нужны и забота, и доверие, но в разных пропорциях. Мальчикам требуется больше доверия, девочкам – заботы.

Мальчик доволен собой, если он действует самостоятельно, добивается чего-то без посторонней помощи. Чрезмерная опека подрывает его уверенность в себе.

Девочка воспринимает помощь как заботу, как подтверждение того, что ее любят.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, принятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности, дать ему понять, что он способен радовать родителей и окружающих. Позитивное отношение к деятельности мальчика стимулирует его к дальнейшему действию, ориентирует его на успешность.

Девочкам тоже нужны и доверие, и одобрение, но для нее важнее чувствовать, что о ней заботятся, сопереживают ее боли или неудачам, готовы всегда помочь. Девочки счастливы в атмосфере внимания.

Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Приглашаю Вас отправиться в магазин за игрушками. Группа «сыночки» выбирают игрушку для дочки, а группа «дочки» для сына – затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка.

Хочется отметить, что в детском саду мы используем разные методы и приемы по гендерному воспитанию:

  • Сюжетно – ролевая игра «Семья»
  • Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы
  • Проблемные ситуации с этическим содержанием
  • Изготовление подарков для мам, пап, сверстников
  • Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

Стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые.

Мальчики и девочки – два разных мира. Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если исследовать так называемые женские и мужские сказки, т.е. сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине ("Золушка», «Крошечка-Хаврошечка» и т.п.), в которых имеется определенный набор заданий для героини. И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил» и т.д.

Есть такое выражение: «Мальчики с Марса, девочки с Венеры»

Вот лишь несколько положений, которые помогут понять различия в потребностях мальчиков и девочек.

  1. С самого рождения мозг мальчиков отличается от мозга девочек: у мальчиков он весит несколько больше. У мальчиков раньше формируются те отделы, которые отвечают за поисковую деятельность и мышечную активность, у девочек - центры речи и коммуникации. У мальчиков в детстве интенсивнее, чем у девочек развивается правое полушарие, отвечающее целостное восприятие и интуитивно-образную картину мира, но в подростковом возрасте левое резко обгоняет его в развитии, у девочек - все наоборот...
  2. Что же это означает на практике? Девочки раньше и лучше начинают говорить, а мальчишки в это время во всю совершенствуют технику передвижения по квартире: сначала - ползком, а скоро уже - бегом и вприпрыжку. Девочки предпочитают тщательно обустроить небольшой кусочек пространства (например, «комнатку» под письменным столом), мальчики стремятся освоить и захватить как можно больший участок пространства.
  3. Если дать мальчику и девочке по одинаковому набору кубиков и попросить построить «идеальный дом», девочка, скорее всего, сделает интерьер с кроватками, стульчиками и столиками, а мальчик изобразит дом снаружи, «посадит» вокруг сад или выстроит дорогу, пустит по ней машинки, - словом, впишет свой дом в некое внешнее пространство.
  4. Если для девочек в игре главное - установить эмоциональный контакт, то для мальчика - добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников. Поэтому игры мальчиков более динамичны, в них требуется строго соблюдать хитроумные правила.
  5. Если девочкам нравится уединиться на пару с задушевной подружкой, то мальчишкам подавай большую шумную компанию: ведь чем больше коллектив, тем ценнее заветное высшее место в иерархии.

Но кто бы ни рос в вашей семье – мальчик или девочка, важно помнить, что родители – это пример для ребенка во всем. Любящая мать – залог душевного здоровья ребенка. Но не менее важна и роль отца в его воспитании. Для сына – он пример для подражания, друг и наставник, девочки, с первых дней окруженные папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя защищенными.

Уважаемые, а что же для вас означает такие слова как «мальчик» и «девочка». Я пущу по кругу клубок, вы отвечаете, разматывая клубок и передаете следующему. Когда клубок пройдет по кругу и вернется к первому участнику, ответьте, пожалуйста на вопрос, что по вашему мнению не должны делать девочка и мальчик.

Примерные ответы родителей: Мальчик – это смелость, девочка – нежность, мальчик – храбрость, девочка – слабость, и т.д.

Заключительный этап

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Уважаемые родители прошу вас сейчас пройти анкетирование по теме нашего собрания.

(АНКЕТИРОВАНИЕ).

Спасибо за то, что вы постарались ответить на все вопросы анкеты. Мы постараемся учесть все Ваши вопросы, пожелания, рекомендации и ответы для совместной работы по вопросам воспитания и обучения детей с учетом пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания для родителей детей старших дошкольников.

Конспект родительского собрания для родителей старших дошкольников на тему: "В каждом доме свои традиции"....

Примерная методика организации родительского собрания для родителей детей дошкольного возраста

педагоги дошкольной образовательной организации ежедневно общаются с детьми и родителями, видят их проблемы, трудности, а также положительный или негативный опыт каждой семьи. Одна из задач педагога п...

Родительское собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развиваем речь детей"

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы решили обратить ваше внимание и ...

Доклад на родительском собрании для родителей детей средней группы "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"

Доклад на родительском собрании для родителей детей средней группы "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"...

Дистанционное родительское собрание для родителей детей старшей группы 2021г.

Добрый день, уважаемые родители!На 6 году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период легче формируются все виды условного торможения, ...

Конспект проведения родительского собрания для родителей детей средней группы на тему: «Безопасность ребёнка в летний период»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"30395529","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"542","width":"798"}}]] Конспект проведения родительского собрания для родите...

Родительское собрание с родителями детей старшей группы на тему: «Безопасный Интернет»

Цель собрания: ознакомить родителей  с потенциальными угрозами, которые могут встретиться в Интернет;  помочь выработать правила безопасного поведения в Сети; способствовать формировани...