Статья на тему "Нарушения и коррекция звуко-слоговой структуры речи у детей"
консультация

Ларионова Марина Владимировна

Статья адресована родителям. В статье кратко, доступным языком предоставлена информация о нарушениях звук-слоговой структуры речи у детей и пути коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения и коррекция звуко-слоговой структуры речи у детей

Звуко-слоговая структура слов представляет собой порядок следования звуков и слогов, в словах определяющих их правильное произношение. Нарушения проявляются в искаженном произношении слов ребёнком, замене, пропуске или перестановке отдельных звуков и слогов. Это затрудняет развитие речи ребёнка и негативно влияет на коммуникативные способности.

Механизмы нарушений:

1. Анатомические и функциональные отклонения органов артикуляции.

Структурные изменения или слабость мышечного аппарата языка, губ, неба, щёк могут приводить к неправильному формированию звуков. Примером являются такие состояния, как дизартрия или ринолалия, влияющие на качество произношения и восприятие сложной слоговой структуры.

2.Несформированность фонематических процессов.

Дети с нарушениями слухового восприятия звука не способны чётко дифференцировать акустически сходные звуки (например, звонкие-глухие согласные). Это мешает адекватному восприятию звуковой структуры слова, порождая ошибки в её воспроизведении.

3. Замедленная скорость обработки информации.

Некоторые дети медленно воспринимают и обрабатывают сложную структуру слов. Это может проявляться в нарушении ритмической организации слова и путанице в расположении слогов. Такие нарушения связаны с проблемами центральных отделов головного мозга, участвующих в анализе и синтезе речевой информации.

4. Неврологические факторы.

Раннее поражение центральной нервной системы может привести к устойчивым формам нарушения звукослоговой структуры.

Пути преодоления

Современные подходы логопедии предусматривают комплекс мер для исправления нарушений звукослоговой структуры, важно развивать следующие навыки и умения:

1. Развитие слухового восприятия:

   - Способность различать звуки и ритмы речи.

   - Умение воспринимать и воспроизводить ритм стихотворений, песен и скороговорок.

2. Формирование двигательной активности:

   - Развитие мелкой моторики рук (игры с мелкими предметами, рисование).

   - Улучшение координации движений пальцев и кистей рук.

3. Коррекция дыхания:

   - Обучение правильному дыханию для плавного и чёткого произношения слов.

   - Использование дыхательных упражнений и игр.

4. Тренировка артикуляции:

   - Укрепление мышц рта и языка посредством специальных упражнений (артикуляционная гимнастика).

   - Формирование точности и быстроты движения языком и губами.

5. Стимуляция памяти и внимания:

   - Выполнение заданий на запоминание и воспроизведение коротких предложений и стихов.

   - Работа над развитием зрительной и слуховой памяти.

6. Повышение уровня самоконтроля:

   - Создание условий для осознанного контроля над речью.

   - Применение игровых методов для тренировки внимательности и сосредоточенности.

Эти направления помогут ребёнку справиться с нарушениями слоговой структуры слов и обеспечить успешное развитие речи.

Таким образом, своевременная диагностика и комплексная работа с детьми позволяют успешно преодолеть нарушения звукослоговой структуры слов и способствовать гармоничному развитию детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Цель реализации программы – построение системы работы для воспитанников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения слоговой структуры слова. Программа учитывает общность развития нормаль...

Нейропсихологический подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста

В этой статье отражён современный подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Приведен практический материал работы, разделённый на этапы для планомерного и...

Коррекция звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР

Представлены результаты исследования  звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР...