Статья на тему "Нарушения и коррекция звуко-слоговой структуры речи у детей"
консультация
Статья адресована родителям. В статье кратко, доступным языком предоставлена информация о нарушениях звук-слоговой структуры речи у детей и пути коррекции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения и коррекция звуко-слоговой структуры речи у детей
Звуко-слоговая структура слов представляет собой порядок следования звуков и слогов, в словах определяющих их правильное произношение. Нарушения проявляются в искаженном произношении слов ребёнком, замене, пропуске или перестановке отдельных звуков и слогов. Это затрудняет развитие речи ребёнка и негативно влияет на коммуникативные способности.
Механизмы нарушений:
1. Анатомические и функциональные отклонения органов артикуляции.
Структурные изменения или слабость мышечного аппарата языка, губ, неба, щёк могут приводить к неправильному формированию звуков. Примером являются такие состояния, как дизартрия или ринолалия, влияющие на качество произношения и восприятие сложной слоговой структуры.
2.Несформированность фонематических процессов.
Дети с нарушениями слухового восприятия звука не способны чётко дифференцировать акустически сходные звуки (например, звонкие-глухие согласные). Это мешает адекватному восприятию звуковой структуры слова, порождая ошибки в её воспроизведении.
3. Замедленная скорость обработки информации.
Некоторые дети медленно воспринимают и обрабатывают сложную структуру слов. Это может проявляться в нарушении ритмической организации слова и путанице в расположении слогов. Такие нарушения связаны с проблемами центральных отделов головного мозга, участвующих в анализе и синтезе речевой информации.
4. Неврологические факторы.
Раннее поражение центральной нервной системы может привести к устойчивым формам нарушения звукослоговой структуры.
Пути преодоления
Современные подходы логопедии предусматривают комплекс мер для исправления нарушений звукослоговой структуры, важно развивать следующие навыки и умения:
1. Развитие слухового восприятия:
- Способность различать звуки и ритмы речи.
- Умение воспринимать и воспроизводить ритм стихотворений, песен и скороговорок.
2. Формирование двигательной активности:
- Развитие мелкой моторики рук (игры с мелкими предметами, рисование).
- Улучшение координации движений пальцев и кистей рук.
3. Коррекция дыхания:
- Обучение правильному дыханию для плавного и чёткого произношения слов.
- Использование дыхательных упражнений и игр.
4. Тренировка артикуляции:
- Укрепление мышц рта и языка посредством специальных упражнений (артикуляционная гимнастика).
- Формирование точности и быстроты движения языком и губами.
5. Стимуляция памяти и внимания:
- Выполнение заданий на запоминание и воспроизведение коротких предложений и стихов.
- Работа над развитием зрительной и слуховой памяти.
6. Повышение уровня самоконтроля:
- Создание условий для осознанного контроля над речью.
- Применение игровых методов для тренировки внимательности и сосредоточенности.
Эти направления помогут ребёнку справиться с нарушениями слоговой структуры слов и обеспечить успешное развитие речи.
Таким образом, своевременная диагностика и комплексная работа с детьми позволяют успешно преодолеть нарушения звукослоговой структуры слов и способствовать гармоничному развитию детской речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использованием интерактивных технологий в сюжетно-ролевой игре с целью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере словоизменения глаголов»
статья рекомендована для логопедов и дефектологов коррекционных групп....

Конспект непосредственной образовательной деятельности занятие по теме «Формирование и коррекция звуко - слоговой структуры слова»
Конспект НОД фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.
Цель реализации программы – построение системы работы для воспитанников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения слоговой структуры слова. Программа учитывает общность развития нормаль...

Нейропсихологический подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста
В этой статье отражён современный подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Приведен практический материал работы, разделённый на этапы для планомерного и...

Статья "Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста".
статья по ФФНР...

Коррекция звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР
Представлены результаты исследования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР...
