Нетрадиционное родительское собрание «Конфликты между детьми: роль взрослого».
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: сформировать у родителей осознанный подход к детским конфликтам, научить эффективным способам посредничества без подавления инициативы ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_mezhdu_detmi.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Нетрадиционное родительское собрание

«Конфликты между детьми: роль взрослого».

Старшая группа

Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель

                                                                высшей квалификационной категории

                                                 

с. Кабанск

 Форма проведения: интерактивная встреча с элементами тренинга и групповой работы.

Цель: сформировать у родителей осознанный подход к детским конфликтам, научить эффективным способам посредничества без подавления инициативы ребёнка.

Задачи:

  • развеять распространённые мифы о детских конфликтах;
  • познакомить с этапами конструктивного разрешения споров;
  • отработать техники медиации на практических примерах;
  • выработать общие правила реагирования на конфликты в группе.

Необходимое оборудование:

  • проектор и экран;
  • флипчарт с маркерами;
  • разноцветные стикеры (по 5 шт. на каждого родителя);
  • карточки с кейсами;
  • бланки для рефлексии;
  • мягкие мячики (2–3 шт.) для «передачи права голоса».

Ход собрания

1. Вступление (10 мин)

  • Приветствие и настрой. Воспитатель кратко обозначает цель: не избежать конфликтов, а научиться использовать их как ресурс для развития социальных навыков ребёнка.
  • Разминка «Ассоциации». Родители по кругу называют 1–2 слова, которые приходят на ум при слове «конфликт». Воспитатель фиксирует на доске, затем вместе выделяют позитивные и негативные ассоциации.
  • Формулировка правил встречи:
  • говорить по очереди (с мячом);
  • уважать мнение каждого;
  • фокусироваться на решениях, а не на проблемах.

2. Мифы и реальность (15 мин)

  • Мини-презентация (5 мин). Воспитатель озвучивает 4–5 распространённых мифов (например, «конфликт всегда вреден»«нужно сразу разнимать»), кратко объясняет научные данные: конфликты — естественный этап развития коммуникативных навыков.
  • Работа в малых группах (10 мин). Родители делятся на 2–3 группы, получают карточки с мифами. Задача:
  1. Привести 1–2 примера из жизни, когда миф «сработал» негативно.
  2. Сформулировать альтернативное убеждение.
  3. Озвучить вывод группе.

3. Границы вмешательства: игра со стикерами (20 мин)

  • Инструкция. На доске — 4 колонки:
  • «Не вмешиваться» (дети справляются сами);
  • «Наблюдать» (дать время, но быть начеку);
  • «Мягкое вмешательство» (направить диалог);
  • «Срочно вмешаться» (угроза безопасности).
  • Практика. Родители получают карточки с ситуациями из жизни старшей группы (см. примеры ниже). Каждый приклеивает стикер в нужную колонку и кратко объясняет выбор.
  • Обсуждение. Ведущий резюмирует: когда вмешательство обязательно, а когда лучше дать детям попробовать самим.

Примеры ситуаций:

  • Двое спорят, кто будет первым качаться на качелях.
  • Ребёнок отказывается делиться игрушкой, его толкают.
  • В игре «Магазин» один участник настаивает на своих правилах, остальные недовольны.
  • Дети громко кричат друг на друга из-за сломанной поделки.
  • Один ребёнок систематически игнорирует другого при распределении ролей.

4. Мастерская решений (25 мин)

Родители делятся на 3 группы. Каждая получает кейс и задание: разработать план медиации (не решения за детей, а помощи в диалоге).

Кейс 1. В сюжетно-ролевой игре «Семья» двое хотят быть мамой.
Кейс 2. Ребёнок не хочет участвовать в общей постройке замка из кубиков, другие обижаются.
Кейс 3. Двое поссорились из-за того, что один случайно сломал поделку другого.

Алгоритм работы группы:

  1. Определить интересы каждой стороны.
  2. Сформулировать 2–3 открытых вопроса для детей (например, «Что тебя расстроило?»«Как можно это исправить?»).
  3. Предложить 1–2 способа компромисса (очередь, совместная доработка, альтернатива).
  4. Зафиксировать идеи на флипчарте.

Обсуждение итогов (10 мин): группы презентуют решения, воспитатель дополняет техниками активного слушания и «я-высказываний».

5. Рефлексия и выработка общих правил (15 мин)

  • Круг мнений. Каждый родитель говорит:
  • 1 новое понимание о конфликтах;
  • 1 приём, который попробует применить.
  • Совместное составление «Кодекса реагирования» (ведущий фиксирует на доске):
  • не обвинять, а выслушивать;
  • давать детям время на диалог;
  • помогать формулировать чувства;
  • предлагать варианты, а не готовые решения.
  • Раздача памяток «5 шагов медиации в детском конфликте» (см. приложение).

6. Завершение (5 мин)

  • Благодарность за участие.
  • Неформальное общение с чаем.

Приложение: Памятка «5 шагов медиации в детском конфликте»

  1. Остановитесь и выдохните. Возьмите паузу, чтобы не реагировать эмоционально.
  2. Признайте чувства. Скажите: «Я вижу, ты расстроен/злишься. Расскажи, что случилось?»
  3. Выслушайте каждую сторону. Дайте высказаться без перебиваний. Используйте мягкие мячики как «микрофон».
  4. Помогите найти решение. Задайте вопросы:
  • «Как можно это исправить?»
  • «Что каждый из вас хочет сейчас?»
  • «Давайте придумаем, как сделать так, чтобы всем было хорошо».
  1. Договоритесь о действии. Предложите вариант и уточните: «Тебе подходит? А тебе?» Позже проверьте: «Сработало? Нужно что-то изменить?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе "Конфликты между детьми в семье»

Материал родительского собрания разработан с целью помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье между детьми. Собрание проходит в форме семинара-практикума: с помощью п...

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему: "Сказки – как путь общения между детьми и взрослыми".

Тема:"Сказки -как путь  общения между детьми и взрослыми".Форма родительского собрания–Круглый стол.Цель общая: Обратить внимание родителей на важность приобщения детей к чтению художественной ли...

Нетрадиционное родительское собрание совместно с детьми второй младшей группы «Вот и стали мы на год взрослее…», на экологическую тематику.

Нетрадиционное собрание в совместной деятельности с воспитанниками позволяет сплотить детей и родителей, создать благоприятную психологическую атмосферу. Возможность активного участия в жизни группы....

Конфликты между детьми. Стратегия поведения взрослого при разрешении конфликтной ситуации.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...