Мастер-класс для родителей по применению пальчиковой гимнастики «Шустрые ручки»
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель: укрепление связи семьи и детского сада для обеспечения единства по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей.
Задачи: Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики; показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики; побудить родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях; продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ «Детский сад Берёзка Сонковского муниципального округа
Тверской области»
Мастер-класс для родителей
по применению пальчиковой гимнастики
«Шустрые ручки»
Подготовила и провела
Воспитатель младшей группы
МДОУ «Детский сад Берёзка»
Яковлева О.Е.
Цель: укрепление связи семьи и детского сада для обеспечения единства по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей.
Задачи: Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию
мелкой моторики; показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики; побудить родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях; продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.
Форма проведения: мастер-класс.
Материал:
Цветные карандаши, массажные мячи, крышки от пластиковых бутылок, платочки, сухой бассейн с крупами, конфетки в салфетках, солёное тесто.
Ход мастер-класса:
Приветствие
Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть на мастер -классе «Шустрые ручки». Предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший -
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура!» (машут руками)
Воспитатель: Спасибо.
Игра «Да или нет»И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что - то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер - класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие закончилось, можно начинать».
Вступление
- Сегодня мы поговорим о гимнастике для пальцев рук.
Каждому человеку за день приходится совершать множество операций руками, и в особенности кистями. А есть ряд профессий, где подвижность суставов пальцев играет особо важную роль. Сегодня же, когда многие из нас работают за компьютером, гимнастика для пальцев приобретает особую актуальность. Руки и пальцы устают за день. Чтобы снять напряжение и позволить повысится работоспособности необходимо упражнять пальцы. Как вы думаете, нужны ли в развитии детей пальчиковые игры? Для чего? (ответы).
Да, правильно, молодцы. Для детей пальчиковая гимнастика особенно важна, она развивает мелкую моторику, тренирует участки мозга, отвечающие за речь.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ Иммануил Кант, что "Рука - это вышедший наружу мозг человека".
Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Вначале ребенок осваивает крупную моторику - бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике, работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
В не столь далёкие времена ботинки у детей были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей каждый день по много раз, становились сильными и ловкими. Что же делать?
Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики. Среди них - пальчиковая гимнастика.
Выполнение ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга. Все игры для пальчиков сопровождаются стихами, так они и запоминаются быстрее, и развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Если ребёнок регулярно будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то:
- его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой;
- усилится контроль за выполняемыми движениями;
- развивается память ребёнка, т.к. он учится запоминать определённое положение рук и последовательность движений;
- у малыша развиваются воображение и фантазия;
- в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Также, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Традиционные «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Нетрадиционные «Пальчиковые игры» - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.
Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может длиться от трёх до пяти минут, можно выполнять во время прогулок и в перерывах между занятиями.
Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки:
разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того, как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Малышам такие игры очень нравятся, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова. К тому же, они формируют добрые взаимоотношения и между детьми, и между взрослым и ребёнком.
Практическая часть мастер - класса
Воспитатель: Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей и поиграть в пальчиковую игру «Сорока - белобока».
- Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Первый этап.
В игре «Сорока белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). В идеале закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
- Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.
Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто!
Каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем - указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга.
- Не забывайте играть поочерёдно то с правой, то с левой ручкой.
- А сейчас повторим все вместе, приготовились.
Молодцы, хорошо постарались. Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Мастер-класс от детей
Воспитатель:Предлагаю сейчас пригласить детей, они тоже могут вас
научить некоторым играм.
«Зайка и ёжик»
«Зайка – ушки на макушке –
Скачет, скачет по опушке.
А за ним колючий ёжик
Шёл по травке без дорожек».
«Мышка»
«Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочки она глядит –
На заборе кот сидит».
- Очень интересно детям «прикреплять» иголки – прищепки ежу, вырезанному из картона и т. д. Сейчас дети выполнят работу наперегонки, по командам.
«Ёжик»
«Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем».
«Морковка»
«Прицеплю листочки ловко, и получится морковка».
«Солнышко»
«Солнышко утром рано встаёт, лучики тянет, тепло нам даёт».
Игры с родителями (соревнования)
«Ищем клад» (Сухой бассейн наполнен крупами: фасоль, горох, чечевица, пшено, можно и шишки, жёлуди, каштаны, ракушки и т.д. Сюрпризы: маленькие игрушки, большие бусины и т.д.)
- Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. В нашем сухом бассейне спрятаны сюрпризы. Ваша задача: найти сюрпризов как можно больше за 1 минуту.
«Сортируем»
В одну миску насыпаем фасоль и пшено. Задача: всю фасоль переложить в отдельную мисочку
Игры с пуговицами
Выложить изображение по контуру рисунка пуговицами.
Игры с бумагой
Дети разворачивают завёрнутую в несколько бумажек (салфеток) конфетку.
Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски. Можно завернуть в бумагу сюрприз – ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, а позже и сам научится
заворачивать.
Изготовление гирлянды в технике складывания бумаги.
Продолжим работу с бумагой и изготовим гирлянду все вместе. Нужно сложить гармошкой лист цветной бумаги, перегнуть её пополам и склеить две ближние половинки получился веер. Теперь склеим все веера друг с другом, поочерёдно меняя
Верх - низ.
Работа с солёным тестом.
Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.
- Можно изготовить солёное тесто.
Вот рецепт: мука - соль - вода- подсолнечное масло. Мука и соль берётся в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды.
Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твёрдыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите из настоящего теста, давайте кусочек полепить и малышу.
Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение.
Заключение.
Все эти занятия помогут вашему ребёнку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться ещё на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам
знаний и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по применению пальчиковой гимнастики в повседневной жизни ребенка
Сейчас каждый родитель знает, что в головном мозге речевой центр и проекция пальцев находятся рядом. И пальчиковая гимнастика стимулирует развитие речи ребенка. Однако, не все делают ее. Одни ссылаютс...

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».
Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей»....

Мастер-класс для родителей младшей группы по применению пальчиковой гимнастики «Шустрые ручки»
Мастер-класс проводится с целью укрепления связи семьи и детского сада для обеспечения единства по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей....

Мастер-класс для родителей «Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии»
Цель: заинтересовать родителей с минимальными затратами сил и времениосуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики иобщему развитию детей в домашних условиях.Задачи:1. Повысить уров...

Конспект мастер-класса по изготовлению тренажера для развития мелкой моторики «Шустрый мышонок»
Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие ре...
Мастер-класс для родителей на тему «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет, как средство развития мелкой моторики у детей»
Привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей через пальчиковую гимнастику и побудить к практическому применению....

Мастер-класс для родителей младшей группы по применению пальчиковой гимнастики «Шустрые ручки»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада для обеспечения единства по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей.Задачи: Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по...
