Буклет для родителей «Игровое взаимодействие взрослого и ребенка с РАС»
консультация

Гарифянова Валерия Олеговна
Игровое взаимодействие помогает развивать социальные навыки, коммуникацию и воображение у детей с РАС. Важно адаптировать подход под особенности ребёнка, создавая эмоционально положительный настрой и постепенно расширяя границы игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_igrovoe_vzaimodeystvie_vzroslogo_i_rebenka_s_ras.docx192.02 КБ

Предварительный просмотр:

– тактильные: то, что ребенок ощущает        посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла и различные по величине и

форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком.

Например: «Игры с крупами», «Прячем ручки» - приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. Пересыпайте крупу совочком, ложкой.

  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда)
  • двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы. Например: «Змейка» – возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете  вместе  с  ребенком,  «введите»  в  игру  любимую


 

Памятка для родителей

«Игровое взаимодействие взрослого и ребенка с РАС»

2025 г.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, поэтому очень важно, чтобы через игру ребенок научился узнавать новое. Игра стимулирует все сферы развития ребенка и является главным мотивом к приобретению нового опыта и развитию способностей.

Игра ребенка с расстройством аутистического спектра имеет ряд характерных особенностей:

  • Направленность на аутостимуляцию

Игра направлена на получение определенных слуховых, зрительных, тактильных ощущений.

  • Игра с неигровыми предметами

Ребенок с РАС часто играет с неигровыми предметами (крышки от кастрюль, веревочки, бумажки).

Отсутствие или «свернутость» сюжета

В игре аутичных детей чаще всего нет сюжета, а если и есть, то он «свернут», нет подробностей, деталей. Если присутствуют элементы сюжета, то они бесконечно повторяются.

  • Стереотипность игры

Игра аутичного ребенка стереотипна, однообразна. В играх он может долго застревать на одних и тех же манипуляциях.

  • Невозможность вовлечь в игру другого человека

Это объясняется несформированностью навыков взаимодействия, и склонностью к стереотипности и неизменности тех занятий, к которым он привык и которые доставляют ему удовольствие.

  • Невозможность включиться в общую игру

Чаще всего аутичный ребенок не играет с другими детьми. Даже когда он тянется к детям, то может подключиться только к простым


Практически у каждого ребенка с РАС есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может буквально часами совершать одни и те же манипуляции с предметами.

Подобные игры называются стереотипными. Но, несмотря на это, в стереотипных играх есть и положительные моменты:

  • играя «по-своему», ребенок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно;
  • при помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из аффективных вспышек.

Именно поэтому стереотипные игры могут стать удобным

«мостиком» для построения взаимодействия с ребенком. Завоевав доверие ребенка, в дальнейшем вы сможете вносить в его стереотипные игры новые правила и сюжеты, постепенно подключая элементы развивающей сенсорной игры.

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения.

  • зрительные (например: «Игры с красками, Цветная вода, Смешиваем краски, Переливание воды, Мытье посуды, Купание кукол»)

- ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание).

  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных - инструментов, учится

их различать);

Обращайте на них внимание ребенка

- прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о

стенки чашки, когда размешиваете чай, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т. д.