ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХ ИГР ДЕТЕЙ.
статья по теме

Оганесян Лидия Сергеевна

Игрa — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зри­мом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность вся­кого моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно по­этому Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХ ИГР ДЕТЕЙ.

Игрa — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека".

По мнению русского психолога Л.С. Выготского: «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития».

Рассмотрим психологическое воздействие игры: развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности.

В игре формируются первые этапы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. При этом, игра вырабатывает у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры дает предпосылки формирования навыков обучения. И тут встает вопрос, с чего же начать свою работу, в частности, при проведении обучающих игр?

Психологи однозначно дают ответ: с установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком, что означает эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме; обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

Взрослый в игротерапии реализует как бы «двойную функцию»: выступая в роли «идеального родителя», посредством эмпатического принятия обеспечивает ребенку переживание чувства самоценности и облегчает самопринятие; а выступая в качестве партнера по игре, открывает возможности приобретения нового, позитивного опыта, равноправного сотрудничества и кооперации, где каждый имеет свободу выбора поступка и право принятия на себя ответственности.

В этом случае, мы говорим о степени свободы, которую предоставляют взрослые ребенку – от чрезмерной опеки до излишней требовательности, т.е. та степень, в какой мы умеем  уважительно относиться к его потребностям.

В наше время все чаще говорят о личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Для этой модели характерно следующее:

  -  Цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.

  -  Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации.

  -  Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуации, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.

  -  Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

  -  Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

          Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой (недирективная модель), единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между взрослым и ребенком.

         Что же нам помогает нам решать проблемы взаимодействия взрослого и ребенка при проведении обучающих игр?

  1. Самоизменение (самосовершенствование) личности педагога как условие развития личности ребенка, т.е. снижение собственной внутренней конфликтности, приобретение умения становиться на точку зрения другого и т.д.
  2. Бережное отношение к ребенку (принцип «Не навреди»), исключить риск нанесения душевной травмы. Т.е. эмоциональное принятие, вера в возможности роста ребенка, предвосхищающая оценки.
  3. Непрямое воздействие на ребенка.                                                                               Педагог в игре осуществляет обучение, организуя систему поддержки, предоставляя право самостоятельно искать решения поставленных  задач.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ – умение становиться на позицию другого, учитывать его точку зрения, принимать его чувства и эмоции.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – расхождение в уровне трудности задач решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого.

ФРУСТРАЦИЯ – психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми (или субъективными) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи.

ЭМПАТИЯ – понимание эмоционального состояния. Чувства и переживаний другого.

РЕФЛЕКСИЯ – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания

 В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка и...

Родительское собрание «Способы взаимодействия взрослого и ребенка» в форме тренинга

1.      Ознакомление родителей со стилями общения в семье.2.      Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию ребенка,  владеюще...

Презентация опыта работы "Партнерское взаимодействие взрослого и ребенка как одно из условий успешной реализации ФГТ в аспекте ООП"

Воспитанники чувствуют себя комфортно там, где устанавливаются хорошие, дружеские отношения. Чем раньше ребенок научиться взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме. Опыт усп...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

«Проблема взаимодействия с агрессивным ребенком»

В материале содержатся рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными детьми....