Личностно-творческое развитие детей в музыкально-сенсорной деятельности
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Боткарёва Ирина Владимировна

Материал раскрывает направления деятельности детей по формированию музыкально-творческих способностей, музыкального восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_detey_v_muzykalno-sensornoy_deyatelnosti..doc29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Личностно-творческое развитие детей в музыкально-сенсорной деятельности

        Важной задачей музыкального развития детей является развитие музыкальных способностей. Для музыкальной деятельности нужно выделить три основные музыкальные способности: чувство лада (способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения); музыкально-слуховые представления (способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение) и чувство ритма (способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма).

         Большое место в музыкальной деятельности нужно отводить развитию музыкально-сенсорных способностей детей, поэтому в перечень репертуара нужно  как можно больше включать  музыкально-дидактические игры для развития у детей представлений о звуковысотности, метроритме, динамике, тембровой окраске музыкального звука.

          Нужно выделить следующие основные направления, придерживаясь которых, педагог может постепенно подводить детей к пониманию и осознанию особенностей музыки как искусства, формируя у них первоначальные основы музыкальной культуры: «Музыка вокруг нас», «Музыка внутри нас», « Музыка с нами», «Мы сами можем творить музыку».

       Первое направление   - «Музыка вокруг нас»- дать детям представление о том, откуда берутся звуки вообще и как возникают музыкальные звуки, какими свойствами они обладают. Важно показать это детям на простых примерах в тех ситуациях, с которыми ребёнок сталкивается почти каждый день. Например, звуки окружающей природы (шум ветра, капли дождя, шуршание листьев, пение птиц, шум волн и т.д.), звуки города (сигнал автомобиля, гудок поезда, скрип двери, «пение» закипающего чайника и т.д.).  В отличие от этих звуков существуют звуки музыкальные – голос мамы, поющей ребёнку песню, звуки, издаваемые разными музыкальными инструментами. Эти звуки очень разные- высокие, низкие, долгие, короткие, звонкие, громкие и тихие.  Когда несколько звуков звучат одновременно, они сливаются в созвучие или аккорд.

         Второе направление-  «Музыка внутри нас»-  педагог может показать детям путём несложного экспериментирования, что они могут извлекать звуки с помощью разных предметов (ёмкостей, наполненных песком, крупой и т.д., палочек, кубиков, стаканчиков с водой и т.д.), а также сами могут быть источником разнообразных звуков. В игровой форме показать детям возможности извлечения разных звуков с помощью частей своего тела, например, складывая по-разному ладошки и добиваясь разного звука, топая ногами, шлёпая себя по бёдрам и т.д.

         Третье направление- «Музыка с нами»- развитие музыкальных способностей детей, их слушательской  культуры, потребности в общении с музыкой, навыков практической музыкальной деятельности и в связи с этим включение детей в активную слушательскую и исполнительскую музыкальную деятельность ( певческую, музыкально-ритмическую, игру на детских музыкальных инструментах).

          Четвёртое направление «Мы сами можем творить музыку» - активное вовлечение ребёнка в посильную творческую деятельность. Музыка сама по себе представляет творческий процесс. Её восприятие и исполнение требуют от слушателя активного участия, сочувствия, сопричастности к тому, что выражено в музыкальном произведении, поэтому музыкальная деятельность не может происходить без активных творческих действий детей, без развитого воображения, музыкального мышления. Собственно восприятие и исполнение музыки предполагает эти творческие действия. Однако, как и всему остальному, творчеству нужно учить ребёнка. Необходимо в процессе обучения побуждать его к доступным его возрасту творческим проявлениям.  Это может быть достигнуто применением проблемно- поисковых методов обучения.  Научные исследования и практический опыт показывают, что наиболее эффективным методом является метод творческих заданий, поэтому рекомендуют педагогам гибко строить процесс обучения, создавая проблемно-поисковые ситуации, предлагая детям каждый раз выполнять задание в новых условиях, искать свой собственный вариант действий. Это относится и к восприятию музыки, и к разнообразной исполнительской деятельности, включая пение, музыкально-ритмическую деятельность, игру на детских музыкальных инструментах.

       Вся музыкальная деятельность детей должна быть пронизана творчеством, необходимо повседневно учить детей думать, размышлять, вовлекать их в интересный поиск. Это даёт возможность реализовать их индивидуальные интересы и потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное развитие детей в процессе игровой деятельности" Щербина В.Ю.

материал содержит отражение опыта работы с детьми по социально-личностному развитию детей в процессе сюжетно-ролевых игр: описание методов и приемы работы по организации сюжетно-ролевых игр, принципы ...

Развитие детей в непосредственно-образовательной деятельности. Тема: "Поможем игрушкам"

Формирование умений: классифицировать, сравнивать, выделять детали и т.д.Пользоваться моделями при составлении описательных рассказов.Развивать творческое воображение....

Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»

В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....

«Организация деятельности ДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

План работы по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»

Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом ...

Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».

Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...