доминантное занятие по восприятию музыки Музыкальные инструменты и игрушки " Звонили звоны"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

 

Доминантное занятие по восприятию музыки<?xml:namespace prefix = o /??>

                      Тема: «Музыкальные инструменты и  игрушки».

                               Г.Свиридов «Звонили звоны»

                                       ( Старшая группа)

( по программе О.П.Радыновой « Музыкальное развитие детей» )

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Дать детям представление о способности музыки изображать колокольные звучания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                        Конспект занятия составлен

                                                                                                       Муз.руководителем ГБОУ №1739

                                                                                                       Катаевой О.Д.

Доминантное занятие по восприятию музыки

                      Тема: «Музыкальные инструменты и  игрушки».

                               Г.Свиридов «Звонили звоны»

                                       ( Старшая группа)

( по программе О.П.Радыновой « Музыкальное развитие детей» )

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Дать детям представление о способности музыки изображать колокольные звучания.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в зал под звучание «валдайских» колокольчиков и садятся на стульчики.

Педагог: Доброе утро, мои друзья. Когда вы входили в музыкальный зал, то наверное услышали что-то необычное? (Ответы детей). Правильно, это звучали колокольчики.

А вы когда-нибудь слышали колокольный звон? (Ответы детей). В каждом храме есть высокая колокольня с колоколами, которая называется «звонницей», а человека который  ударяет в колокола  называют – «звонарь». Как вы думаете, от какого слова происходит «звонарь». Правильно, от слова «звон», звонить.

    Русь всегда славилась звонами. Колокольный звон – это старинное, древнее искусство. Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое искусство, мастерство. Ведь колокола звучат по-разному. Как вы думаете, а почему колокола звонят по-разному? (Ответы детей: из-за разного размера, материала из которого они сделаны, тембра). Правильно, но еще колокола звучат по-разному:  от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона. (Педагог предлагает определить регистры звучания «валдайских колокольчиков), затем звучит запись перезвона колоколов.

    В старину колокола не только сзывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях.

    На колокольный звон шел к людям заблудившийся путник. Люди верили в способности колокольного звона отгонять «темную, нечистую силу», вылечивать от разных болезней, отводить грозу.

    Колокола сопровождали жизнь человека и в радостях, и в горе. Они звучали на всех праздниках. Во время народного гулянья в их веселый перезвон часто вплетались плясовые ритмы. Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных, траурных событиях.

    С помощью колокольного звона можно передать разное настроение – веселое, праздничное, грустно-задумчивое, тревожное или скорбное.

    Колокольные звоны или звуки маленьких колокольчиков нередко изображаются в музыкальных произведениях. (Звучит фонограмма пьесы П.И.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Какое настроение, характер музыки у этой пьесы? (Ответы детей: светлое, радостное, звонкое, нежное, ясное и т.д.). Правильно, светло и радостно, звонко и нежно, весело позвякивают колокольчики под дугой мчащейся тройки. Такие колокольчики назывались «поддужные».

    В русской народной песне «Однозвучно гремит колокольчик» передается другое настроение – печально-задумчивое, грустное, тоскливое. Звуки балалайки очень похоже изображают тихий, монотонный, робкий звон колокольчика. (Звучит запись песни).

    А во вступлении к опере М.Мусоргского «Хованщина» совсем другие колокола изображаются в оркестре. Они звучат мрачно, мощно. Перезвон огромного, низкого, могучего, глухо звучащего колокола и маленьких высоких колоколов сопровождает мелодию, похожую на русскую народную песню. Этот колокольный звон символизирует силу Руси, ее могущество. (Звучит фрагмент из оперы М.Мусоргского «Хованщина»).

Ребята, скажите пожалуйста, какая достопримечательность есть в  нашем городе, в Московском Кремле? (Ответы детей: «Царь-пушка», «Царь-колокол»). (Педагог показывает иллюстрацию «Царь-колокол».

    Сегодня вы услышите еще одно произведение – пьесу Г.Свиридова «Звонили звоны» из его «Детского альбома».  Она написана на мелодию русской народной песни и передает колокольные звучания. Прислушайтесь, о каких событиях, радостных, печальных или тревожных возвещает этот колокольный звон? ( Педагог исполняет пьесу  или запись).            Ответы детей: о тревожных и грустных.   

Педагог: Да, пьеса эта начинается распевно, но потом звучит все более громко, напряженно, тревожно. (Пьеса звучит повторно).

Многие  русские поэты посвящали колокольчикам  и колоколам  свои стихи. В заключении нашего занятия , я прочту вам несколько стихов русских поэтов о колокольчиках.

А.Н.Толстой « Детство Никиты».

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам.

 А.А.Фет

Вот за горкой крутой

Колокольчик запел,

На горе призатих,

Под горой прозвенел.

Прозвенел по селу, в чистом поле поет,

На широкий простор

Душу-сердце зовет.

Педагог: Наше занятие подходит к концу. В заключении я прочту вам еще одно стихотворение.

А.Н.Радищев

Мчится тройка, из упряжи рвется,

Не смолкает бубенчиков звон,

Облачко за телегою вьется,

Ходит кругом земля с двух сторон…

Под фонограмму пьесы П.И Чайковского из цикла «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года». Дети выходят из зала.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по слушанию музыки "Музыкальное путешествие"

Доминантное занятие по слушанию музыки" МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"ЦЕЛЬ: Вспомнить знакомые произведения русских и зарубежных композиторов, исполнить танцы и муз.оркестр, прослушать новые произведе...

Доминантное занятие по восприятию музыки в подготовительной группе «Весеннее настроение»

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна», вызвать эмоциональный подъем, почувствовать весеннее настроение.Задачи:1) обучающие: обогатить знания инст...

Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»

Цель:  Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1.  Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...

Доминантное занятие по восприятию музыки. ( Подготовительная к школе группа)

Дать знания об оркестрах: симфонический, струнный. духовой, ударный. Развивать тембровый слух, поощрять танцевальное творчество, воображение, расширять музыкальный кругозор, воспитывать культуру общен...

Музыкальное доминантное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы для детей с ОВЗ.

Музыкальное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы с ОВЗ. Цель занятия: вызвать интерес к произведениям класстческого репертуара; накапливать опыт восприятия; развитие творческого вообр...

План-конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....