Конспект занятий в подготовительной группе.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

 Конспект занятий в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Слово о  писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.)

Тип урока:       урок изучения и  усвоения  новых знаний

Форма урока: урок-беседа

Цель  урока:  расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева.

Задачи:

Дидактические: 

  1. продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение;
  2. проверить  навыки  внимательного  прочтения художественного произведения.

Развивающие:                                                         

  1. совершенствовать умения анализировать,  сравнивать, формулировать выводы;
  1. развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные: 

  1. воспитывать трепетное отношение  к родине;
  1. воспитывать художественный вкус.

 Оборудование урока: портрет И.С.Тургенева, презентация, выставка книг,

Словарная работа:    конфликт, пейзаж, интерьер, портрет.

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В., поурочные разработки по программе под редакцией  В.Я.Коровиной;
  2. Интернет-ресурсы;

                                                  Ход урока

Организационный момент

I. Слово  учителя. Ребята,  сегодня мы с вами будем изучать творчество  удивительного  писателя И.С.Тургенева. Конечно, имя этого писателя вам уже знакомо. Вы уже встречались с ним и не раз, поэтому целью нашего урока является расширение  знаний о творческой биографии писателя.

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

2. Презентация.(слайд№1) И.С.Тургенев принадлежал к богатому  дворянскому  роду(слайд №2).Мать, урожденная Лутовинова(слайд№3).Тургенев написал много рассказов, повестей, стихотворений в прозе(слайд №4).Село Спасское было названо из-за церкви Спаса Преображения(слайд№5). Прекрасные окрестности усадьбы нашли отражение в произведениях писателя (слайд№6).Гостями Тургенева были А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой (слайд №7). В усадьбе сохранился дуб, посаженный Тургеневым (слайд№8,9,10). Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени (слайд № 11).А это интерьер дома, где жил писатель(слайд №12,13).Известно, что писатель сам был заядлым охотником. Это его охотничье снаряжение (слайд№14).В 40-50 годы 19 века И.С.Тургенев  создал несколько произведений, объединенных  в один сборник «Записки охотника» (слайд № 15,16). И сегодня мы будем говорить о рассказе «Бирюк», произведении  из цикла «Записки охотника» (слайд № 17, 18). Прежде чем мы будем работать с текстом рассказа, давайте проверим домашнее задание (Д/з. прочитать рассказ «Бирюк»,составить  цитатный  план рассказа)

3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают примерный цитатный план рассказа:

          1.«Гроза надвигалась…»

2.«Вот мы и дома…»

3.«Редко мне случалось видеть…»

4.« В  лесу шалят…»

5.«Куда? Стой!-загремел голос лесника…»

6.«Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич…»

7.«Убирайся к черту!...»

Учитель. А теперь  давайте  поработаем со словарными словами. Они нам сегодня пригодятся.

4.Словарная работа: На экране определения: конфликт, пейзаж, интерьер, портрет (слайды  № 19 – 24)/  Учащиеся записывают в тетради литературные термины.

Учитель. Ребята, прочитав еще один рассказ Ивана  Сергеевича  Тургенева,   вы  убедились, что  писатель является необыкновенным мастером изображения картин русской природы. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу(Слайд №24)

-Вспомним с чего начинается рассказ «Бирюк»?

- С описания леса и  надвигающейся грозы.

- Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника Бирюком?

Давайте поработаем в группах, чтобы ответить на многие вопросы.

5.Работа в группах. Класс разбивается на 4 группы.

             Группам даются карточки с заданиями и вопросами.

  1. Первая группа. Пейзаж.

Задание: найти пейзажные зарисовки и прокомментировать их. Найти слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи.

-Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

-Какую роль играет образ-символ грозы?

-Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?

  1. Вторая группа.  Интерьер.

Задание: подготовить пересказ описания избы Бирюка

-Какие слова  в описании являются ключевыми?

- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

-Какую роль играет описание интерьера избы?

-Как это описание помогает понять характер героя?

  1. Третья группа. Портрет.

Задание: найти описание внешности Бирюка, ответить на вопросы:

-В чем особенности портрета Бирюка?

-Какие детали портрета вы считаете главными?

-Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

-Как портрет помогает раскрыть характер героя?

-Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора и при помощи каких ярких художественных деталей Тургенев показывает внешний облик и состояние крестьянина?

  1. Четвертая группа. Словарная  работа.

Задание: нужно найти значение слов, встретившихся в  рассказе. Составить словарик.

 Полати, рогожка, кушак, дружки, взыскать, люлька, подле, покромка, понурить, ракиты, полати, верста, плетень и т. д.

Выступление учащихся.

Учитель обобщает высказывания учащихся,  что Тургенев описывает поле и лес в различные времена года, в различное время суток. Его пейзаж подвижен  и изменчив. Писатель предстает здесь очень тонким наблюдателем различных запахов, оттенков, звуков леса, поля. Автором использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафора, олицетворения, которые одушевляют природу. Описание природы у Тургенева сопоставимо с человеческим миром.  Пейзажные зарисовки у писателя не только фон, на котором происходит действие, но и очень важное средство характеристики героев. Они помогают раскрывать переживания героев, настроение, чувства, выявить авторскую позицию.

В описании избы Бирюка зашифрована социальная характеристика героя, а портрет помогает выразить его индивидуальные черты

Учитель. Итоговый вопрос:

-Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил?»

6.Рефлексия. Целью урока было: расширить знания о биографии Тургенева. Как вы думаете, ребята, достигли мы целей урока?

7.Выставление оценок. Домашнее задание. Знать  биографию писателя, индивид. задание: выучить наизусть стихотворение «Русский язык».

Тема урока: Последние годы творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворения в прозе. (2 урок, 7 класс)

Тип урока:       урок  усвоения новых знаний

Форма урока:    урок-беседа

Цель  урока:  изучить понятие и особенности стихотворений в прозе;

Задачи:

Дидактические: 

  1. продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение.

Развивающие:                                                         

  1. совершенствовать умения анализировать,  сравнивать, формулировать выводы;
  1. развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;
  2. творческие возможности в написании стихотворения.

Воспитательные: 

  1. Способствовать формированию любви к слову, русскому языку.

 

  Оборудование: портрет И.А.Тургенева,  иллюстрации к произведениям писателя, выставка книг, слайды.

Теория литературы: роды литературы

(эпос, лирика, драма), размеры стиха

(ямб, хорей)рифма, монолог, диалог.

                                         

                                       Ход урок

Организационный момент

1.Слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с именем великого русского писателя И.С. Тургеневым. Давайте вспомним этапы его биографии и поговорим о последних годах творчества писателя. (слайд №1)

2. Проверка домашнего  задания. ( проверку можно провести в форме викторины или сообщений учащихся)

  -В каком году родился И.С.Тургенев?

-Как называется родовое имение Тургенева?

-Какие именитые гости посещали имение?

-Бывал ли Тургенев за границей?

-В каких учебных заведениях учился Тургенев?

-В каких жанрах работал писатель?

 

3. Слово учителя. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургеневым.

Послушайте стихотворение (чтение  стихотворения  учителем)

                «Записки охотника»

           Из многих книг – сейчас одна

           Ее дыханию внимаю,

Она ясна, чиста до дна

А глуби – сердцем  поднимаю.

***

  В таком же, как и  наш лесу

Бродил с ружьем он за плечами.

Просторов русских пил красу

И днем, и звездными ночами.

                  ***

Исполнилось души одной

Одним желаньем вечно юным.

Хотел он видеть край родной

Свободным, светлым,  неугрюмым.

                  ***

Он слышал мерный ход времен

Судьбы народной видел сдвиги.

И сочетанием имен

Хорь и Сократ – свергал вериги.

               ***

Какая четкость мастерства!

И мысль, и солнечные блики,-

Блистает, как в росе листва,

Мир и простой и многоликий.

                              ***

Природы трепетной черты

И глаз задумчивых сиянье.

Какое  здесь и красоты

И правды, верное слиянье!          

  Слово учителя: это стихотворение написано в 1952 году, спустя 100 лет со дня  выхода в свет книги Тургенева « Записки охотника». Написал его исследователь творчества И.С.Тургенева – Иван Новиков. Она так и называется « Записки охотника». И у нас есть возможность еще раз заглянуть в его творческую лабораторию.  Цель урока: познакомиться с новым жанром в литературе стихотворениями  в прозе  и его особенностями.

И сегодня мы с вами  поговорим о последних годах жизни писателя. Итак, тема урока:Последние годы творчества И.С.Тургенева.                                                                                                                                                                                  Стихотворения в прозе.

Учащиеся записывают в тетрадь число, тему урока.

Слово учителя. Тургенев  рано  начал писать и обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики, драматургии. Скажите, ребята, какие произведения И.Тургенева вы помните?

Ответы детей. «Му-му», «Бежин луг» и «Бирюк», которые входят в цикл  «Записки охотника».

Учитель.  Верно. Произведения, которые вам знакомы, написаны в начале творческого пути, а сборник, о котором пойдет речь, необычен. Он называется

«Стихотворения в прозе». Тургенев написал их в конце жизненного пути в 1882 году, как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве.  Сборник стихов в прозе насчитывал  83 стихотворения и был посвящен разной тематике.

Учитель. Ребята, давайте послушаем  стихотворение,  которое называется   «Русский язык».

 Ученик читает  наизусть стихотворение «Русский язык»  (дом. задание)

Текст  стихотворения проецируется на доску.

-  Ребята, как вы думаете, в какой период жизни написано это стихотворение?

Учитель. Оказывается это стихотворение писалось в дни  русско – турецкой войны 1877 – 1878 годы. Именно эта боль при виде того, что  делается дома и выражена в стихотворении.

- Что говорит Тургенев о русском языке? Почему  такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?

Ответы детей: Русский язык великий, могучий.  Автор возлагал  большие надежды, потому что  он родной язык и способен творить чудеса.

-Какая мысль заключена в этом отрывке? -Мысль о том, что русский язык помогает автору пережить какие – то неприятные события.

Учитель. Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует?

Ответы детей. С помощью торжественной  интонации автор выражает надежду на то,  что русский народ – великий народ.

- Какое это по- вашему стихотворение лирическое или эпическое?

Вспомним, лирическое – это произведение, в котором передаются мысли и чувства, эпическое – события. Несмотря на то, что  нет рифмы -  это произведение лирическое, потому что выражает  чувство.

Учитель.   В стихотворении всего 3 предложения.  Какие они?

Ответы детей. Два предложения восклицательные, одно вопросительное.

- О чем это говорит?

Ответы детей. Это говорит   об искренней взволнованности автора.

- Какие художественные приемы используются  автором?

Ответы детей. Автор использует эпитеты, их только 4 и  один из них звучал дважды,  Великий язык – Великий  народ.

Учитель: Определения, который дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный»,- сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, критических  работах, статьях.

     Полный веры в русский народ, И.С.Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении «Русский язык»

Учитель.  Ребята, давайте прочитаем еще одно  стихотворение  « Собака» и сделаем вывод, что же такое стихотворение в прозе?

После прочтения стихотворения проводится беседа по содержанию.

- Какова основная мысль в стихотворении?

- Что демонстрирует автор?

- Докажите, что перед нами лирическое произведение?

После ответов детей делается вывод учителем.

Учитель. В стихотворении «Собака» повествование ведется от имени лирического героя. Речь идет о жизни всего живого, а не конкретной собаки. В стихотворении есть то, что мы так стремимся пробудить в вас учениках: умение видеть свою общность со всем живым вокруг нас.

Учитель. Ребята, проанализировав два стихотворения, давайте попробуем определить специфические черты жанра стихотворения в прозе в виде таблицы.

На доске  таблица. Графа  2 и 3 заполняется вместе с детьми в тетради.

По ходу заполнения таблицы дети  повторяют  теорию литературы: размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий), рифмы (парная, перекрестная, кольцевая), монолог, диалог.

               Поэзия

               Проза

1.Метр

           +

             -

2.Рифма

           +

             -

3.Ритм

           +

             -

4.Способ размещения на пис  письме

красная строка

сплошной текст

5.Выражение мысли

краткость

развернутость

6.Задача слова

передать чувство

передать сюжет

7.Специфика повествова- ств  ния

монологичность

диалогичность

Учитель.  Итак, ребята, давайте сделаем вывод,  что  же такое стихотворение в прозе?

Ответы детей (при затруднении ответы  формулируются совместно с учителем)

Стихотворения в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

Учитель. Что характерно для стихотворения в прозе?

-Все признаки лирического стихотворения за исключением метра, рифмы.

Учитель. Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведения – стихотворения в прозе.

Он  считается  лучшим стилистом русской прозы 19 века, очень тонким психологом. И человеческая личность, и  природа  являлись предметом его  философских размышлений. Критики считали, что  все эти стихотворения - единое целое,  «поэма о пройденном  жизненном пути».

Ребята, а  домашнее задание будет творческого характера: попробуйте сочинить свое  мини-стихотворение  в прозе на любую тематику.4.Рефлексия. Ребята, целью урока было: познакомиться с жанром, который создал Тургенев и его особенностями. Как вы думаете, достигли ли мы целей урока? Можете ли вы мне рассказать, что же такое стихотворения в прозе и что для него характерно?

  Домашнее  задание (написать свое стихотворение в прозе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...