"Бабочка - какая она есть"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Новикова Светлана Анатольевна

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._babochka..docx26.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

         организованной образовательной деятельности

                         «Бабочка - какая она есть»

в подготовительной группе

                                                           Муниципальное автономное

                                                                       дошкольное образовательное  

                                                                       учреждение №34

                                                 «Центр развития ребёнка –

                                                            «Детский сад  «Золотой ключик»

                                                        Воспитатель: Корнеева Ирина

                                        Владимировна, I-я

                                                   квалификационная категория.

                                                        Музыкальный руководитель

                                                        Новикова Светлана Анатольевна,

                                                        I-я квалификационная категория.

                                                      г. Северодвинск, 2011 год

ЦЕЛЬ:

Познакомить детей с циклом развития бабочки; комплексное развитие музыкальности.

 

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать фантазию и слуховое внимание, Создать условия для комплексной интеграции знаний детей, приобретения чувственно-интеллектуального опыта;
  2. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, обогащать словарный запас.
  3. Побуждать к творческим проявлениям при создании игровых образов.
  4. Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 Картинки с изображениями бабочек, гусениц,

игрушечные: бабочка, лютики, модель цветка,

листы из бумаги, бутылочки, шарики, скотч,

 кукла Незнайка, открытка с текстом-описанием,

мел, пёрышко,

для импровизации: ленты зелёные на палочках, шарфики капроновые, усики,

музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны,

костюм гусеницы-сороконожки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение художественной литературы по данной теме, разучивание стихов.

ХОД занятия.

В группу приходит музыкальный руководитель и говорит, что в зале их ждёт Незнайка. Он хочет о чём-то спросить детей. Дети заходят, встают в шеренгу, педагог и дети поют распевку «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Незнайка: «Дорогие ребята! Знайка собрался с коротышками в поход. Он сказал, что если я не знаю, про кого это описание, то он меня с собой не возьмёт. Помогите мне, пожалуйста. Я не знаю, кто это?  С крыльями – но не самолёт, с чешуйками – но не рыба, есть хоботок, но не слон, откладывает яйца – но не курица, похожа на цветок, «детки» не похожи на «маму», зимой спит, весной просыпается, умеет танцевать вальс, прясть шёлковые нити».

-  Ребята, вы всё запомнили? Давай, Незнайка, споём песенку: ты будешь называть слова –признаки, а мы повторять, передавая ритм хлопками, так мы  лучше запомним.

                        Песня «СЛОВО НА ЛАДОШКЕ» муз. Е.Попляновой,сл.Н.Пикулевой

Слова для повторения: Крылья, хоботок, чешуйки, как цветок,                                                                танцует вальс, умеет прясть,                                                                                яйца кладёт, зимой заснёт,                                                                                «детки» не в «мать», весной вставать.

ДЕТИ отгадывают загадку.                                                                                 Если они затрудняются с ответом, можно предложить нарисовать на доске мелом рисунки или послушать песню «ЛЕСНАЯ ПЕСЕНКА» сл.Т.Кагановой, муз. В.Витлина . Выложить картинки героев песни, сравнить и выбрать нужную.

Попросить рассказать Незнайке, что дети знают о бабочках.

В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.                Шевелились у цветка все четыре лепестка.                                                        Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Е.Серова)

У бабочки две пары крыльев. Над зелёным лугом весело порхают пёстрокрылые бабочки. Кружатся, как будто танцуют вальс.(Выкладываем картинки) Жёлтые лимонницы, крылышки которых напоминают….лимонную дольку, тёмно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки. Они так ж прекрасны, как цветы.

Давайте оживим картинку. Бабочки просыпаются весной, когда звенит капель, бегут ручьи, растут травы. Выбирайте звенящие инструменты, шарфики для крыльев, а кто  возьмёт ленточки - будет травой. Я буду читать стихотворение, а вы входите в образ, а когда начнётся музыка – картинка оживёт. Попробуем? (Дети выполняют движения в соответствии с текстом, под музыку импровизируют)

Звенят ручьи в апреле, ласкает солнце нас.                                                                 На луг мы прилетели и здесь танцуем вальс.                                                                Мы крылышки расправим – красив на них узор.                                                        Мы кружимся, порхаем – какой кругом простор!                                                                Душистыми цветами весна встречает нас,                                                                И кажется, что с нами весь луг танцует вальс!

Звучит  песня «БАБОЧКА» муз.А.Варламов, сл.А.Фет

НЕЗНАЙКА: С крыльями мне всё понятно, а что за чешуйки?

Крылья бабочки покрыты чешуйками.  Только они очень мелкие. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Если стереть чешуйки на крыльях, то бабочка может погибнуть, Когда рассматриваешь бабочку, надо быть очнь аккуратным и не повредить ей крылья. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. Перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, лапкам, и опыляют растения. В живой природе всё связано! Чего только не делают хитрые цветы, чтобы привлечь к себе крылатых гостей! Они стараются затмить друг друга и яркими лепестками и сладким медовым ароматом.

А сейчас закройте глаза. Представьте, что вы цветы. Сейчас бабочка сядет  на вас. (пощекотать пёрышком) Что вы чувствуете?

Ответы детей.

А теперь давайте разыграем стихотворение И.Токмаковой  «Лютик и бабочка»- задание творческое. Изобразить чувства с помощью интонации, жестов и мимики.  Дать цветы, бабочку. (довольный – недовольный)

-Лютик, лютик, что хохочешь?             бабочка                                      -      Так ведь ты меня щекочешь.                лютик                                          Так листочки мне щекочешь,                                                                Что не хочешь, захохочешь!                

НЕЗНАЙКА: А как же яички?

Летом самка бабочки откладывает яички. Они могут быть разной формы, например, как вот эта бутылочка от йогурта, только очень-очень маленькая по размеру. Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений.

НЕЗНАЙКА: Непонятно. А как это выглядит?

Давайте попробуем сделать модели: вот у нас листья, вырезанные из бумаги, а вот – яички разного вида и формы – бутылочки из под йогурта, шарики. Попробуйте  их соединить.

Детям предлагают наборы шариков, бутылочек, скотч, -  по-разному сгруппировать предметы на листе.

Вот что-то подобное, только меньшего размера, можно увидеть на нижней стороне листьев растений. Кладка яичек может иметь самую разнообразную форму – в виде свисающих гирлянд или близко друг к другу упакованных шариков, кувшинчиков, цилиндров. Некоторые особи  покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания.

Хотите узнать, что дальше? Из яиц курицы появляются… правильно, цыплята. А из яичек бабочки появляются личинки – гусеницы (показать картинки) Похожи они на маму бабочку?

На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений. Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями.

Сейчас мы тоже на некоторое время станем гусеницами.

                По листочку я ползу и грызу его, грызу.                                                                Ну, какой же это вред? Просто: завтрак и обед! (М.Дружинина)

        ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА     (М.Ю.Картушина)

  1. «Гусеница кушает» (на укрепление мышц губ) Всасывать верхнюю губу под нижние зубы с резким выбрасыванием её при раскрытии рта так, чтобы раздался чмокающий звук.
  2. Аналогично всасывать нижнюю губу под верхние зубы.
  3. «Гусеница ползёт по листочку» ( на укрепление мышц языка, выработки умения поднимать боковые края языка, развивать умение управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края лопатообразного языка так, чтобы по средней продольной линии образовалась впадина. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5-10, стараясь, чтобы губы оставались неподвижными и не помогали языку.
  4. «Гусеница заворачивается в листок» (на выработку плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей по середине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края лопатообразного языка и выдыхать воздух, как бы произнося звук (ф), стараясь, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. Следить, чтобы щёки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2-5 брюшных.

НЕЗНАЙКА: Знаю, их ещё называют сороконожками. Сколько же им надо ботинок?

Мы недавно читали корейскую народную сказку «Тысяченожка и червяк», и наши ребята знают, что…..(ответы детей) это сказки, шутки. Но мы с удовольствием покажем тебе танец и споём песню, она так и называется…

        «СОРОКОНОЖКА» сл. Т.Шапиро, муз. Лар. Вихаревой

Завернулась гусеница в листочек и уснула в своём домике.

Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнёзда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка. Не только вред, но и польза.

НЕЗНАЙКА: И что? Как она в бабочку-то превратится?

Сейчас поиграешь, и узнаешь.

        ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ГУСЕНИЦА» Стихи В. Егоров, автор М.Ю.Картушина.

Этот странный дом без окон                Дети складывают руки домиком над головой.

У людей зовётся  «кокон».                Обхватывают ладонями локти.

Свив  на ветке этот дом,        Делают вращательные движения указательным    пальцем.

Дремлет гусеница в нём.                Соединяют большой и указательный пальцы.

Спит без просыпа всю зиму.                Кладут сложенные ладони под щёку.

Но зима промчалась мимо -         Сгибают руки в локтях и попеременно поднимают ладони вверх-вниз.

Март, апрель, капель, весна…        Сжимают руки в кулаки и по очереди разжимают пальцы, начиная с мизинца.

Просыпайся, сонюшка!        Поднимают руки и потягиваются.

Под весенним ярким солнцем        Через стороны опускают руки вниз.

Гусенице не до сна –

Стала бабочкой она!         Делают маховые движения руками.

Гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. (картинки). Через некоторое время

оболочка куколки  разрывается на границе усиков  с крыльями и головы с грудью. Через образовавшиеся щели и выбирается на волю уже взрослая бабочка.

НЕЗНАЙКА:  А я видел бабочку, когда цветов ещё не было. Интересно, что  же она ела?

 - Если бабочка просыпается ранней весной, она может полакомиться сладким берёзовым или кленовым  соком.

Бабочки пьют капельки нектара, которые находят в цветах.

НЕЗНАЙКА: А как они его пьют? Я вот могу пить из кружки, ещё из блюдца. А как из цветка-то пить? Как-то всё непонятно…

Давайте проведём такой опыт:. (Модель  из пробирок, соединённых резинкой и лепестков из гофрированной бумаги). Это модель цветка. Вот вам предметы, с помощью которых мы с вами пьём: блюдце, ложки, чашки, соломинки. Вам нужно попытаться достать сок вот из этого цветка. Что вы выберите и почему?

Совершенно верно, вы выбрали соломинку. У бабочки рот – хоботок. У кого ещё такой рот? У комара. Но у комара он прямой, короткий,  а у бабочки свёрнут спиралью. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Так же, как знакомая вам игрушка – свисток –«Тёщин язык» (показать)

А мы тоже пьём  соки и нектары. Только не цветочные, а фруктовые.

(УГОЩЕНИЕ -  Коробочки с соком и соломинками)

НЕЗНАЙКА: Вот спасибо вам.  Теперь мне всё понятно. Вы настоящие друзья. Теперь я точно пойду в поход вместе с коротышками.

Давай на прощанье станцуем танец, он так и называется «Дружба».

НЕЗНАЙКА: До свиданья, я побежал.

Да и мы с вами, ребята, сегодня узнали много о бабочках. А  напоследок, поиграем в слова.

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее бабочке.

СЛОВАРЬ: Трудолюбивый, порхает, пасека, хоботок, надоедливая, мохнатая, стрекочет, шёлк, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», жужжит, пестрокрылая, полосатая, нектар. Кровосос, пыльца, гусеница, хищница, куколка, рой, кокон.

                                                                                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы детского сада "Какие звери есть в зоопарке"

- активизировать внимание и речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого, учить звукоподражанию. - вовлекать детей в ролевое взаимодействие, развивать игровые умения...

«В гостях у музыки: какие разные есть мамочки на свете!»

Музыка - это жизнь! А занятия с детьми под музыку доставляют радость не только детям, но и педагогу!...

Примите меня таким, какой я есть...

Научитесь принимать, любить своих детей!...

Какие памятники есть в городе

Детско-взрослый проект для детей старшей группы...