Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке по теме:
    Маслена неделя на Вологодчину прилетела

    Макарова Юлия Игоревна

    Большой фольклорный праздник для всех групп сначала в музыкальном зале, потом на улице

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon maslena_nedelya_na_vologodchinu_priletela.doc938 КБ

    Предварительный просмотр:

    «МАСЛЕНА  НЕДЕЛЯ

    на Вологодчину  прилетела»

    ПРАЗДНИК  ДЛЯ ДЕТЕЙ  3 – 7 ЛЕТ

    Данный праздник проводился в нашем детском саду в саму масленую неделю

    3 марта 2006 года и являлся открытым мероприятием на Череповецкий район. Мы хотели поделиться своим опытом, так как уже 9 лет отмечаем масленицу. Коллеги из детских садов района отметили, что взяли для себя много нового и интересного. Ведь в празднике был затронут региональный компонент.

                                                                                                                                                         Используемая литература по региональному компоненту:

    1. И.С.Слепцова, И.А.Морозов «Не робей, воробей!» Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. Москва, 1995 год;

    2. «Народные игры в детском саду» Сост. Е.И.Касаткина, Вологда, 2001 год;

    3. Г.М.Науменко «Русские народные детские песни и сказки с напевами»,

        Москва, 2001 год (Автор книги – этнограф, фольклорист-музыковед, 30

        лет посвятивший поездкам по деревням и селам России, чтобы отыскать

        лучшие образцы народной поэзии и музыки для детей, в том числе и

        Вологодского края);

    4. «Круглый год. Русский земледельческий календарь» Сост. А.Ф.Некрылова,

         Москва, 1991 год (В данную книгу вошли народные приметы, игры,

         гадания, обрядовые действа и т. д., связанные со всеми временами года

         в разных областях нашей России. Интересный материал по Вологодской

         области).

    Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленице;

    Задачи: Углублять интерес к народным обычаям, традициям, культуре,

                   искусству своего народа;

                   Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа;

                   Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую коорди-

                   нацию. Закрепить практические навыки выразительного исполнения

                   песен, закличек. Закрепить умение петь самостоятельно, индивиду-

                   ально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него;

                   Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных

                   движений и в игре на детских музыкальных инструментах;

                   Развивать музыкальные и творческие способности детей с помощью

                   различных видов музыкальной деятельности.

         

    Зал оформлен в виде русской избы. На кровати «спит» мальчик старшей группы.

    Гостей встречает Хозяюшка.

    Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! (кланяется)

                         Маслена неделя на Вологодчину прилетела.

                      На пенек села, оладушек съела, кашей затрусила.

                      Гостей давно мы ждали – поджидали,

                      Масленицу без вас не начинали.

                      Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

                      Вместе с нами повеселитесь да мой рассказ о былом послушайте.

    На  Руси Масленицу называют честной, широкой, сырной. Справляли ее неделю. Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «мясного воскресенья». В Вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на Масленицу. В «мясное» воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана». Все дни сырной недели имеют свои названия.

    На Масленицу положено есть до икоты, пить до перхоты,

    петь до надсады, плясать до упаду.

    Кто хочет, - веселися, хоть с лавки свалися!

    Итак, начинаем самый веселый праздник!

                Первый день – понедельник – «ВСТРЕЧА  МАСЛЕНИЦЫ»

       ( Под рус. нар. мелодию в записи хозяйка начинает «печь блины», потом подходит к спящему мальчику и будит его.)

    Хозяйка: Ваняша, вставай, полно тебе спать! Вот тебе блин, иди кличь Масленицу! (Мальчик нехотя просыпается, потягивается, берет блин, садится верхом на кочергу, скачет по кругу, останавливается.)

    Ваня: Прощай, зима холодная, приходи, лето красное! (Подходит к хозяйке, ставит кочергу, кладет блин на стол.)

    Хозяйка: Ну что, покликал Масленицу?

    Ваня: Покликал, матушка.

    (Входит второй мальчик Степа, кланяется хозяйке, здоровается. Подходит к Ване.)

    Степа: Ваня, у тебя лапти есть?

    Ваня: Есть.

    Степа: Попроси у матушки.

    Ваня: Матушка, а где у нас лапти?

    Хозяйка: Возьми, под лавкой лежат.

    (Мальчики берут лапти, благодарят хозяйку и убегают из зала. Входят две девочки, тихо переговариваясь между собой. Появляются мальчики.)

    Ваня: Масленицу везете?

    Девочки: (удивленно) Нет, не везем.

    Степа: Ах, не везете? (Мальчики замахиваются на девочек лаптями, те с визгом убегают из зала. Ваня возвращается.)

    Ваня: Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, сахарные твои уста! Приди, приди к нам на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

    Степа: (вбегая в зал) Ванька, девочки идут!

    (Прогуливаясь, в зал входят 3 девочки. Мальчики подходят к ним)

    Ваня: Масленицу везете?

    Девочки: Нет, не везем.

    Степа: Ах, не везете? (размахиваясь, прогоняют девочек, убегают вместе с ними)

    Девочка: (вбегая в зал) Масленица на двор въезжает! Широкая на двор въезжает!      

    (Хозяйка убирает со стола, застилает постель, приводит себя в порядок. В зал входят, пританцовывая,  дети средней-старшей группы под рус. нар. мелодию в записи.В руках у воспитателя – чучело Масленицы.)

    1 девочка: А мы Масленицу ожидали, киселя с молоком не хлебали,

                      Вот и Масленица на двор въезжает, широкая на двор выступает.

                      Все на кониках вороных, все на саночках расписных.

     ПЕСНЯ  «НАША  МАСЛЕНИЦА»  

    2 девочка: А вы, люди, Масленицу да встречайте,

                      Да к себе-то Масленицу зазывайте!

    1 мальчик: Подайте широкой Масленице!

    2 мальчик: Тин-тинка, подай блинка, оладышка,

                        Прибавышка, масленый кусок!

                        Тетушка, не скупися, масленым кусочком поделися!

    (Хозяйка «угощает» детей блинами, дети благодарят хозяйку поклоном)

    Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие!

    Воспитатель: Дай тебе Бог на поле прирост,

                            Коровы те дойны, сметаны те толсты;

                            Сметану-то снимают, ложки ломают,

                            За окошко бросают, наши ребята все подбирают!

    Все: С праздничком! (Чучело устанавливают в стороне)

       ХОРОВОД  под рус. нар. мелодию «Подай балалайку» в записи.

     Хозяйка: Садитесь поудобнее.            

    Воспитатель: Масленица – блиноеда,

                               Масленица – жироеда,

    Дети: Масленица – обируха,

               Масленица – обмануха!

    Воспитатель: Обманула, провела,

                              До поста довела.

    Дети: До поста довела,

                Все ежи взяла.

    Воспитатель: Дала редьки хвост

                              На великий пост.

    Дети: Мы его поели - брюха заболели. (Все хохочут)

    Хозяйка: Вторник – день необычный, от других отличный.

    Второй день Масленицы называется «ЗАИГРЫШ». С утра все наряжаются, зазывают покататься на горах, поесть блинов. Хлопцы высматривают невест, девицы украдкой поглядывают на суженых.

      ПЛЯСОВАЯ ПЕСНЯ «Воробышек»

    Хозяйка: Масленица – объедуха,

                    Деньгам приберуха,

                    Народ веселит,

                    Играть всем велит.

                    Потешим веселой игрою боярыню Масленицу.

                ИГРА «УТИЦА»

    Хозяйка: Ребята, пойдемте и мы на горку кататься.

             ИГРА «МОРОЗ» 

            (Дети садятся на скамейки)

    Хозяйка: Накатались с горки на санках. На Руси была примета: кто дальше с горы прокатится – тому счастья больше. Позабавьте-ка еще нашу гостюшку Масленицу.

    Ребенок (средняя группа): Ладушки, ладушки,

                                                  Пекла бабка оладушки,

                                                  Маслом поливала,

                                                  Деточкам давала:

                                                  Тане – два, Ване – два,

                                                  Маме с папой тоже два.

                                                  Хороши оладушки

                                                  У нашей бабушки.

      (Хозяйка дает малышам ложки и предлагает им сплясать.)

            «ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ»

     Воспитатель: Хозяюшка, а мы веселые небылицы знаем. Ну-ка, разбирайте инструменты.

     Дети поют «НЕБЫЛИЦЫ» и играют на шумовых музыкальных инструментах.

    Хозяйка: Всю Маслену неделю ездил по улицам поезд из саней, зазывая всех на праздник. В сани запряжали ряженых людей. В первые сани садили вот такую Масленицу. А во вторые водружали столб с вертящимся колесом- символом солнца. Весну встречают блинами. Круглый жаркий блин – тоже символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы – надо дать ему горячих и румяных помощников.

    1 ребенок: Солнышко-ведрышко, выгляни, красное,

                       Из-за горы, выгляни, солнышко.

    2 ребенок: Приди, весна, с калиной-малиной,

                       С черной смородиной,

                       С цветами лазоревыми,

                       С травушкой-муравушкой.

    3 ребенок: Солнышко - колоколнышко,

                       Ты пораньше взойди,

                       Нас пораньше разбуди,

                       Нам в поля бежать,

                       Нам весну встречать.

           Трое детей поют «СЛАВА СОЛНЦУ»

                   ИГРА С СОЛНЦЕМ 

    Хозяйка: Кончилось гулянье.

    Воспитатель: Теперь пора на отдыханье.

    Ребенок: Спасибо за угощенье, за беседу.

    Все: До свиданьица!

     (Под музыку дети уходят из зала)

    (Входят дети подготовительной группы)

    Воспитатель: Скок на крылечко, бряк за колечко. Дома ли хозяйка?

    Хозяйка: Дома, дома! Прошу в избу. Красному гостю – красное место.

    Ребенок: Вот ехали мимо, да заехали до дыма.

    Хозяйка: Нежданный гость – лучше званых двух.

    Воспитатель: Твоя правда, хозяюшка. Незваный гость легок, а званый тяжел. На званого и угодить надо.

    Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Веселья вам да радости! Споем мы с вами, поиграем, веселые загадки отгадаем.

    (Дети проходят, здороваются, встают полукругом. В центре – Масленица.)

    1 ребенок: Дорогая наша гостья Масленица

    2 ребенок: Авдотьюшка Изотьевна!

    3 ребенок: Дуня белая, Дуня румяная!

    4 ребенок: Коса длинная, триаршинная,

    5 ребенок: Лента алая, двуполтинная,

    6 ребенок: Платок беленький, новомодненький,

    7 ребенок: Брови черные, наведенные,

    8 ребенок: Шуба синяя, ластки красные,

    9 ребенок: Лапти частые, головастые!

      ПЕСНЯ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»  (Дети садятся)

    Хозяйка: Сегодня у нас веселье! Масленицы продолженье!

                     Все ли уселись? Все ли согрелись?

    Третий день Масленицы – среда – «ЛАКОМКА». Все в этот день едят пироги, оладушки, вкусные блины. А с чем? Правильно, со сметаной, с маслом, с вареньем… («угощает» детей) А ряженые в этот день ходили по дворам и кликали: «Ай вы, люди, Масленицу встречайте, встречайте! Да к себе Масленицу зазывайте, зазывайте!» Вот и к нам, кажется, ряженые идут.

                     Вот шли-пошли скоморошки,

                     Принесли нам игры да скоморошины!

              ( Вбегают два скомороха – Тюха и Ероха)

    Скоморохи: Здравствуйте!

    Тюха: Кого привечаете?

    Дети: Масленицу.

    Ероха: Не рано?

    Ребенок: Нет. Пора зиму провожать, весну красную встречать.

    Тюха: Эй, честной народ! Раскрывай пошире рот!

               Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!

               Вот идет по дороге Ероха- полюбуйся, народ на скомороха!

    Ероха: Ты чего на весь зал раскричался,

                 Будто в ухо тебе мух попался?

    Тюха: Кто-кто попался?

    Ероха: Мух.

    Тюха: Кто это мух?

    Ероха: Ребята, он не знает муха!

                Вот у воробьихи муж – воробей,

                   У соловьихи муж – соловей,

                   У курицы муж – петух,

                   А у мухи будет… - мух!

    Тюха: Эх ты, Ероха, чудак! Говоришь ты все не так.

               Вот потеха так потеха, люди падают от смеха,

               Ты, Ероха, длинный нос, ухватил коня за хвост!

    Ероха: А если будешь дразниться – не буду с тобой водиться!

                Фокуса не покажу и ничего не расскажу.

    Тюха: Ну ладно, не серчай! Лучше детям отвечай:

               Ты загадки знаешь? Ребятам загадаешь?

    Ероха: Слушайте, ребятки, вот мои загадки.

    Старый дед, ему сто лет.

    Мост намостил во всю реку.

    А пришла молода – весь мост разнесла. (Мороз и весна)

    2) Краса Жар-птица днем появляется,

        Ночью улетает, темноту оставляет. (Солнце)

    Угадайте, что я делаю: на плешивого маслом капну,

                                                 По плешивому тестом хлопну,

                                                 Плешь обдеру и опять наведу. (Печет блины)

             Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.

    Тюха: Ероха, ты же обещал фокус показать.

    Ероха: Ну, фокусы я умею показывать.(Выходит за дверь и выносит большой платок, держа его, как ширму за концы. За платком прячется ребенок из старшей группы.) Мне нужна помощница! Вот девица-красавица, иди ко мне. (Подходит к Ерохе. Он делает смешные движения, закутывает девочку в платок, а в это время выпускает оттуда мальчика. Девочку же, завернув в платок, грузит себе на плечо.)

    Тюха: Ероха, твой ковер, по-моему, потяжелел…

    Ероха: Да нет, своя ноша не тянет.

    Тюха: А где же красная девица?

    Ероха: Да вон их сколько у вас! (Кладет ковер на пол) Вот красна-девица, вот еще, вот… (Пока Ероха ходит вдоль скамеек и показывает пальцем на девочек, девочка вылезает из платка и бегает за Ерохой, передразнивая его. Тот замечает ее и догоняет.)

    Тюха: Девица, девица, сходи за водицей. (Подает коромысло)

          ПЕСНЯ «ПОШЛА МЛАДА ЗА ВОДОЙ»

    Ребенок: (Ерохе) Вот ты фокус показал, а мы чуднее покажем.

    (Выдвигается ширма, скоморохи садятся на ковер. Два мальчика показывают сценку из кукольного театра «ФОМА И ЕРЕМА»

    В конце сценки дети разбирают музыкальные инструменты и играют на них, а Фома и Ерема танцуют, в конце кланяются.)

      «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ…»

    Тюха: Благодарим за веселье.

               Заканчивается третий день – «лакомка».

    Ребенок: Масленица, Масленица, блинами попеканщица!

                    Пришла раненько, встретим мы тебя хорошенько,

                    Сыром, маслом и блином и румяным пирогом.

     ПЕСНЯ «БЛИНЫ» с солистами

           (Дети садятся)

    Хозяйка: Четверг на сырной неделе называли «РАЗГУЛ»

    В этот день устраивали катанье на тройках по улице, кулачные бои.

    Ероха: У нас сегодня – разгуляй! Четвертый день великой Масленицы.

    Тюха: Масленица! Масленица! Широкая Масленица!

               Гостья нагостилась, с зимушкой простилась.

    Ероха: С крыши капели, грачи прилетели,

                 Воробьи чирикают, они весну кликают.

    Тюха: Вот мы игру затеем, на смекалку вас проверим. Мы будем говорить о летящих птицах, насекомых, а вы все должны, если летят, то поднимать руки вверх, а кто ошибется – в игре больше не участвует. И вы, гости, вставайте с нами играть.

    Ероха: Грачи летят, на всю Русь кричат: «Гу-гу-гу-гу! Мы несем весну!»

    Тюха: Журавли летят, на всю Русь кричат: «У-гу, у-гу, не догнать нас никому!»

    Ероха: Пчелы летят, бунчат – гудят: «Жу-жу-жу-жу, медову несем росу!»

    Тюха: Поросята летят, полосаты визжат: «Хрю-хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!»

    Ероха: Синицы летят, на всю Русь кричат: «Цвирь – 4 раза, мы несем весну!»

    Тюха: Воробьи летят, на всю Русь кричат: «Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить!»

    Ероха: Комары летят, звенят, пищат: «Зы-зы-зы-зы, наточим носы!»

    Тюха: Медведи летят, во все горло кричат: «Ры-ры-ры-ры, не пустим в боры!»

    Ероха: Вижу, ребята сообразительные, смекалистые, трудно их в игре с толку сбить, трудно перехитрить.

         (Воспитатель надевает ребенку шапочку птички)

    Хозяйка: Посмотрите, и к нам прилетела птичка.

                    Уж ты пташечка, ты залетная!

                     Ты слетай за сине море,

                     Ты возьми ключи весенние,

                     Замкни зиму, отомкни лето.

    (Птичка берет ключик, летает. Выходят девочки с бумажными птичками и поют)

      ЗАКЛИЧКА «КУЛИК-САМОРОД»

    Тюха: А ну, добры-молодцы, кто хочет силой померяться? Давайте проведем соревнование.

    Ероха: Была на Руси игра «Взвешивание соли». (Двое мальчиков становятся спиной друг к другу и сплетаются локтями. Наклоняются по очереди, поднимая друг друга, пока не устанут. Силой меряются несколько пар.)

    Хозяйка: Ай да молодцы! И сильны, и удалы! Любят ребятушки показать свою силушку.                                                                                                                                                                                                  

    Тюха: Походил уж я по свету – лучше русской песни нету!

    Мальчик: Где песня поется, там легче живется!

    Девочка: Лето для старания, а зима – для гуляния.

                    Четверг, пятницу, субботу мы не ходим на работу:

                     Заняты частушками – песней с топотушками.

    «ЧАСТУШКИ»

    Тюха: Хватит петь да плясать! Пора пятницу объявлять!

    Ероха: Пятница – «ТЕЩИНЫ  ВЕЧЕРКИ».

    Тюха: Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».

    Хозяйка: Верно, в пятницу и в субботу  приглашали своих родных в гости. Все  веселились, пели, плясали.

              ХОРОВОДНАЯ  ПЕСНЯ «ВО ДЕРЕВНЕ-ТО БЫЛО В ОЛЬХОВКЕ…»           

    Андрияшка: Пойду к теще на блины. Ох уж и наемся вволю!

    Параня: Андрияшка, ты к теще, а я к золовке.

    1 ребенок: Зять на двор - пироги на стол.

    2 ребенок: Придет зять - где сметанки взять?        

    3 ребенок: У тещи про зятя и ступа стоит.

           ПЕСНЯ  «БЫЛО У ТЕЩИ СЕМЕРО ЗЯТЬЕВ»

    Хозяйка: Что за шум, что за гам? А-а-а! Это опять парни с девушками гуляют. Все сидят до утра на завалинке и семечки лузгают.

        ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ С СЕМЕЧКАМИ» 

    4 ребенок: А ну, честной народ, вставай в хоровод!

    5 ребенок: Величальную весне-матушке!

            ХОРОВОД «КАК ЗИМА С ВЕСНОЮ…»

    Тюха: А что, гости дорогие, наплясалися, непелися?

    Ероха: Пора нам Масленицу со двора провожать, да с большим почетом!

    Тюха: Воскресенье!

    Оба: Проводы Масленицы!

    Ероха: Прощеный день.

    Хозяйка: Со словами «Прости меня» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками. Затем целуются.

    1 девочка: Прости меня, сестрица!

    2 девочка: И ты прости меня. (Обращается к хозяйке) Простите нас, хозяюшка!

    Хозяйка: И вы простите меня, ребята! (к зрителям) Простите и вы нас, люди добрые. (кланяется)

    Тюха: Что вы гости тут сидите? Аль гулять вы не хотите?

    Ероха: Засиделись, чай, с утра? Уж на улицу пора!

    Хозяйка: Вместе будем мы гулять, Масленицу провожать.

    Тюха: Бери, парни, Масленицу, айда зиму провожать!

    (Берут чучело Масленицы, обходят зал под песню «Масленица-кукошейка» в записи и идут одеваться на улицу)

    Хозяйка: (гостям) Гости дорогие, примите от нас подарочки. Это домашняя Масленица, как бы дочка Масленицы большой. Она является символом крепкого достатка, а в молодой семье – здорового потомства. Ее выставляли в тот день Масленицы, когда молодые приходили к теще на блины.

     

              НА  УЛИЦЕ

    Тюха: Спешите скорей! Спешите скорей!

               Нет праздника нашего веселей!

    Ероха: Нынче отмечаем мы праздник Масленицы!

    Тюха: На празднике нашем железный закон:

               Хмурым, угрюмым вход воспрещен!

    Ероха: Кто хочет веселиться, тот и горя не боится!

    Тюха: Направо – забава, налево – потеха,

               А прямо – веселье кипит через край!

    Оба: Заходи, подходи, не зевай!

    (Появляется ряженая лошадь, которая везет сани с Масленицей)

    Ероха: Ай-да лошадка, молодец! Привезла нашу Масленку.

    Тюха: Давай поздороваемся с ней и попросим поплясать.

     (Просят, лошадь отрицательно качает головой)

    Ероха: А-а-а! Она, наверное, кушать хочет! А ну, кто смелый, покормите лошадь, задайте ей сенца. (кормят)

    Тюха: Ну что, теперь плясать будешь? (отрицает)

    Ероха: Что же это такое? Ребята, а что ей еще нужно?

    Тюха: Да попоить ее нужно. Кто смелый  - подходи да лошадку попои.

           (Поят, лошадка начинает плясать)

    Ероха: Смотри, сама заплясала.

    Тюха: Тебя накорми да попои, так и ты запляшешь!

       (Благодарят лошадь, провожают ее)

    Ероха: Да-а-а! Между прочим, я бы не отказался от блинов.

    Тюха: С припеком! Я кричалку такую знаю. Нужно всем разделиться на две команды: дети и взрослые (гости). По моему сигналу правой рукой дети кричат: «Блины». А по сигналу левой рукой взрослые кричат: «С припеком» и делают движения, какие   я скажу.

           Как на Маслену неделю каждый день с утра мы ели… Что?

           Блины! С припеком! Вокруг себя с подскоком!

    В обед чай пивали, горстями в рот кидали… Что?

    С припеком! Блины! Поклон для зимы!

             Ну а в ужин, как всегда, лучшая для нас еда… Что?

             Блины! С припеком! Встаньте ко мне правым боком!

    У тещи бывали и целый день едали… Что?

    С припеком! Блины! Поклон для весны!

              Все обиды прощали и маслом поливали … Что?

              Блины! С припеком! Вокруг себя с подскоком!

    Ероха: Я блинов бы съел с вершок!

    Тюха: Глянь, вон там стоит мешок!

    Ероха: А скажи-ка, скоморох, что в мешке – бобы, горох?

    Тюха: Я принес в честь праздника угощенье разное:

               Прянички, конфеты, бублики для пригожей нашей публики.

    Ероха: Лучше нету радости для меня, чем сладости.         (Мешок шевелится)

                 Гляди-ка, что за чудо: мешок-то шевелится.

    Тюха: Давай развяжем мешок и угостим весь честной народ, глядишь, и нам по кренделю достанется.

    Ероха: А может и блинок достанется.

    (Развязывают мешок, а там переодетая в Масленицу Баба-Яга, доедает последний пряник)

    Баба-Яга: Здорово, мужики! Поклон и вам, люди добрые! Привет вам от Лешего. Тьфу ты! От лета! Встречалась я с ним на болоте. Тьфу ты! В полете!

    Когда, стало быть, к вам сюда спешила! Пора мне пришла обязанности свои справлять.

     Тюха: А ты кто?

      Баба-Яга: Как кто? Я же Масленица!

    Ероха: А есть ли у тебя пачпорт?

    Баба-Яга: Это у меня-то? Есть у меня пачпорт, есть. Во, глядите! (Протягивает паспорт. Скоморохи читают: «Назначается долгожданной Масленицей на 2006 год.»)

    Тюха: И печать есть, гляди!

    Ероха: И подпись заковыристая внизу!

    Тюха: Ну-ка, ну-ка, что там за подпись?

    Оба: «Кащей Бессмертный»

    Все: А-а-а… (Разочарованно)

    Тюха: Пошла вон от нас, не хотим знать вас!

               И Масленицей принять не можем!

    Баба-Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала…Такое вам праздничное «меню» приготовила – пальчики оближешь.

           На первое – суп-санте на холодной воде,

           Крупинка за крупинкой гоняются с дубинкой.

           На второе – пирог. Начинка из лягушачьих ног.

           С луком, с перцем да с собачьим сердцем.

            На третье, значит, сладкое, да сказать по правде, такое гадкое:

            Не то желе, не то вроде торту, только меня за него послали к черту.

    Вот как! А еще у меня есть гусли, дудки, загадки, прибаутки, песни и пляски, игры и сказки!

    Ероха: А может и впрямь, пусть попробует?  

    Тюха: Оно, конечно,  можно. Только пусть сначала загадки отгадает.

    Баба-Яга: Ну это я враз! Спрашивай!

    Тюха: Тетушка крутая, белая да седая,

               В мешке стужу везет, на землю холод трясет,

               Сугробы наметает, ковром землю устилает.

     ( Баба-Яга отвечает неправильно )

    Ероха: Нет, неправильный ответ!

    Баба-Яга: Ты мудришь чевой-то дед.

                     Разминалась я, постой, задавай вопрос второй!

    Ероха: Заря – зареница, красная девица,

                Травку выпускает, росу расстилает.

                Едет стороной – с сохой, бороной, с ключевой водой.

      ( Баба-Яга ошибается )

    Тюха: И опять не тот ответ!

    Баба-Яга: Задавай последний, дед!
    Тюха: Что на свете всех слаще? (Сон)

    Баба-Яга: Блин!

    Тюха: Прочь ступай, лжемасленица завалящая. Ты и так нам всем праздник испоганила.

    Ероха: Ни блинков, ни пирожков нам не оставила.

    Баба-Яга: Все! Вопросов нету! Уезжаю… Эй, карету! (Подают метлу)

                     Кричу, бурчу, хочу, не хочу!

                     Метла, ступай, в избушку шагай!

    Тюха: Ребята, давайте подразним Бабку-Ежку.

              ИГРА  «БАБКА-ЕЖКА»  

    Тюха: Все айда в горелки играть, чтобы Масленица, с которой мы прощались,

               лучше горела.

              ИГРА  «ГОРЕЛКИ»  

    Тюха: А Масленица-то нас обманула!

               Мы на дровнях ее влачили,

               Суслом, бражкой ее поили.

    Все: (с поклоном) Прощай, Масленица!

    Воспитатель: («плачет»)  Ой, Масленица под кургузкой,

                                                Проводим тебя, станет грустно!

    Все: Прощай, Масленица!

    Хозяйка: Ой, Масленица, подманула,

                    Сыру редечку подложила.

    Все: Прощай, Масленица!

    Ероха: Нам сказали, что Масленица семь недель

    Оба: А остался от Масленицы один день1

    Все: Прощай, Масленица!

    (Один из скоморохов поджигает чучело, дети и взрослые встают в два круга

     вокруг Масленицы и поют «Гори, гори ясно…»)

    Все хором: Уходи, зима! Приходи, весна!

                        Прощай, зима! Прощай, Масленица!

    Хозяйка: Понаблюдайте за дымом: если столбом вверх – то к хорошему урожаю, а если по земле – к неурожаю.

    Тюха: Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит,

               Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит.

    Оба: Идет матушка Весна, отворяй ворота!

             (Под музыку входит Весна, здоровается)

    Дети и взрослые: Весна, весна, на чем пришла?

    Весна: На сошечке, на бороночке,

                На овсяном снопочку, на ржаном колосочку.

    Дети и взрослые: Весна, весна, на чем пришла?

    Весна: На жердочке на тоненькой, на досточке на славненькой,

                С хлебами обильными, со льном высоким.              

      ИГРА  «ПРОЙДИ В ВОРОТИКИ»

    (Взрослые встают парами в рассыпную по участку, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротики. Весна ведет детей змейкой в воротики)

     Весна: Меня вы зазывали, Масленицу провожали.

                 А какая же Масленица без блинов горячих да румяных?

    Хозяйка: (выносит блины) Угощайтесь, гости дорогие!

                                                   Вот блиночков пара, ешьте – с пылу! С жару!

    Тюха: Ай, хозяйка! Глянь, блинов гора огромна!

               Все румяны да красивы!

    Все: Ну, хозяюшка, спасибо! (Хозяйка угощает детей)

    Ероха: Ну что за блины! И сочные, и молочные! И крупинчатые, и рассыпчатые!

    (После угощения дети расходятся со скоморохами по участкам детского сада играть в Вологодские народные подвижные игры)                          

                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД ОО "Художественное творчество" на тему "Прилетели в гости снегири"

    Направление: Художественно – эстетическое.Основная образовательная область: Художественное творчество.Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация».Форма ...

    Сценарий развлечения "Пришла маслена неделя"

    Сценарий зимнего развлечения "Пришла маслена неделя"...

    ОБРАЗЕЦ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА НЕДЕЛЮ НА СЕНТЯБРЬ

    День недели   РежимИнтеграция образовательных областейСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для самос...

    Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС на неделю на старший дошкольный возраст "Домашние и дикие животные"

    Планирование в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы Цель: Закрепить названия домашних животных, домашних птиц и их детёнышей, знания об их назначении и...

    Календарный план на неделю на тему "Здоровей-ка" в средней группе

    Цель проекта: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью...

    Пришла маслена неделя

    Каждый день Масленицы, которая длится целую неделю, имеет своё название, за каждым закреплены определённые действия, правила поведения....

    Развлечение "Пришла маслена неделя"

    Развлечение "Пришла маслена неделя" для детй и родителей старшей группы. Проводится с целью создания веселого настроения, сплочения детского колллектива; создания в группе обстановки доверия...