Статья: Взаимодействие педагога с детьми с ЗПР на музыкальных занятиях
статья по музыке по теме

Белоусова Ирина Ивановна

В статье раскрываются приемы и методы работы музыкального руководителя с детьми, имеющими проблемы в развитии, на музыкальных занятиях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ   ПЕДАГОГА   С ДЕТЬМИ  С  ЗАДЕРЖКОЙ   ПСИХИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ   НА   МУЗЫКАЛЬНЫХ   ЗАНЯТИЯХ

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие. Это  очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребенка. Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.

        В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими задержку в психическом развитии, педагог учитывает их быструю утомляемость и другие особенности  психического развития. Он внимательно наблюдает за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности. Педагог   может варьировать структуру занятия, а если необходимо, то и его продолжительность в зависимости от самочувствия детей или даже от погодных условий.

        Занятия с детьми ЗПР могут иметь самую разнообразную форму. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным.

        На первом этапе работы следует исключить подвижные игры с элементами соревнования и парные танцы. Так как в группах преобладают гиперактивные дети (в основном мальчики), основу танцевального репертуара должны составлять  композиции в наибольшей степени отражающие особенности их психологии. Этому же должны соответствовать и атрибуты танцевальных композиций – мечи, щиты, барабаны и т.д. Все это  способствует развитию их эмоционально – волевой сферы, воспитывает в мальчиках силу, мужественность, придает движениям выразительность. Так же больше внимания уделять упражнениям на развитие слухового внимания, ритма, танцам с предметами, развивающими у детей функции захвата и удержания, дидактическим играм на развитие сенсорных способностей. Активно использовать игры – потешки, развивающие мелкую моторику пальцев рук, т. к. мелкие движения пальцев, давление на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребенка.

        Во время пения следует уделять внимание певческой установке, упражнениям на развитие координации слуха и голоса с обязательным использованием жеста и коврографа, чтобы подключить к работе зрительную и двигательную память детей, а также артикуляции и мягкой голосоподаче. Детям очень нравятся музыкальные приветствия, распевания с использованием  имен и  коротких музыкальных фраз с различной интонацией (напевно, отрывисто…) и динамикой. Работа над песней  продвигается медленно, поэтому желательно  планировать на  занятие одну – две песни для детей старшего возраста.

        В связи с тем, что эмоциональная сфера детей  ЗПР не развита, целесообразно включать в музыкальные занятия этюды и композиции на развитие эмоций, мимики и пантомимики, упражнения на релаксацию, чтобы научить их снимать эмоциональное напряжение. А умение понимать свои чувства и чувства других людей будет способствовать развитию выразительных движений, способности слушать и понимать музыкальное произведение. Игры и игровые упражнения занимают особое место в развитии ребенка, т. к. способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, приучают его слушать и слышать взрослого, обучают самоконтролю и взаимодействию друг с другом.

        Для активизации детей и усиления эмоционального впечатления от музыки на занятиях следует применять игровые, наглядно – слуховые, наглядно – зрительные приемы: мягкую игрушку (бибабо), художественные иллюстрации и репродукции, наглядно – дидактический  и поэтический материал, музыкальные инструменты. Это способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений. Например, наглядный прием «цвет - настроение» позволяет выявить, как дети реагируют на музыку, закрепить представления об ее характере и настроении в игровой форме.

        Одним из самых главных условий успешной работы с детьми  является индивидуальный подход к  ребенку. Следует уделять время каждому и никогда не принуждать его к действию. Педагог может увлечь ребенка с помощью выразительной интонации голоса (изменения ее во время беседы или пояснения), мимики, жеста, тактильных прикосновений. Это помогает усилить или ослабить эмоциональные проявления ребенка. А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами, «живыми игрушками» в исполнении взрослых просто необходимо!

        В качестве примера могу привести ситуацию с девочкой Аней, имевшей нарушения в общении, боязнь пространства. Девочка не воспринимала речь, отказывалась от общения с детьми и взрослыми, молчала или рыдала в группе, опустив низко голову и прикрывая ее руками. На музыкальные занятия приходила, держась обеими руками за воспитателя и повиснув на нем всем телом. Предлагаемые атрибуты для танцев в руки не брала. Во время осеннего праздника, который вел Петрушка на ширме (пел песенку, играл на музыкальных инструментах, загадывал загадки), на его просьбу взять красивые кленовые листья и потанцевать с ними, Аня подбежала к нему, выхватила у Петрушки листья и устремилась в центр зала, где первая  приняла подготовительную к танцу позу. Что же произошло? По мнению специалистов, у девочки накапливались положительные эмоции от общения с детьми и взрослыми, во время праздника к этому добавилось состояние положительного стресса, что и привело к эмоциональному сдвигу. Этот сдвиг выразился в желании активно взаимодействовать с детьми и веселой игрушкой, т. е. произошло «снятие закрытой позы».

        В заключении могу сделать вывод, что положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ЗПР можно достичь при следующих условиях:

        1.Занятия должны быть динамичными и  эмоционально насыщенными.

        2.Необходим индивидуальный поход к ребенку (называть по имени, смотря в глаза…).

        3.Использование наглядных приемов в сочетании с практическими

( повтор, упражнения).

        4.Тщательный подход к подбору детского репертуара.

        5.Необходимо поощрять детей (словом, жестом, улыбкой, прикосновением…).

Соблюдение всех  этих условий сделает музыкальные занятия  увлекательными и самыми желанными для ребенка.

                        

                                Музыкальный руководитель ГДОУ № 96

                                Белоусова Ирина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"

Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотип...

Практическое занятие: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"

Практическое занятие: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"...

Статья "Взаимодействие педагога с детьми"

Статья "Взаимодействие педагога с детьми"...