ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал (музыкально-ритмическое занятие, средняя группа) на тему

Кондрашова Елена Валерьевна

Тренинг – направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески мыслить творчески, относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Тренинг включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ТЕАТРАЛЬНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тренинг – направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески мыслить творчески, относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Тренинг включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

Разогрев

-задача этих упражнений - привести двигательный аппарат в рабочие состояние, разогреть все мышцы. Разогрев состоит из пяти, десяти упражнений на различные группы мышц. В разогреве можно использовать музыку и стихи.

Голова: (наклоны головы вперед, назад, вправо, влево, освобождение мышц шеи.)

Я строгая дама! Дама разминка!

Мне нужны ваши руки, ноги и спинка!

Голова, шея и плечи.

Здесь нет места путаной речи,

Тренируем мысли и тело.

Приступаем к занятиям смело!

Плечи: (поднимание, опускание, вращательные движения)

Как же так почему?

Поднимание и опускание плеч.

Ничего я не пойму.

Как же так, да вот так,

Вот так эдак, вот так так!

Дуйте,

От медленных вращений плечевого сустава к быстрым, в конце сбросить весь корпус.

Дуйте

Ветры,

В поле

Чтобы мельницы

Мололи

Чтобы завтра

Из муки

Испекли нам

Пирожки!

Суп несу

Руки в стороны параллельно полу, ладони вверх, вниз и т.д.

Суп пролью

Несу, пролью

Несу, пролью.

Наклоны корпуса: (вправо, влево, вперед, назад).

Вышла курочка гулять,

Исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны корпуса вперед назад.

Спелых зерен поклевать.

А за ней цыплятки,

Малые ребятки.

Ко-ко-ко ко-ко-ко

Не ходите далеко

Дам я вам водички

И снесу яичко.

Мы уселись на качели,

Исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны.

Мы уселись и запели,

Раскачались и взлетели

Выше дома, выше ели.

Руки:

  • Как «дворники» протираем стекло машины (на разминку локтевого сустава).
  • «Фонарики» (разминка запястья).

Нальем в мисочку водички,

Разобьем яичко,

Насыплем мучки

И запустим ручки.

Будем тесто мы месить,

С теста булочки лепить.

  • «Отряхнуть руки от воды».
  • Разминка для пальчиков.

Пальчик пальчик, где ты был?

Рука в кулаке, показать большой палец

С этим братцем в лес ходил,

Соединяем большой палец с указательным пальцем

С этим братцем щи варил,

Соединяем большой палец со средним пальцем

С этим братцем кашу ел,

Соединяем большой  палец с безымянным пальцем

С этим братцем песни пел.

Соединяем большой палец с мизинцем

Упражнения для бедер: (вращение, смещение в стороны, вперед, назад)

Почему индюшки, утки,

Ноги на каждый счет шагают правой, левой, одновременно на каждый шаг бедра смещаются по кругу вперед, вправо, назад, влево и т.д.

Куры, павы и гусыни

В день морозный, в холод жуткий

Ходят по снегу босые

Потому что эти птицы

Эти маменькины дочки,

Не хотели сесть за спицы

И связать себе чулочки.

Коленный сустав: (раскрепощенность сустава)

Вот идет журавель с журавлятами,

Поднимаем ногу коленом к груди, носок тянем в пол, руки изображают взмах крыльев

А за ним лягушка скачет с лягушатами.

Прыжки на корточках, как мяч

Журавель шагает, ножки поднимает

Поднимаем ногу коленом к груди, носок тянем в пол, руки изображают взмах крыльев

А лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки

Прыжки на корточках, как мяч

Стопа: (ходьба с пятки на носок)

Цок, цок, цок, цок,

Ой, сломали каблучок

Ничего гулять пойдем

По траве мы босиком.

В дальнейшем, для разминки можно составить свой комплекс, например такой:

Шаг на месте левой, правой

Маршируют на месте

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите

Выпрямляем спину

Раз и два, раз и два!

Руки к плечам и обратно

И под ноги не смотрите,

Выполнять приседания

Раз и два, раз и два!

Вот  помощники твои

Выставляют руки вперед

Их, как хочешь, поверни

Делают «Фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять,

Выбрасывают пальцы из кулака

Не садиться им опять

Собирают Пальцы в кулак

Постучали, повертели

Бьют кулаком о кулак

И работать расхотели

Встряхивают кисти

Утро красное придет

Наклоны в сторону

Солнце ясное взойдет

Станут птички распевать

Наклоны вперед назад

Станут деточки вставать


Тренинг

Упражнения на напряжение и расслабление мышц (В тренинге Клубкова С. В. « Взрыв, расслабление».)

  • Упражнение «Кошка».

Кошка выгнула спинку,

Из положения стоя вытягиваемся наверх за руками

И села в корзинку

Резко срываемся вниз и падаем на корточки

  • Упражнение «Яблонька»
  • Выросла яблонька (дети вытягиваются, вверх расправляя руки к солнцу), расправила свои веточки к солнышку. Распустились на яблоньке листочки и цветочки (дети вытягиваются в струночку). Завяли цветочки (бросить кисти), завяли листочки (бросить локти), Упали веточки (голова и плечи опустились) и засохла яблонька (уронить корпус вниз).

Упражнения на развитие двигательных способностей.

  • Игра «Молекулы».

Цель: Уметь ориентироваться в пространстве. Научить детей двигаться равномерно по площадке в различных ритмах.

Правила: Дети хаотично двигаются по площадке. Можно задавать различный темп (например, двигаемся по скоростям: от первой до пятой меняя их в различном порядке). Можно двигаться по заданному ритму, педагог отхлопывает ритм ладонями: быстро, медленно, остановка и т.д. Далее можно двигаться соответственно творческому заданию (идти по снегу, по льду, как воздушный шар, как холодильник и т. д.) Маленьким детям можно давать задание в стихотворной форме:

По тропинке мы пойдем

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек,

И перешагнем пенек

Посмотрели мы налево

И направо посмотрели,

Дунул ветер и листочки

Закружились, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Сначала будем мы, как человек шагать.

Затем попробуем мы зайцем поскакать,

Теперь попробуй, покажи-ка,

Как семенит к норе ежиха.

Теперь - как бегает щенок,

Ух, как! Стремглав, не чуя ног!

Как за птенцом крадется кошка?

Неслышно, вкрадчиво, сторожко…

А как бельчонок? Но постой!

До цели мы дошли с тобой.

Смотрите лужа впереди,

Ее нам надо обойти.

А вот большущее лежит бревно,

Нам очень трудно перелезть через него.

Теперь тропинка стала так узка,

Что балансировать приходиться слегка.

А вот глубокий и широкий ров,

И из него воды нам слышен рев.

Как через ров мы перейдем?

Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.

И вдруг мы в сказке очутились.

Взглянув вокруг, мы сильно удивились.

Бежит зайчишка озорной.

Постой, трусишка, не беги, постой!

Мы так же прыгаем, как ты,

Не веришь, ну-ка посмотри!

Умеешь красться, как хитрющая лиса,

Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!

Умеем рыскать как сердитый волк,

Которого зовут «зубами щелк».

Сумеем и, как мишка, мы пройти,

Сметая все, что попадется на пути.

Пойдем, как маленький ребенок,

Который только вылез из пеленок,

И учится лишь делать первые шаги.

Ох, до чего же трудные они!

Теперь как девочка примерно пяти лет,

Которой подарили множество конфет.

Ее восторгу, радости предела нет!

Как девушка на тонких каблучках,

Что ходит, гордо голову подняв.

Как взрослый, умудренный жизнью человек.

Да нет же, не как дед, ему же нет ста лет!

А вот теперь мы разом постарели,

Передвигаем ноги еле – еле.

А чтобы легче было нам идти,

На палочку мы обопремся по пути.

Упражнения на развитие чувства ритма, произвольное понимание, на координацию, быстроту реакции.

  • Игра «Поймай хлопок».

Педагог в различных сочетаниях и ритмах хлопает. Дети должны хлопать почти одновременно с педагогом, опаздывая на долю секунды. Далее можно задавать ритмические рисунки, которые дети должны внимательно прослушать, а затем прохлопать самостоятельно.

Упражнение «Брось свое тело…»

Дети по хлопку педагога импульсивно, очень резко принимают какую-либо позу, по второму хлопку - быстро принимают новую позу и т. д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

Упражнения на развитие гибкости, пластической выразительности и доверия к партнеру.

  • Упражнение «Водоросль».

Дети делятся на пары, одни – это водоросль, а другие морское течение. «Водоросль» закрывает глаза и полностью подчиняется «течению». А «течение»: указательным пальцем придает «водоросли» импульсы, по которым она отклоняется в разные стороны, в разных плоскостях.

  • Упражнение «Мельница».

Дети делятся на тройки. Двое детей делают движения одной как лопастью мельницы, третий ребенок стоит между ними и, не сходя с места, пытается увернуться от лопастей.

Упражнения на умение работать с партнером, воображение, фантазию, совершенствование пластических возможностей тела.

  • Упражнение «Зеркало».

Педагог показывает любые движения, дети в точности повторяют их, потом можно передать роль ведущего ребенку. Другой вариант этой игры: дети делятся на пары, один показывает, другой воспроизводит. Главный принцип – делать медленно.

  • Упражнение « Скульптор».

Дети распределяются на пары. Один из них скульптор, другой глина. Скульптору предлагается слепить несуществующее создание, придумать ему имя и рассказать для чего оно служит и как живет. В дальнейшем можно предложить этому созданию ожить. Затем дети меняются ролями.

Упражнения на тренировку веры, фантазии и пластическую выразительность (по Клубкову С. В. «Длинное упражнение»).

  • Рождение существа из яйца, икринки, кокона и т.д., кроме млекопитающих. За период обучения можно пройти весь путь эволюции. Каждый работает самостоятельно (зрителей быть недолжно).
  • Как вариант: нужно выбраться из глыбы льда (это может быть одиночная или групповая работа).
  • Создать своими силами стеклянную колбу или стакан, а потом выбраться из него.
  • Упражнение « Ртутный шарик». Представить себе, что наше тело состоит внутри из полых трубок. По этим трубкам нужно аккуратно, чтобы не разлить шарик, перекатить его из одной части тела в другую (например, из большого пальца правой руки по всему телу в мизинец левой ноги).

Главное во всех этих упражнениях поверить в происходящие. Упражнения на веру и фантазию занимают большую часть тренинга, поэтому у детей дошкольного возраста оно может занимать отдельное занятие.

Так же немаловажно для детей дошкольного возраста научиться передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений. Развивать внимание, зрительную память. Для этого в тренинг нужно ввести мимическую гимнастику, например такую:

Сморщим лоб, поднимем брови

Широко лаза откроем,

Лоб ладошками разгладим

Мышцы все опять расслабим

Затем лаза расширим мы.

Откроем рот и я, и ты.

Руки в кулаки сожмем,

Мышцы сильно напряжем,

Затем расслабимся опять,

И будем дальше продолжать.

Улыбнись как Буратино,

И кА хитрая лиса,

И как радостный ребенок, что увидел чудеса,

Улыбнись, как кот на солнце,

Посмотри-ка красота!

Улыбнулся ты чудесно,

Улыбайся так всегда!

Театр - всегда коллектив. Для этого всегда необходимо чувствовать партнера. Чтобы детей собрать в единый коллектив необходимы такие упражнения как:

  • Упражнение «Круг».

Встать в общий круг по росту, или по алфавиту первой буквы своего имени.

  • Разбиться на команды путем называния театральных терминов (например: софит, рампа и т.д.), каждый пятый человек повторяет слово первого, шестой человек слово второго и т.д.
  • Поднимание в кругу воображаемого шара из хрусталя, чугуна и т.д.
  • Упражнение со стульями.

По предложению педагога дети должны построить из стульев любую геометрическую фигуру. Все действия должны выполняться молча и синхронно, зрители хлопками должны фиксировать неточности исполнения.

  • Упражнение «Найди друга».

По хлопку дети должны построиться либо в пары, либо в тройки (в зависимости от количества хлопков). Каждый раз нужно меняться партнерами и не становиться с тем, с кем стоял в прошлый раз.

Детям нельзя давать засиживаться на месте, с тем или иным человеком, он должен попробовать себя в работе со всеми детьми.

Детям можно давать задания на действие с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвозди, нести ведра с водой, подметать пол, есть яблоки и т.д.

Фантазируя к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети могут переходить к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение, и переводиться как « учение. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить событие в предлагаемых обстоятельствах. Они могут быть заданы, а могут быть придуманы исполнителями.

Темы этюдов для детей дошкольного возраста должны быть близки и понятны детям. Можно давать этюды на основные эмоции: радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, страх. Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Следующий этап – это сочинение этюда по сказкам. Дети предлагают выбрать эпизод сказки и сделать этюд. Далее нужно переходить к импровизационным играм – драматизациям.

Работа над этюдами и играми развивает многие качества, необходимые для работы в спектаклях.

Итак, все театрально творческие игры и упражнения можно разделить условно на четыре группы:

  1. Игры, организующие коллектив;
  2. Упражнения, активизирующие личность исполнителя;
  3. Игры, развивающие воображение и внимание к театральному языку (пластика, слово);
  4. Создание театральных эскизов, импровизаций, к которым можно предъявлять качественные зрительские требования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные этюды для детей дошкольного возраста

Картотека театральных этюдов для детей дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста

Всестороннее развитие личности через театрализованную деятельность...

Методическая разработка «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»

Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных теа...

Консультация для воспитателей «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»

Нравственно - эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и и...

театральный тренинг для детей дошкольного возраста

Здесь собраны упражнения на снятие  напряжения, примеры пластических тренингов и др....

Программа познавательного тренинга для детей дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения «Светофорик»

Программа   познавательного тренинга для детей дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения «Светофорик»...

Развитие артистических способностей у детей дошкольного возраста. ( актерский тренинг для детей дошкольного возраста) Воспитатель : Герина С.В.

Педагогический тренинг – это метод групповой учебной деятельности учащихся, при котором в результате многочисленных, особым образом организованных  упражнений по воссозданию, прож...