Учебная программа непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" в детском саду.
рабочая программа по музыке (младшая группа) по теме

Стерликова Елена Анатольевна

Программа по НОД в области "Музыка" разработана по возрастам в соответствии с ФГТ для музыкальных руководителей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_programma_po_muzyke.doc256 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

           Первая младшая группа (от двух до трёх лет).

Слушание                                                                                                                                                - Ознакомление с музыкальными пьесами разного характера, спокойными и бодрыми  песнями.

- Формирование  у детей умения различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона).

-Развитие у детей умения понимать и эмоционально реагировать на содержание музыкального произведения.

Пение:

-Формирование у детей активности при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню.                                                                                                                                                              Развитие у детей умения подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению.                                                                                                                                 Музыкально-ритмические движения:                                                                                                                              - Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения.                              – Формирование способности воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полу-приседать, совершать повороты кистей рук).                                                                                                                                                                            – Формирование умения начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы.                                                                                                                               – Совершенствование  у детей умения ходить и бегать, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

         Вторая младшая группа (от трёх до четырёх лет).                                                                                                                                                    Слушание:                                                                                                                                                                 - Формирование у детей умения слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чём поётся в песне.                                                                                      – Развитие у детей способности различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (тихо, громко).                                                                                                        – Совершенствование у детей умения различать звучание музыкальных игрушек, музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, погремушка, барабан, бубен, металлофон).                                                                                                                                                                      Пение:                                                                                                                                                             - Развитие у детей певческих навыков.                                                                                                                                                           – Обучение пению без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, умению чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).                                                                                                                                                                                                  Музыкально-ритмические движения:                                                                                                  - Формирование у детей умения маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку; двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе её звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания и окончание музыки (самостоятельно начинать и заканчивать движение).                                                                                                  – Улучшение качества исполнения танцевальных движений детьми: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.                                                                                                                          – Развитие у детей умения кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично, и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.                                                                                                                                                  – Способствование развитию у детей навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.                                                                                                                                       – Формирование у детей навыка ориентировки в пространстве.                                                                  Игра на детских музыкальных инструментах:                                                                                - Ознакомление детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, барабаном, а также их звучанием.                                                                        – Формирование у детей элементарных навыков подыгрывания на детских ударных инструментах.                                                                                                                                       Творчество:                                                                                                                                            - Формирование у детей  умения допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля», навыков сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу.                                                                                                                                                           – Развитие у детей творческих способностей в самостоятельном выполнении танцевальных движений под плясовые мелодии и движений передающих характер изображаемых животных.                                                              

 

           Средняя группа (от четырёх до пяти лет).                                                                                                                                Слушание:                                                                                                                                                 - Ознакомление детей с музыкальными произведениями, их запоминание детьми, накопление музыкальных впечатлений.                                                                                                                                                     - Развитие у дошкольников музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.                                                                                                                                                            – Развитие у детей способности различать характер песен, инструментальные средства их выразительности.                                                                                                                                                       – Формирование музыкального вкуса.                                                                                           Пение:                                                                                                                                                       - Формирование  у детей певческих умений и навыков.                                                                     – Обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента.                                                                             – Развитие музыкального слуха (различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок).                                     – Развитие у детей певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.                                                           Музыкально-ритмические движения:                                                                                                                             - Развитие  у детей музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений.                                                                                                                                                        – Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок.                                                                                                                               – Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, танцы и упражнения.                                                                                                                                                     – Развитие художественно-творческих способностей.                                                                                           Игра на детских музыкальных инструментах:                                                                                          - Совершенствование эстетических восприятий и чувств ребёнка.                                                                      – Становление и развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости.                                                                                                                                                   – Развитие у детей сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального  вкуса.                                                                                                                                                                           – Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами и обучение игре на них.                                                      – Развитие у детей координации музыкального мышления и двигательных функций организма.                                                                                                                                                                 Творчество:                                                                                                                                           - Развитие у детей творческого воображения при восприятии музыки.                                                                             – Способствование активизации фантазии ребёнка, стремлению и достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла.                               – Развитие у детей способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.                                                                                                          

 

          Старшая группа (от пяти до шести лет).                                                                                                 Слушание:                                                                                                                                                                  - Обогащение у детей представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, способов их выражения.                                                                                                                                                                        – Обогащения опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений.                                                                  – Формирование у детей слушательской культуры.                                                                                                      – Развитие представлений о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях, понимание характера музыки детьми.                                                                                   Пение:                                                                                                                                                                       - Формирование  у детей певческих навыков: чистота интонирования, дыхания, дикции, слаженности.                                                                                                                                                            – Развитие умения у детей использовать музыку для передачи собственного настроения.                     – Создание фонда любимых песен у детей, тем самым развивая песенный вкус.                                          – Способствование развитию навыков сольного пения.                                                                                                          Музыкально-ритмические движения:                                                                                             - Развитие  чувства ритма у детей, умения передавать через движения характер музыки, её                                                      эмоционально-образное содержание.                                                                                                            – Формирование у детей умения свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.                     – Способствование детскому танцевальному творчеству.                                                                                                              – Формирование у детей навыков исполнения танцевальных движений.                                                                    – Развитие у детей навыка инсценирования песен, обучение  импровизации в разных игровых   ситуациях.                                                                                                                                                    – Ознакомление детей с разными видами танцев (русский хоровод, пляска, танцы народов                                  мира, современный танец).                                                                                                                          Игра на детских музыкальных инструментах:                                                                                                      - Обучение детей исполнению простейших мелодий на детских музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.                                     – Развивать творчество детей, побуждать к самостоятельным действиям.                                     Творчество:                                                                                                                                                      - Формирование умения у детей самостоятельного сольного исполнения, умения импровизировать, в процессе изменения окончания музыкального произведения.                                                          – Развитие умения у детей разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений.                                                                                                                                                                  

 

        Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет).                                                                                       Слушание:                                                                                                                                                               - Развитие  у детей представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке.                                                                                                                                                   – Развитие у детей опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений.                                                    – Формирование у детей культуры слушания музыки.                                                                                             – Обучение детей элементарному музыкальному анализу.                                                                         – Ознакомление  детей с элементарными музыкальными понятиями (динамика, темп, ритм, вокальная, инструментальная музыка, оркестровая и др.)                                                                 Пение:                                                                                                                                                                 - Совершенствование у детей  певческого голоса  и вокально-слуховой  координации.                                       – Обучение детей умению правильно брать дыхание и удерживать до конца фразы, обращать внимание на артикуляцию.                                                                                                                        – Закрепление умения у детей пению самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.                                                                                                                       Музыкально-ритмические движения:                                                                                                                                                        - Совершенствование навыков танцевальных движений у детей, умения выразительно   передавать в танце эмоционально-образное содержание.                                                                      – Развитие  у детей танцевально-игрового творчества.                                                                                          – Формирование у детей навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок.                                                                  Игра на детских музыкальных инструментах:                                                                                                                           - Ознакомление детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.                                                                                                    – Обучение детей игре на металлофоне, ударных музыкальных инструментов, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках.                                                                            – Исполнение детьми музыкальных произведений в оркестре и в ансамбле.                               Творчество:                                                                                                                                                 - Освоение детьми самостоятельной деятельности по подготовке к исполнению задуманного музыкального образа.                                                                                                                               – Обогащение у детей умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев.                                                                                                                                                                                        

             

 

Интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями.

    Образовательная область.

Задачи и содержание работы.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

«Социализация»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Труд»

Приобщение детей к полезному труду через разные виды музыкальной деятельности.

«Познание»

Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

«Художественное творчество»

Развитие детского творчества, приобщение  к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

«Физическая культура»

Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

               

                  Содержание психолого-педагогической работы по освоению                                          

                                      образовательной области «Музыка».                                                                                                                                                

     

                       

                      Примерный перечень программ, технологий и пособий.                                

 

           1Зацепина М.Б. Программа музыкального воспитания в детском саду и методические рекомендации для занятий с детьми с двух до семи лет. – М.,2006г.                                                                            

 

           2.Радынова О.П. Программа музыкальные шедевры. Конспекты музыкальных занятий и развлечений с детьми 6-7 лет. – М .,2000г.                                                                                                                      

 

            3.Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. – М.,Просвещение,1993г.                                                

 

            4.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., Просвещение,1981г.                                                                    

 

            5.Роот З.А. Танцы в детском саду. – М., 2003г.                                                                                                      

 

            6.Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М., Просвещение,1991г.                                              

 

            7.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., Просвещение,1990г.

         

             8.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей у детей. – Ярославль,1984г.        

 9. Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.

10. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. М.: Скрипторий 2003, 2010.

___________________________

10 Из предложенного примерного перечня выбираются и указываются программы и пособия, рекомендованные авторами выбранной примерной основной общеобразовательной программы.

          11. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М.Педагогическое общество России, 2002.

12. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

13. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

14. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. М.: Мозаика-синтез, 2001.

                        Формы, приёмы организации образовательного процесса

по образовательной области «Музыка»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

самостоятельная деятельность детей

образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Занятия

Слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка)

Беседы с детьми о музыке Музыкально-дидактическая игра

Театрализованная деятельность

Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

Рассматривание портретов композиторов

Использование музыки:

-на утренней гимнастике

- во время умывания

- в сюжетно-ролевых играх

- в компьютерных играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

Музыкально-дидактическая игра

Индивидуальная работа  

Праздники

Развлечения

Просмотр мультфильмов, фрагментов  детских музыкальных фильмов.

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»

Сюжетно-ролевые игры

Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок

Придумывание простейших танцевальных движений.

Инсценирование содержания песен, хороводов

Составление композиций танца

Импровизация на инструментах

Музыкально-дидактические игры

Игры-драматизации

Аккомпанемент в пении, танце и др.

Детский ансамбль, оркестр

Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров

Прослушивание аудиозаписей.

Просмотр иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов

Просмотр видеофильмов

Обучение игре на музыкальных инструментах

           

   Регламент непосредственной образовательной деятельности в области «Музыка»  во всех возрастных группах.

Возрастная группа

Количество НОД в неделю

Продолжительность

Первая младшая

2

8-10 минут

Вторая младшая

2

15 минут

Средняя

2

20 минут

Старшая

2

25 минут

Подготовительная

2

30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:" Использование русских народных и авторских сказок в непосредственно образовательной деятельности в в детском саду".

Из личного опыта работы Моисеевой Марины Фёдоровны, воспитателя дошкольного отделения ГАОУ № 577 Красногвардейского р-на СПб....

Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...

Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ № 8 «ЛУЧИК» на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.            Рабочая  программа для детей 2 младшей группы №8 составлена  на примере основной общеобразовательной ...

Непосредственно образовательная деятельность с педагогами детского сада Игра – занятие: «Я и моя семья»

Непосредственно образовательная деятельность с педагогами детского сада Игра – занятие: «Я и моя семья» ...