Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального ритма
статья по музыке по теме

Миронова Любовь Павловна

Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального ритма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_muzykalnogo_ritma.docx22.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА

МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.

     Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных  звуков и пауз. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребенка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов  и выполнении под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. В дальнейшем к движениям добавляются звукоподражания, а затем и слова, которые должен  произносить в заданном ритме. Танцы и двигательные упражнения с пением также способствуют формированию у детей чувства музыкального ритма  и ритма в целом.

Условные обозначения.

  1. Один удар
  2. Два быстрых удара
  3. Три быстрых удара

  1. Мы похлопаем в ладошки.

Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.

Оборудование: стульчики по количеству детей.

Описание:

  1. Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях.

Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III.

Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.

  1. Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.

На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.

На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.

Упражнение повторяется несколько раз подряд.

Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.

Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».

  1. Поклоны.

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание:

Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.

Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.

 Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.

Упражнение может быть проведено под счет : на «раз» - правая рука на пояс, «два»-левая рука на пояс, «три»-поклон, «четыре»-выпрямиться.

Музыкальное сопровождение:

«Петушок», русская народная мелодия в обр. Т.Ломовой.

3.Погрози:

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание упражнения:

Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую пару восьмых дети грозят друг другу указательными пальчиками, сначала правым, потом левым. На четверть дети поворачиваются на 180 градусов и, оказавшись лицом к новому соседу, вновь по очереди грозят указательными пальцами.  Ритмический рисунок ( II II I) может быть продемонстрировать детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента. Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.

4.Хлопки и хлопочки:

Цель: воспитание чувства ритма, умение передать в движении ритмический рисунок.

Описание упражнения: дети стоят по кругу, лицом в центр круга, и выполняют следующие виды хлопков. На первую пару восьмых дети делают два быстрых хлопка слева, а на вторую пару восьмых – два быстрых хлопка справа. Затем на первую четверть хлопают один раз перед грудью, на вторую четверть отводят руки вниз и назад и хлопают у себя за спиной. Ритмический рисунок (II II I I) передается детьми сначала под ритм, задаваемый взрослым, а потом по памяти. Упражнение проводится под счет или хлопки педагога.

5.Мы потопаем немножко:

Цель: Воспитание чувства ритма, умение передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание упражнения:

Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно ( по памяти ). Ритмический рисунок ( I I III).

6.Молоточки:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти ( в движении с помощью звукоподражания).

Описание упражнения :

дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и наконец выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется.  На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот.  В дальнейшем упражнение может выполняться и под текст: Тук, тук молотком Строим, строим птичкам дом. Ритмический рисунок: I I III. Другие варианты ритмических рисунков: I III I; III I I.

7.Флажки:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).

Описание упражнения:

Дети стоят полукругом и держат в каждой руке по флажку. Педагог демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем дети вместе с педагогом повторяют игру с флажками и наконец выполняют ее самостоятельно по памяти. На первый такт стучать флажком о флажок, одновременно произнося звукоподражания: «Тук-тук, ту-у-к;  тук-тук,  ту-у-к», а на второй такт поднять флажки над головой, кружиться на месте ( оборот на 360 градусов) и петь в том же ритме: «Ля-ля, ля-я-я; ля-ля, ля-я-я». Ритмический рисунок: II I II I / II I II I.

8. Кукушки на опушке:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).

Описание упражнения:

Дети стоят полукругом лицом к педагогу. Педагог дает ритмическое задание каждому ребенку индивидуально, и ребенок его повторяет по памяти. Варианты заданий:

1.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенный крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать: «Ку-ку», на вторую пару восьмых – повторить те же движения и звукоподражания, но с поворотом корпуса влево. 2.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать «Ку-ку». На четверть сделать глубокий наклон вперед и длительно произнести: «Ку-у-у». На вторую пару восьмых – слегка наклониться, повернув корпус влево и произнести: «ку-ку». Ритмический рисунок: II I II. Аналогично детям даются задания и с другими ритмическими рисунками : I I II; II II II; I II I; I I I.

9.Игра с обручем:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова).

Описание упражнения: Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи. На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произносят : «Вле-во», затем наклон вправо и говорят: «Впра-во». Затем перешагивают через обруч, одновременно пропевая: «Че-рез об-руч». Ритмический рисунок: II II/ II II.

10.Приветствие:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова ).

Описание упражнения:  

Дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу, стоящему слева : «Здравствуй», затем поворачивают голову вправо и говорят соседу, стоящему справа: «Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы вперед медленно проговаривают: «Здрав-ствуй-те!». Ритмический рисунок: II II III.

11. Кулачки и ладошки.

Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать музыкальный ритм в движении в сочетании с пением.

Описание:

Дети делятся на две группы и садятся на стульчики напротив друг друга. Одни из них будут стучать кулачками, а другие хлопать в ладошки. Обе группы детей поют по очереди свои слова и точно передают ритм движения руками.

Музыкальное сопровождение: песня «кулачки и ладошки», сл.Ю.Островского, муз.Е.Тиличеевой.

12. Пляска парами.

Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать ритм с помощью разнообразных движений в танце.

Описание:

Вступление: дети стоят в кругу, пара за парой.

1-4 такты: дети бегут.

5-12 такты: поворачиваются лицом друг к другу, берутся обеими руками и притопывают ногой.

13-16 такты: дети бегут.

17-24 такты: поворачиваются лицом друг к другу т хлопают.

25-28 такты: дети бегут парами по кругу.

29-36 такты: берутся обеими руками и кружатся.

Музыкальное сопровождение: «Пляска парами» литовская народная мелодия в обр. Т.Попатенко.

13. Передай платок.

Цель: развитие слухового внимания, ритмической четкости движений.

Оборудование: цветной платочек.

Описание:

Дети стоят по кругу. Педагог дает одному из детей платочек.

1 часть музыки. На затакт ребенок, держащий платок, плавным движением передает его соседу справа, на «раз» следующего такта тот принимает платок правой рукой и передает его дальше. Оба ребенка сопровождают передачу платочка небольшим поклоном друг другу.

2 часть музыки. Ребенок, получивший платок, входит в круг и пляшет, размахивая платочком. С окончанием музыки возвращается на свое место.

Упражнение повторяется несколько раз. При этом передача платочка может происходить по кругу как в правую, так и в левую стороны.

Музыкальное сопровождение «передай платок», муз.Т.Ломовой.

Литература: О.А.Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального размера

Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального размера...

«Игры и упражнения для формирования и развития у детей дошкольного возраста музыкально-ритмического чувства».

Представлены материалы для работы с детьми дошкольного возраста на развите чувства ритма....

Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».

Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.Вид проекта...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР ВКЛЮЧАЕТ РАЗНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ...

Конспект ООД «Развитие чувства музыкального ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста» «В гости к Зайке»

Цель: Развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребёнка,              умение сочетать движения с музыкой и сло...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей  дошкольного возраста с помощью нейроигр....

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Фотографии с детьми Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма,  внимания и памяти у детей дошкольного возраста...