Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального размера
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Миронова Любовь Павловна

Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального размера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_muzykalnogo_razmera_metra.docx22.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для формирования и развития чувства

музыкального ритма.

       Музыкальный размер (метр) – ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные ) промежутки времени.

         Детей дошкольного возраста сначала учат выделять (например, хлопком) неожиданный акцент и лишь затем метрический (ритмично повторяющийся) акцент в музыке. Самая сложная работа – научить детей выделять переходный акцент в музыке. Его особенность заключается в том, что он, в отличие от метрического, лишь в первом такте падает на счет «раз», а затем последовательно переходит в каждом следующем такте на счет «два», «три», «четыре» и т.д. Переходный  акцент сопоставим с логическим ударением в речи, когда в одной и той же фразе интонационно выделяется сначала первое слово, затем второе, после этого третье и так далее.

          Развитие музыкального размера – это формирование слухового внимания на музыкальном материале.

Игры на развитие слухового внимания и выделение

неожиданного акцента.

Название игры-упражнения

Описание

Музыкальное сопровождение.

Топни ножкой

Дети стоят полукругом перед педагогом и слушают равномерные удары в бубен. На акцент дети топают ногой.

Игра на бубне.

Хлопни в ладоши.

Дети сидят или стоят полукругом перед педагогом и слушают игру на пианино. На акцент дети хлопают в ладоши.

«Песенка про кузнечика» муз.В.Шаинского

То вперед, то назад.

Дети под знакомую музыку идут по кругу. На неожиданный акцент дети поворачиваются и начинают движение по кругу в обратную сторону. Таким образом направление движения меняется несколько раз.

По выбору педагога.

Гребцы.

Дети сидят на стульчиках, поставленных в линию один за другим. Каждый ребенок упирается в перекладину впереди стоящего стула.

Под удары бубна дети изображают движения гребцов.

На первый сильный удар в бубен (акцент) дети слегка наклоняются вперед и делают движение, как будто опускают весла, а на второй – менее сильный удар – поднимают воображаемые весла из воды.

Игра на бубне.

Перекати мяч.

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В руках у детей правой шеренги мячи. Все дети слушают музыку и слегка раскачивают опущенными вниз руками ( с мячом или без). На неожиданный акцент в музыке правой шеренги  перекидывают (или перекатывают по полу) мячи детям из левой шеренги. Дети левой шеренги ловят мячи и продолжают слушать музыку.

Неожиданный акцент должен прозвучать не менее четырех раз так, чтобы дети имели возможность несколько раз передать друг другу мячи.

«Антошка» муз. В.Шаинского

Игры на развитие слухового внимания и выделение

метрического акцента.

Название игры-упражнения

Описание

Музыкальное сопровождение

Птицы летят.

Дети стоят в колонне друг за другом и изображают , как птицы машут крыльями. На счет «раз» в четырехдольном такте (4/4), дети быстро поднимают руки через стороны вверх, а нра счет «два-три-четыре» медленно опускают их вниз.

«Вороны» муз.М.Раухвергера

Поменяемся местами.

Дети стоят парами напротив друг друга, держатся руками и слушают музыку. На акцент дети в каждой паре меняются руками.

«Песня сторожа» муз.Э.Грига

Шагай-приседай

Дети под музыку идут на месте. На акцент дети прекращают ходьбу: приседают (5 такт), встают (6 такт) и продолжают маршировать на месте до следующего акцента (11 такт- присесть, 12 такт – встать)

Русская народная мелодия «На зеленом лугу»

Передай мяч.

Дети стоят по кругу (лицом в центр круга) и слушают музыку. В руках одного из детей мяч. На акцент ребенок передает мяч ребенку, стоящему от него справа. Услышав очередной акцент, ребенок передает мяч третьему третьему и так далее, пока мяч не обойдет весь круг и не закончится музыка.

«Вариации», муз. В.А.Моцарта

Вокруг и внутри.

Для каждого ребенка нужен обруч. Обручи разложены на полу на расстоянии не менее 1 метра друг от друга. Дети под музыку марша ходят каждый вокруг своего обруча. На акцент дети впрыгивают (двумя ногами) каждый в свой обруч и продолжают ходьбу на месте внутри обруча до тех пор, пока не услышат следующий акцент в музыке, на который они выпрыгивают из обруча и вновь продолжают ходьбу вокруг него.

Музыка по выбору педагога.

Игры на развитие слухового внимания и выделение

переходного  акцента.

Название игры-упражнения.

Описание.

Музыкальное сопровождение.

Дирижируем.

Дети сидят на стульях, поставленных полукругом.

Делается переходный акцент в четырехдольном размере.

На «раз» в первом такте все дети поднимают руки, на «два-три-четыре» медленно опускают их.

В следующем такте при акценте на счет «два», а на счет «три-четыре-один» опусчкают.

В третьем такте руки поднимаются при акценте на счет «три».

И в последнем, четвертом такте – на «четыре» и на «раз».

В пятом такте дети встают с поднятыми руками.

Игра на бубне.

Маршируй и хлопай.

Дети стоят в шеренге. Дается переходный акцент в четырехдольном размере. На акцент дети хлопают в ладоши, на затухание музыки маршируют на месте.

Схема:

1-2-3-4,

1-2-3-4,

1-2-3-4,

1-2-3-4.

Игра на бубне.

Поднимай флаг!

Дети стоят по кругу и держат в правой руке флажок.

Такт 1. На «раз» дети, передавая яркий акцент в музыке, быстро поднимают флажок в сторону-вверх и держат его до конца такта.

Такт 2. На «раз» резко опускают флажок вниз перед собой.

Такты 3-4. Повторение движений тактов 1-2.

Такты 5-12. Дети стоят и энергично размахивают флажками высоко перед собой вправо-влево.

Такты 13-16. Повернувшись вправо, дети идут по кругу,  держа флажки перед собой.

Такты 17-20. Продолжают идти, подняв флажки вверх, с окончанием музыки останавливаются.

Болгарская народная мелодия в обр.Т.Ломовой

(в темпе марша)

Игра с цветами.

Дети стоят в шеренге. Они расчитываются по порядку номеров на «первый, второй, третий». Каждому ребенку дается по одному цветку. Первые номера получают цветы красного цвета, вторые-желтого, третьи- синего. Дети стоят в шеренге, опустив руки с цветами. дается переходный акцент по схеме:

1-2-3

1-2-3

1-2-3 

и так далее

На акцент «раз» все первые номера одновременно поднимают цветы красного цвета над головой, на счет «два, три» опускают цветы вниз. Во втором такте акцент дается на «2». На этот раз дети с цветами желтого цвета поднимают их вверх. В третьем такте над головами детей поднимаются только цветы синего цвета. В четвертом такте акцент вновь дается на счет «раз» и игра повторяется сначала.

По выбору педагога.

Литература:

1.Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального ритма

Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального ритма...

игры и упражнения на развитие чувства музыкального темпа

методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей...

«Игры и упражнения для формирования и развития у детей дошкольного возраста музыкально-ритмического чувства».

Представлены материалы для работы с детьми дошкольного возраста на развите чувства ритма....

Игры и упражнения для формирования дружеских отношений и гуманных чувств у детей дошкольного возраста" Школа дружбы"

Игры способствуют осознанию ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений; расширению представлений детей о различных способах коммуникации с окружающим....

Картотека игр для развития коммуникативных навыков Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива, воспитания доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.

Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.  Будет полезна педагогам дошкольных учреждений....

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей  дошкольного возраста с помощью нейроигр....

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Фотографии с детьми Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма,  внимания и памяти у детей дошкольного возраста...