Главные вкладки

    Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию
    методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) по теме

     

    Музыка играет огромную роль в развитии личности вообще и ребенка в частности. Основные задачи музыкального воспитания ребенка:

    • Развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей) посредством различных видов музыкальной деятельности.
    • Формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

    Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого  репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

    Планирование по музыкальному развитию дошкольников  составлено на основе «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Веракса Т. С. Комарова. М. А. Васильева 2010 с Федеральными государственными требованиям (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.), парциально использовались:

    - «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей » А. Буренина, Т.Сауко СПб, 2001.

    - «Праздник каждый день»И. Каплунова, И. Новоскольцева С-П. «Композитор»2012.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx32.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    К планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей  дошкольного возраста

    Музыка играет огромную роль в развитии личности вообще и ребенка в частности. Основные задачи музыкального воспитания ребенка:

    • Развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей) посредством различных видов музыкальной деятельности.
    • Формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

    Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого  репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

    Планирование по музыкальному развитию дошкольников  составлено на основе «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Веракса Т. С. Комарова. М. А. Васильева 2010 с Федеральными государственными требованиям (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.), парциально использовались:

    - «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей » А. Буренина, Т.Сауко СПб, 2001.

    - «Праздник каждый день»И. Каплунова, И. Новоскольцева С-П. «Композитор»2012.

    Эти учебные  программы отвечают требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Они разработаны с учетом дидактических принципов –  развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включают в себя следующие разделы:

    - восприятие музыки;

    -распевание, пение;

    - музыкально-ритмические движения;

    - развитие чувства ритма, музицирование; 

    -пальчиковая гимнастика;

    -танцевальное, танцевально-игровое творчество;

    -игры, хороводы;

    Ведущие цели и задачи « Программы воспитания и обучения в детском саду» М.Васильевой и инновационной общеобразовательной  программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Веракса и программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой совпадают – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, поэтому данные  программы взяты за основу.

      Планирование НОД, разработано на основании вышеуказанных программ и включает следующие  принципы работы с детьми:

    • Создание комфортной обстановки для ребенка:

    Индивидуальный подход к каждому.

    Положительная оценка действий педагога.

    Сюрпризные моменты и игры в процессе НОД.

    • Целостный подход в решении педагогических задач:

    Обогащение музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски.

    Претворение полученных впечатлений  в самостоятельной игровой деятельности.

    • Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач  по всем разделам музыкального воспитания.
    • Соотношение музыкального материала с природным  и историко-культурным календарем.
    •  Принцип партнерства -  дети и педагог единое целое.
    • Немаловажен принцип  положительной оценки деятельности.
    • Принцип паритета: любое предложение ребенка должно быть зафиксировано.

    Обязательны:  игровые ситуации, присутствие и активная помощь воспитателя и  необходимые по плану атрибуты.

                                      Методы  и приёмы  музыкального   воспитания:

    Наглядный,  словесный,  практический -   традиционные    методы  носят  развивающий  характер, побуждают  детей  к  проявлениям  различных  форм  двигательной, речевой, эстетической  активности.  Каждый  из  этих  трёх  методов  применяется  с нарастанием   проблемности:  от  прямого  воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация)  через  закрепление  упражнения (воспроизводящие  и творческие), создание  поисковых  ситуаций (показ   вариантов выполнения  задания)  к  самостоятельному  поиску  детьми  способов  деятельности.

    Созданию  проблемных  ситуаций  способствуют  приёмы, побуждающие  к  поиску  аналогий, обобщению.  Они   формируют  музыкальное  мышление  детей,  способность  к  элементарным  суждениям, оценкам, развивают  творческое  воображение, интерес  к  музыке.

     Важный  раздел программы  по музыкальному воспитанию: пение, распевание. Учитывая требования о сохранности голоса  дошкольников планируем следующие задачи.

    Задачи по пению, распеванию следующие:

    • Учим петь выразительно, протягивая гласные звуки;
    • Петь, сопровождая пение имитационными движениями.
    • Самостоятельно продумывать продолжение (или короткие истории к песням).
    • Аккомпанировать на музыкальных инструментах.
    • Петь соло, подгруппами, цепочкой, «закрытым звуком».
    • Чисто интонировать интервалы, показывая их рукой.
    • Петь согласованно, передавая в пении характер песни.
    • Выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре.
    • Расширять певческий диапазон.
    • Знакомить детей с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и.т.д.).
    • Развивать музыкальную память.

      Пение под фонограмму должно быть тогда, когда дети хорошо выучат песню. Очень важна пальчиковая гимнастика, особенно для коррекционных групп, так как это первооснова развития чувства ритма, звуковысотного слуха, интонационной деятельности. В итоге, дети учатся слышать себя и других, слушать внимательно музыкальное сопровождение и правильно петь.

    Непосредственная  образовательная  деятельность (НОД) -  основная  форма   организации  детской  деятельности, где  решаются  задачи   формирования  основ  музыкальной  культуры. Все   виды   деятельности  (индивидуальные,  по  подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные  и  их  разновидности)  применяются  и  варьируются  в  зависимости  от  возраста  и  уровня  музыкального  развития  ребёнка.

      Мы  считаем  важным то, чтобы музыка  звучала   в повседневной  жизни  детского сада  в  самых  разнообразных  ситуациях:

    • слушание знакомых  музыкальных  произведений
    • музыкальные  игры – путешествия в  прошлое  и настоящее
    • игры – сказки
    • звучание  музыки  как  фон во время  тихих  игр, рисования
    • тематические  музыкальные вечера
    • беседы – концерты
    • театральные  постановки
    • праздничные  утренники

    В педагогике давно известно, какие огромные возможности для воспитания души, тела и развития речи  заложены в синтезе музыки и пластики. Основная направленность взятой нами также  порциально программы «Ритмическая мозаика» А.Бурениной-психологическое  раскрепощение ребенка через освоение своего тела как выразительного («музыкального») инструмента.

    Цель ее -  общее гармоничное развитие ребенка, а ее содержание и формы могут  конкретизироваться в зависимости  от возможностей  детей и ведущих целей  их воспитания. Главное-приобщение к движению  под музыку всех детей - не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном  отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Доказано, что двигательные занятия тренируют  мозг, подвижность нервных процессов.

    Музыка и движение имеют много  общих параметров: темпоритм, начало и конец звучания, динамика, форма произведения. В связи с этим сформулированы задачи обучения и воспитания детей:

    • Развитие музыкальности (уметь воспринимать музыку, понимая ее содержание, развитие специальных музыкальных  способностей - музыкального слуха, чувства ритма, развитие умения четко и правильно произносить слова песен, пропевать  окончания музыкальных фраз, развитие музыкальной памяти).
    • Развитие двигательных качеств и умений ( ловкости, точности координации движений,  гибкости, пластичности, воспитание выносливости, развитие силы, формирование правильной осанки, красивой походки,  развитие умения ориентироваться в пространстве, и.т.п.)
    • Развитие творческих способностей (развитие творческого воображения, фантазии, умения импровизировать).
    • Развитие и тренировка психических процессов ( развитие эмоций, внимания, воли, памяти, мышления).
    • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности ( уметь сопереживать, формировать чувство такта и культурные привычки).

    Наше дошкольное учреждение наряду с общеобразовательными группами имеет группы, где находятся дети с речевыми нарушениями, поэтому педтехнологии программы И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Ладушки», нам подходят по всем параметрам.

    Программа «Ладушки» на сегодняшний день является единственной детально разработанной программой  по музыкальному воспитанию и соответствует стандарту ФГТ.

    Авторы программы «Ладушки»   разработали оригинальную систему, которая  отличается  творческим подходом  к развитию  музыкальных способностей детей  дошкольного возраста.  Это личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей.

    Программу  отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной  деятельности дети слышат много  прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используются в повседневной жизни.  Детям много рассказывается о музыке  разных жанров, о композиторах.

    Наглядный материал, используемый в программе, заинтересовывает детей, активизирует желание участвовать в различных видах музыкальной деятельности  и способствует хорошему усвоению музыкальных способностей.

    Музыкальное воспитание дошкольников  осуществляется при проведении  вечеров досуга, праздников, в самостоятельной игровой деятельности. Однако, наиболее эффективно  процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка осуществляется при организации и  проведении непосредственной образовательной деятельности. Таким образом, образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей.

    Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводится  по два мероприятия НОД и один вечер досуга.  НОД проводится в утренний отрезок времени, вечер досуга во второй половине дня по тематическим планам,  согласованным с воспитателями. Различные формы праздников также отражены в тематических планах, во многих задействованы родители, так как девиз программы «Ладушки»: «Праздник – это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых! »

    Задачи и принципы программы основаны на гуманном и бережном отношении к  маленькому человеку, что предполагает гармоническое развитие личности:

    • Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
    • Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
    • Приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыке.
    • Подготовить к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским  возможностям.
    • Развивать коммуникативные способности.
    • Научить творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
    • Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

    Для этого необходимо: создать обстановку, комфортную для ребенка; должен быть целостный подход в решении педагогических задач; нужно последовательно    усложнять поставленные  задачи   по всем разделам музыкального воспитания;  соотносить музыкальный материал с природным и историко-культурным календарем; быть партнерами и положительно оценивать детей, причем реагировать на любое творческое предложение ребенка.

    Педагогические технологии этой программы включены в  наше планирование  потому, что с учетом ФГТ является уникальной, детально разработанной, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя и уровни развития ребенка в обычных и коррекционных группах.

    Структура  планирования НОД:

    • Каждое занятие включает в себя следующие разделы:

    - музыкально-ритмические движения;

    - пальчиковая гимнастика;

    - развитие чувства ритма, музицирование;

    - распевание, пение;

    -слушание музыки;

    - игры, пляски, хороводы;

    игра на детских музыкальных инструментах.

    • Все это отражено в разработанном перспективном и календарном планировании.
    • Перспективное планирование включает в себя: виды деятельности, задачи, репертуар разработанный  поквартально.
    • Календарное планирование отображает № конспекта, № страницы, цели  и задачи непосредственно образовательной деятельности, дату проведения, дополнения, изменения.
    • К каждой возрастной группе прилагаются примерные конспекты занятий, номера и страницы которых отображены в календарном планировании.
    • Праздники даны  в отдельном тематическом планировании, с учетом требований выбранных нами тем и программы МБДОУ.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

    1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
    2. Дети  двух-трех лет:

    авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ясельки»  планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Невская нота,  2010.

    1. Младшая группа:

    авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Композитор, 2010.

    1. Средняя группа:

    авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Композитор, 2007.

    1. Старшая группа:

    авторы И.Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3CD), СПб.: Композитор, 2008.

    1. Подготовительная группа:

    авторы И. Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3CD), СПб.: Композитор, 2012.

    1. Подготовительная группа:

    авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» дополнительный материал к «Конспектам музыкальных занятий» с аудиоприложением (2CD),  СПб.:  Композитор, 2012.

    1. «Программа  по ритмической пластике для детей дошкольного возраста»:

    автор  А. Буренина сборник ритмических композиций с аудиоприложением, СПб.: Лоиро, 2000

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ....

    Перспективное планирование по музыкальному воспитанию по программе Васильевой

    По квартальное планирование по музыкальному воспитанию по всем видам музыкальной деятельности...

    Перспективное планирование по музыкальному воспитанию по программе Васильевой -старшая группа

    Перспективное планирование по музыкальному воспитанию по всем видам музыкальной деятельности в старшей группе...

    Перспективное планирование по музыкальному воспитанию по программе Васильевой -подготовительная к школе группа

    Перспективное планирование по музыкальному воспитанию по всем видам деятельности в подготовительной к школе группе...

    Перспективное планирование по музыкальному воспитанию

    Перспективные планы воспитательно-образовательной работы  по музыкальному воспитанию в разновозрастных группах малокомплектного детского сада...

    Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детей 2-3 лет

    Данное календарное планирование является частью рабочей программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста 2-3 лет, где разработаны мини-конспекты на каждый период непосредственно образов...

    Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детй 3-4 лет.

    Данное календарное планирование является частью рабочей программы по музыкальному воспитаню детей 3-4  лет, где разработаны мини- конспекты на каждое музыкальное занятие (всего 74) с учетом компо...