Игровая теория музыки «Весёлые ритмы»
методическая разработка по музыке по теме

Сапрыкина Людмила Николаевна

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач,

стоящих перед педагогами , потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания у дошкольников.

В книге Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности. И к основным способностям Б. М. Теплов отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма

несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения, безусловно, положительную роль играют педагогические материалы, одним из которых являются информационно – коммуникационные технологии.

Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений.

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Применение ИКТ помогает:

- сделать НОД эмоционально насыщенной, наиболее наглядной;

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка,

- стимулирует непроизвольное внимание детей.

Упражнения по игровой теории музыки должны обязательно включаться в НОД как неотъемленная часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено игровой теории музыки.

1.«Цветочные феи» для детей 6-7 лет.

Ритмическая игра-импровизация.

«Каждый день на цветочную полянку прилетали феи. Они очень любили петь и сочинять разные ритмы. Их песенки-ритмы разносились по всей полянке. У фей были красивые, нежные голоса и поэтому песенки звучали звонко, хрустально».

2.«Ребятам о зверятах» для детей 5-6 лет.

Стихи Д. Галимовой, муз. И. Конвенан

1.Ёжик песенку поёт,

Яблочки домой несёт:

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» 2 раза

2. Скачет белка целый день,

Ей грибы срывать не лень.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

ПРОИГРЫШ.

3. Зайка в огород пошёл

И морковку там нашёл.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

4. Мишка по лесу идёт,

Земляничку там нарвёт.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

3.«Весёлые капельки и грозные тучки» для детей 6-7 лет

Ритмическая игра на различие тембра музыки.

4.«Весёлые матрёшки» для детей 5-7 лет.

Ритмическая игра для оркестра детских музыкальных инструментах.

5. «Петушок и курочка» для детей 3-4 лет.

Для овладения игрой на палочках и ложках.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_teoriya_muzyki.docx15.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровая теория музыки «Весёлые ритмы»

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач,

стоящих перед педагогами , потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания у дошкольников.

В книге Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности. И к основным способностям Б. М. Теплов отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма

несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения, безусловно, положительную роль играют педагогические материалы, одним из которых являются информационно – коммуникационные технологии.

Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений.

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Применение ИКТ помогает:

- сделать НОД эмоционально насыщенной, наиболее наглядной;

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка,

- стимулирует непроизвольное внимание детей.

Упражнения по игровой теории музыки должны обязательно включаться в НОД как неотъемленная часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено игровой теории музыки.

1.«Цветочные феи» для детей 6-7 лет.

Ритмическая игра-импровизация.

«Каждый день на цветочную полянку прилетали феи. Они очень любили петь и сочинять разные ритмы. Их песенки-ритмы разносились по всей полянке. У фей были красивые, нежные голоса и поэтому песенки звучали звонко, хрустально».

2.«Ребятам о зверятах» для детей 5-6 лет.

Стихи Д. Галимовой, муз. И. Конвенан

1.Ёжик песенку поёт,

Яблочки домой несёт:

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» 2 раза

2. Скачет белка целый день,

Ей грибы срывать не лень.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

ПРОИГРЫШ.

3. Зайка в огород пошёл

И морковку там нашёл.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

4. Мишка по лесу идёт,

Земляничку там нарвёт.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

3.«Весёлые капельки и грозные тучки» для детей 6-7 лет

Ритмическая игра на различие тембра музыки.

4.«Весёлые матрёшки» для детей 5-7 лет.

Ритмическая игра для оркестра детских музыкальных инструментах.

5. «Петушок и курочка» для детей 3-4 лет.

Для овладения игрой на палочках и ложках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца.

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца....

"Весёлые ритмы"

Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является осново...

Проект "В царстве музыки и ритма"

Целью данного проекта является формирование всесторонне развитой личности старшего дошкольника посредством ритмики, согласующей музыку и движения. Подтолкнуло к созданию данного проекта отсутствие в н...

ВЕСЁЛЫЕ РИТМЫ

ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ...

Конспект занятия "Весёлые ритмы"

конспект музыкально-ритмического занятия для старшего возраста...

Проект "Весёлый ритм"

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников....