"Весёлые ритмы"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Галимова Дания Зулькарамовна

Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания у дошкольников.

Данный материал может быть использован на музыкальных занятиях в разделе «Элементарное музицирование, развитие чувства ритма».

Упражнения по игровой теории музыки должны обязательно включаться в НОД  как неотъемленная часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено игровой теории музыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_teoriya_muzyki.docx704.07 КБ

Предварительный просмотр:

Галимова Д.З.

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад №8 комбинированного вида г. Татарска

 «Весёлые ритмы»

Игровая теория музыки для дошкольников

Составила Галимова Д.З.,

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

г. Татарск

2018 г.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания у дошкольников.

В книге Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности. И к основным способностям Б.М. Теплов отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления  слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения, безусловно, положительную роль играют педагогические материалы, одним из которых являются информационно – коммуникационные технологии.

Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений. 

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для  ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Применение ИКТ помогает:

 - сделать НОД эмоционально насыщенной, наиболее наглядной;

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка),

- стимулирует непроизвольное внимание детей.

Предлагаю  авторские видеопроекты на развитие чувства ритма.

К видеопроектам прилагаются ритмические карточки для предварительного разучивания.

Данный материал может быть использован на музыкальных занятиях в разделе «Элементарное музицирование, развитие чувства ритма».

Упражнения по игровой теории музыки должны обязательно включаться в НОД  как неотъемленная часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено игровой теории музыки.

1.«Цветочные феи» для детей 6-7 лет.

Ритмическая игра-импровизация.

 01.jpg

«Каждый день на цветочную полянку прилетали феи. Они очень любили петь и сочинять разные ритмы. Их песенки-ритмы разносились по всей полянке. У фей были красивые, нежные голоса и поэтому песенки звучали звонко, хрустально».

2.«Ребятам о зверятах» для детей 5-6 лет.

Новая папкаframe.jpg

Ребятам о зверятах

Стихи Д. Галимовой, муз. И. Конвенан

1.Ёжик песенку поёт,

Яблочки домой несёт:

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»     2 раза

2.Скачет белка целый день,

Ей грибы срывать не лень.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

ПРОИГРЫШ.

3.Зайка в огород пошёл

И морковку там нашёл.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

4.Мишка по лесу идёт,

Земляничку там нарвёт.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота»2 раза

3.«Весёлые капельки и грозные тучки» для детей 6-7 лет

Ритмическая игра на различие тембра музыки.

3.Новая папкаframe.jpg

4.«Весёлые матрёшки» для детей 5-7 лет.

Ритмическая игра для оркестра  детских музыкальных инструментах.

01титульник.jpg

5. «Петушок и курочка» для детей 3-4 лет.

Для овладения игрой на палочках и ложках.

Петушок и курочка.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая теория музыки «Весёлые ритмы»

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач,стоящих перед педагогами , потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психи...

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

ВЕСЁЛЫЕ РИТМЫ

ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ...

Конспект занятия "Весёлые ритмы"

конспект музыкально-ритмического занятия для старшего возраста...