ПРОГРАММА "РИТМИКА И ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИИ"
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме

Гордеев Максим Юрьевич

Программа «Хореография» разработана для занятий с детьми в возрасте от 5 до 7 лет в образовательном учреждении, рассчитана на два года с ежегодным усложнением изучаемого материала. Включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план и содержание занятий, а также список литературы.

Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, хореографами, воспитателями и всеми, кто интересуется вопросами детской хореографии. 

Рецензент: начальник научно-редакционного отдела научного управления КемГУКИ, кандидат культурологии, доцент  О.Ю. Астахов

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение № 233

ПРОГРАММА

«Ритмика и основы хореографии»

2013 г.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………

3

Учебно-тематический план для детей в возрасте от 5 до 6 лет………….

14

Содержание программы для детей в возрасте от 5 до 6лет ……………

15

Учебно-тематический план для детей в возрасте от 6 до 7 лет………….

18

Содержание программы для детей в возрасте от 6 до 7 лет …………….

19

Список литературы…………………………………………………………

22

Пояснительная записка

Хореография - самобытный вид творческой деятельности народа, подчиненный закономерностям развития культуры общества как одна из ее форм.

Актуальность предмета хореографии заключается в том, что танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает физические качества ребенка, совершенствует их. Благодаря систематическому хореографическому образованию дети приобретают не только двигательные, но и музыкальные умения и навыки, развивают исполнительское восприятие музыки в танце. Кроме того, постоянно совершенствуется творческие способности, формируется эстетический вкус ребенка, его общая и танцевальная культура. Занятия танцем повышают физическую активность, улучшают психологическое самочувствие, позволяют детям осознавать свои возможности, поверить в свои силы и способности. У детей повышается уверенность в себе, коммуникативная активность, доброжелательность, внимательность к другим.

Осваивая специализированный язык музыки, рисунка, танца, кино, литературы, дети не просто входят в мир художественных культурных ценностей, но получают возможность универсального общения, получения и передачи информации, обретают базу для анализа и оценки поступков, событий, явлений, многомерного восприятия мира. В процессе приобщения к культуре ребенок учится выражать не просто действия и намерения, но оттенки смысла намерений и поступков; получает возможность не только выйти за пределы биологического существования, но осознать себя и свою деятельность в целостности и гармонии с миром и обществом.

Осознанно выстраивая процессы инкультурации личности ребенка, современная школа должна руководствоваться принципами духовно-нравственного воспитания и образования и всецело стремиться передавать свои знания, умения и навыки, при этом всесторонне развивая личность каждого ученика. Особо следует отметить, что в данном случае одинаково важен, как результат, так и процесс культурного развития ребенка.

Задачей занятий является формирование в учениках танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.

В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Учащиеся также осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями. Это нашло отражение в создании инновационной инкультуративной модели «Хореографический портрет».

«Хореографический портрет» – индивидуальный хореографический номер, построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем, т.е. по сути, для его создания мы обращаемся синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Создание хореографического портрета должно быть связано с отражением индивидуальных особенностей, черт характера, темперамента, и наконец, внутреннего мира исполнителя-ребенка, для того чтобы ребенок понял, «кто я?», «какой я?», посмотрев на себя со стороны, а затем понял, «куда идти дальше?», «как и в каком направлении развиваться?». «Хореографический портрет» дает возможность, как самому воспитаннику, так и педагогам, родителям, его друзьям, увидеть индивидуальность, духовность личности, ее инкультурированность через хореографическое творчество.

Цель программы: воспитание общей культуры и художественного вкуса детей средствами хореографии, формирование у учеников танцевальных знаний и навыков, развитие творческих способностей и актерского мастерства, углубленное развитие гибкости и пластичности тела.

Задачи: 

-    художественно-эстетическое развитие ребенка;

  • развитие двигательных функций, в том числе и профессиональных данных, при помощи физических упражнений и упражнений на развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание начальных навыков координации движений в различных видах шагов и бега, в упражнениях на полу и формирование музыкально-ритмической координации движений;
  • выработка правильной позы (постановка корпуса, ног, рук, головы);
  • использование элементов ритмической гимнастики и акробатики.

В ходе реализации программы используется групповой и индивидуальный подход.

Формами обучения являются игры, беседы, видео-уроки, экскурсии, нацеленные на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать.

Включение в творческий постановочный процесс, учит самостоятельно действовать и создавать, ставить конкретную задачу; организация игровых ситуаций, состязаний с активным движением, учат приобретать опыт взаимодействия, принятия решения, ответственности за него; домашнее задание (сочинения, рисунки, композиция из природных материалов) дает умение через форму отразить содержание, помогает приобрести опыт самостоятельной художественной работы.

Формами контроля и отслеживания результатов выполнения программы являются открытое занятие, отчетный концерт, конкурсы, смотры, фестивали.

На занятиях используются различные методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (показ, схемы, рисунки); практические (упражнения); здоровье сберегающие технологии (релаксация, элементы психотерапии); стимулирующие (поощрения).

Также, важным методом является игра. Для воображения детям дается нарисовать, а затем передать средствами пластики тела какой-то образ. Например, образ дерева, образ птицы, образ цветка и т.д. Дети знакомятся с понятием «пластический образ».

Программа направлена на развитие творческой инициативы детей, воображение, умение передавать характер музыки и содержание образа движениями. Понимание, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость и грация, способствует прогрессивному развитию танцевальных навыков.

В ходе освоения программного материала будут изучены следующие разделы:

  • ритмика;
  • партерная гимнастика;
  • основы классического танца;
  • основы современной хореографии;
  • основы народного танца;
  • художественный образ;
  • музыкальные жанры;
  • сценический костюм;
  • имиджелогия;
  • актерское мастерство;
  • основы визажа.

Для успешной реализации программы необходимы следующие дополнительные условия и инструменты:

  • музыкальное сопровождение;
  • зеркала на стенах;
  • станки для занятий хореографией.

Занятия проводятся два раза в неделю (продолжительность занятий определяется возрастом детей).

   

Ожидаемый результат

Освоение детьми программы «Хореография» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес с хореографическому творчеству;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с искусством танца;

- навыки индивидуальной и групповой работы;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, добросовестность, любознательность и т.д.  

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-  различать виды и стили танцев;

- передавать посредством движений и пластики смысл хореографического произведения;

- определять размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;

  • владеть мышцами своего тела;
  • координировать работу головы, корпуса, рук и ног;
  • ориентироваться в пространстве;
  • чувствовать ритм;
  • распознать и передать движением характер музыки (грустный, веселый, торжественный и т. д.);

- проявлять творческую инициативу;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- вносить необходимые коррективы в свою работу после ее завершения на основе оценки сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- воплощать художественный образ в музыке;

- воплощать художественный образ в хореографии;

- воплощать художественный образ в сценическом костюме;

- преобразовывать схемы для решения творческих задач;

- понимать культурно-историческую ценность традиций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничеству и взаимопомощи, доброжелательности в общении со сверстниками и со взрослыми;

- формировать собственное время;

- учитывать разные интересы и мнения.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие в концертах, конкурсах, фестивалях, создании портфолио.

Одновременно для достижения результатов обучения необходимо реализовать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является анкетирование участников коллектива. Вопросы анкеты касаются индивидуальных интересов воспитанника к музыке и хореографии, особенностям сценического костюма, и что самое важное – к видению собственного «Я» в качестве художественного образа. Более того, анкета должна дать ответ на вопрос: «Почему я сделал такой выбор?». Это даст возможность педагогу более точно подобрать для ребенка весь спектр выразительных средств для работы над «хореографическим портретом». Самым сложным в этой работе является процесс окончательного совместного (ученик-педагог) выбора всех элементов будущего хореографического номера: название, музыкальное сопровождение, хореографическая лексика, костюм, сценография, а также его постановка и отработка.

В процессе создания «хореографического портрета» очень важно максимально полно использовать все доступные средства инкультурации личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т.д. Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения ребенка в культуру.

Следует отметить, что подобный опыт работы положительно сказывается на деятельности хореографического коллектива в целом. Во-первых, пополняется репертуар коллектива, во-вторых, для более робких и нерешительных ребят это является мощным стимулом к созданию сольных номеров и выражению их индивидуальности, в-третьих, это придает ребенку уверенность в себе в различных сферах жизни, что немаловажно для коллективной работы.

Учебно-тематический план

для детей в возрасте от 5 до 6 лет

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1

Развитие музыкальности и ритмичности

2

Разучивание   упражнений   на середине зала. Постановка корпуса, рук, ног, головы

3

Партерная гимнастика

4

Основы акробатики

5

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

6

Уроки с предметами

7

Игровые танцевальные миниатюры

8

Знакомство с различными танцевальными традициями народов мира

9

Резерв

Итого

Содержание программы

для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория.  Характер   музыки   (спокойная,   энергичная,   торжественная),   темпы музыки.

Практика.  Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Разучивание упражнений на середине зала. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала) по методике А.Я. Вагановой.

Практика.  Понятие рабочая и опорная нога.

Разучивание позиций рук рогt dе bras (всевозможные комбинации), позиции ног (1, 2, 4). Повороты головы. Demi-plie. Grande-plie.           Battement tendu. Battement tendu jete. Rеlеvе. Перегибы корпуса в стороны, назад.

Экзерсис на середине зала: положение en face, рогt dе bras руками, подготовительное положение рук, позиции 1, 2, 3; шаг польки, галоп.

Allegro.

Тема 3. Партерная гимнастика.

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45,90 градусов) во всех направлениях.

Броски ног (45, 90 градусов) во всех направлениях (лежа на спине, животе, на боку).

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы   корпуса,  упражнения   на  развитие   гибкости (использование игрового элемента).

Тема 4. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика.  Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 5. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов и бега, подскоки, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации с поворотами.

Тема 6. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движений.

Практика. Различные упражнения со скакалкой, мячом и др. предметами.

Тема 7. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория.  Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Тема 8. Знакомство с различными танцевальными традициями народов мира.

Теория.  Актерское мастерство. Народно-сценический танец.

Практика.  Разучивание танцев (русский, белорусский, украинский и др.), уроки актерского мастерства.

Учебно-тематический план

для детей в возрасте от 6 до 7 лет

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1

Развитие музыкальности и ритмичности

2

Разучивание   упражнений   на середине зала. Постановка корпуса, рук, ног, головы

3

Партерная гимнастика

4

Основы акробатики

5

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

6

Уроки с предметами

7

Беседы о хореографическом искусстве

8

Знакомство с различными танцевальными традициями народов мира

9

Резерв

Итого

Содержание программы

для детей в возрасте от 6 до 7 лет

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория.  Характер   музыки   (спокойная,   энергичная,   торжественная),   темпы музыки.

Практика.  Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Разучивание упражнений на середине зала. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала) по методике А.Я. Вагановой.

Практика.

Понятие рабочая и опорная нога.

Разучивание позиций рук рогt dе bras (всевозможные комбинации), позиции ног (1, 2, 4).

Повороты головы.

Demi-plie.

Grande-plie.

          Battement tendu.

          Battement tendu jete.

          Rеlеvе.

          Перегибы корпуса в стороны, назад.

Экзерсис на середине зала: положение en face, рогt dе bras руками, подготовительное положение рук, позиции 1, 2, 3; шаг польки, галоп.

Allegro.

Тема 3. Партерная гимнастика.

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45,90 градусов) во всех направлениях.

Броски ног (45, 90 градусов) во всех направлениях (лежа на спине, животе, на боку).

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы   корпуса  упражнения   на  развитие   гибкости (использование игрового элемента).

Тема 4. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика.  Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 5. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов и бега, подскоки, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации с поворотами.

Тема 6. Уроки с предметами

Теория.  Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика.  Различные упражнения со скакалкой, мячом и др. предметами.

Тема 7. Беседы о хореографическом искусстве.

Теория.  Знакомство с историей хореографии. Изучение популярных жанров хореографии.

Тема 8. Знакомство с различными танцевальными традициями народов мира.

Теория.  Актерское мастерство. Народно-сценический танец.

Практика.  Разучивание танцев (русский, белорусский, украинский и др.), уроки актерского мастерства.

Список литературы:

1.

Н. Базарова, В. Мей. Азбука классического танца. -  М., 1964.

2.

Ю.А. Бахрушин. История русского балета. - М.: Просвещение, 1973.

3.

Н.И. Бочкарева. Ритмика и хореография. – Кемерово, 2000.

4.

Л.В. Былеева. Русские народные игры. - М.: Советская Россия, 1988.

5.

А.Я. Ваганова. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1963.

6.

И.П. Головина. Уроки классического танца. - М.: Искусство, 1968.

7.

Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.

8.

Р.В. Захаров. Беседы о танце. – М., 1968.

9.

А.А. Климов. Основы русского народного танца. -  М.: Искусство, 1978.

10.

Б. Леонов. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971.

11.

Е.Л. Луцкая. Жизнь в танце. - М.: Искусство, 1968.

12.

А. Мессерер. Танец, мысль, время. - М.: Искусство, 1990.

13.

В.Э. Мориц, Н.И. Тарасов, А.И. Чекрыгин. Методика классического тренажа. – М.: Искусство, 1940.

14.

Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

15.

В.А. Сластенин и др. Педагогика. 1998.

16.

Н.Г. Смирнова, Н.И. Бочкарева. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. - Кемерово, 1996.

17.

Ю. Соколовский. Основы педагогики бальной хореографии. - М., 1976.

18.

И. Спиридонова. Сюжетные танцы. – М., 1981.

19.

Л.Г. Степанова. Народные танцы. – М., 1968.

20.

В. М. Стриганова, В. И. Уральской. Современный бальный танец. - М.: Просвещение, 1978.

21.

Танцы. – М., 1961.

22.

Н.И. Тарасов. Классический танец. – М.: Искусство, 1981.

23.

Хореографическое искусство: Методика и практика. Научно-методический сборник. – Новосибирск, 2003.

24.

Л. Шамина. Культура. – М., 1997.

25.

Н.Е. Шереметьевская. Молодежная эстрада. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Основы хореографии в детском саду

Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей.Система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры детей, расши...

Основы хореографии в формировании здорового образа жизни детей

Задачи данного занятия: Постепенно ввести детей в работу творческую и физическую. Приучить детей к аккуратности, опрятности и дисциплине на занятии....

Конспект занятия кружка ритмопластики с основами хореографии с детьми 3-4 лет

Очень интересно наблюдать, как совсем еще маленькие детки делают свои первые шаги в хореографии. А для того чтобы заинтересовать и увлечь малышей я разработала свою систему занятий дополнительного обр...

Рабочая программа по ритмопластики с основами хореографии

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Мармеладки" (ритмопластика с основами хореографии)...

Консультация родителей и педагогов: "Творческий подход к обучению дошкольников основам хореографии"

Консультация для родителей и педагогов:  «Творческий подход к обучению дошкольников основам хореографии» В МБДОУ «Црр - д/с№ 6» - хореографический кружок: «Радуга движений» функционируе...

Основы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возраста.

Основы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возраста....