Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме:
    НОД для детей 6-7 лет в подготовительной группе ДОУ.Позновательно-речевое развитие с элементами музыки и рисования.

    Чумарикова Анна Леонидовна

    НОД для детей 6-7 лет в подготовительной группе ДОУ.Позновательно-речевое развитие с элементами музыки и рисования.                                                                            

                                                                                                                

    Тема: Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.

    Цель:  Восприятие настроений заложенных в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделирование на музыкальное произведение.

    Под музыку   И. Штрауса «Сказки Венского леса»  дети входят в группу.Приветствие.

    -Сегодня мы будем говорить с вами о таком понятии как  НАСТРОЕНИЕ. Посмотрите вокруг себя: как много предметов нас окружает, у каждого своя форма и цвет, предназначение и настроение, стиль и фактура. А сколько живого в окружающей нас живой природе: растения, птицы, животные. Посмотрите друг на друга. Какие вы все разные! Ведь у каждого сейчас разное настроение, кто - то серьезен, кто-то подвижен и весел, некоторые из вас опечалены или озабочены чем – то. Загляните друг другу в глаза, улыбнитесь. Смотрите, как у многих из вас потеплел взгляд. От простого действия улыбки все вдруг изменилось! В природе, которая нас окружает, тоже нет постоянства настроений,- все меняется. Ну, например: вчера еще был ясный, морозный, солнечный день, снег радовал ослепительной белизной, а сегодня ветер пригнал тяжелые тучи, небо изменилось? Что происходит? Как описать это настроение?

    Дети:     Печальное, скучное, все кругом как бы замерло.

    -А какие цвета нам говорят о грусти?

    Дети:  Потемневшее небо, серые и тяжелые облака, лес потемнел, снег стаял с ветвей и опал от собственной тяжести.

    -Да, воздух стал как будто тяжелым. Вернемся  немного назад во времени, еще какое время года тоже навевает грусть?

    Дети: Осень.

    -А почему? Что происходит?

    Дети:   Потому что осенью становится меньше солнца, природа постепенно увядает, постепенно меняют цвет и опадают листья.

    -Падает с дерева лист…. Если бы я попросила вас сочинить музыку к этим словам, как бы она зазвучала?

     Дети:  Медленно. Плавно. Постепенно. Как кружится и переворачивается падающий лист.

    -Покажите рукой, жестом эти движения сверху в низ. (Передаем плавными, ступенчатыми движениями падение листьев на землю). А теперь под музыку, придайте своей руке больше плавности, грациозности. (Звучит отрывок 6-8- тактов)  

    -Представьте: подул небольшой ветер, легкий, игривый. Покажите, как листья будут двигаться? ( Имитируем покачивающим движением кисти и пальцев кружение листьев).

    -Ветер чуть усилился, постепенно набирает силу. Усиливаем амплитуду движения, теперь включается в работу не только кисть руки, но предплечье и плечи. Свободные,  широкие взмахи.

    -Очень хорошо. Скажите, пожалуйста, если бы у вас была волшебница – кисть, в какие цвета вы окрасили бы листья, одели бы деревья в какие тона?

    Дети:   В желтый. Оранжевый. Красный.

    -ДА! Это яркие, теплые тона. Как будто они вобрали в себя солнышко, взяли на память  теплые летние дни, когда все еще было зелено, ярко.

                                          Смотрите, смотрите! падает лист!

    А воздух осенний прозрачен и чист

    Весной, разрывая клейкие почки

    на ветках взрывались хлопушки – листочки.

    Смотрите, смотрите! Падает лист

    желтый, сухой, он теперь неказист

    листья писали мазками теней

    портреты июльских солнечных дней.

    - Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Как прекрасна природа в своем величавом спокойствии. Послушайте внимательно, как его передают звуки?   Видеопрезентация « Осень» (фотоиллюстрации и картины художников под музыку А.Вивальди)

    -Что можно сказать о том, как звучит музыка?

    Дети:   Кругом тишина. Музыка звучала медленно, хрустально,печально, неторопливо, таинственно.

    -А что происходит в природе?

    Дети:  Покой. Тишина. Ветра нет. В лесу хозяйничает волшебница – осень.

    -Хорошо. Прислушайтесь к словам: «Воздух осенний прозрачен и чист». А какого цвета вы нарисовали бы воздух, что бы он получился «прозрачен и чист»?

    Дети:  Светло – голубой.

    -Возьмите  кисть, нанесите на бумаге акварелью голубой тон. Самостоятельно выбирайте манеру наложения тона. Что здесь подходит: растушевка или мазки?

    ( Музыка А.Вивальди «Осень» все это время звучит фоном). Обозначаем цветом землю. Каким? Почему?

    Дети:  Трава пожелтела, посерела, высохла, стала реже. Сквозь травинки просвечивается темная почва, кое – где уже желтеют первые  опавшие листья.

    -Давайте пофантазируем: прислушайтесь к звукам? Что слышится вокруг?

    Дети:  Осень шагает, осматривает, -готов ли лес к зиме. Запаслись ли белки и птицы. Ходит тихо, осторожно, что бы не вспугнуть никого, только кое – где хрустнет сухая ветка.

    -Настоящая волшебница – осень! Мне кажется, каждое деревце приветствует ее покачиванием ветки. А скажите, какую пору осени мы с вами прослушали и описали?

    Дети:   Пора золотой осени.

    -Правильно. Золотая пора. Еще впереди серые дожди и заморозки. Природа замерла в прощании с последними солнечными днями.

                                 Золотая, осенняя ранница,

                              Красотой ты на свете одна

                              Солнце в пуще глубокой купается

                              и никак не достанет до дна.

                             Закружится листва по околице,

                             словно рой золотых лепестков

                             то взлетит она, то успокоится

                             и расстелется вдоль берегов.

                             А они берега  бережистые

                             подхватили осенний напев,

                             льется, льется мелодия чистая

                             среди желтых осенних дерев.

                             Притяни, обними  на прощание,

                             и поверь в этот день золотой

                             что под ними при ярком свидании

                              прошумел золотою листвой.

     -И так: своими словами, что можно сказать о работе, которую мы проделали? Дети:  Настроение можно передать в цвете.

    -Правильно, настроение музыкального произведения, его художественное  содержание можно передать в красках, запечатлеть цвет звуков рисующих осеннее настроение в природе. А еще как?

    Дети:   движениями. ( показываем  движением рук)

    -Давайте еще раз прислушаемся к звукам  уходящего тепла и солнца, а потом перенесем все это на бумагу, все краски осени.

    Релаксация – слушание, выполнение рисунков акварелью – сюжетное или бессюжетное рисование.

     

     

     

     

                                        ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ:

                                           М. Стефанович  « Смотрите, падает лист»

                                          В.Дубовка  « Золотая осенняя ранница»

                                          Фотоиллюстрация И.Игнатова « Клены»

                                          Репродукция « Осень» Левитан

                                          А. Вивальди «Осень»

                                          Картина (масло) Ю.Скорик  «Осень».

                                        Видеопрезентация   «Прощание с летом»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     НОД для детей 6-7 лет в подготовительной группе ДОУ.Позновательно-речевое развитие с элементами музыки и рисования.                                                                            

                                                                                                               

    Тема: Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.

    Цель:  Восприятие настроений заложенных в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделирование на музыкальное произведение.

    Под музыку   И. Штрауса «Сказки Венского леса»  дети входят в группу.Приветствие.

    -Сегодня мы будем говорить с вами о таком понятии как  НАСТРОЕНИЕ. Посмотрите вокруг себя: как много предметов нас окружает, у каждого своя форма и цвет, предназначение и настроение, стиль и фактура. А сколько живого в окружающей нас живой природе: растения, птицы, животные. Посмотрите друг на друга. Какие вы все разные! Ведь у каждого сейчас разное настроение, кто - то серьезен, кто-то подвижен и весел, некоторые из вас опечалены или озабочены чем – то. Загляните друг другу в глаза, улыбнитесь. Смотрите, как у многих из вас потеплел взгляд. От простого действия улыбки все вдруг изменилось! В природе, которая нас окружает, тоже нет постоянства настроений,- все меняется. Ну, например: вчера еще был ясный, морозный, солнечный день, снег радовал ослепительной белизной, а сегодня ветер пригнал тяжелые тучи, небо изменилось? Что происходит? Как описать это настроение?

    Дети:     Печальное, скучное, все кругом как бы замерло.

    -А какие цвета нам говорят о грусти?

    Дети:  Потемневшее небо, серые и тяжелые облака, лес потемнел, снег стаял с ветвей и опал от собственной тяжести.

    -Да, воздух стал как будто тяжелым. Вернемся  немного назад во времени, еще какое время года тоже навевает грусть?

    Дети: Осень.

    -А почему? Что происходит?

    Дети:   Потому что осенью становится меньше солнца, природа постепенно увядает, постепенно меняют цвет и опадают листья.

    -Падает с дерева лист…. Если бы я попросила вас сочинить музыку к этим словам, как бы она зазвучала?

     Дети:  Медленно. Плавно. Постепенно. Как кружится и переворачивается падающий лист.

    -Покажите рукой, жестом эти движения сверху в них. (Передаем плавными, ступенчатыми движениями падение листьев на землю). А теперь под музыку, придайте своей руке больше плавности, грациозности. (Звучит отрывок 6-8- тактов)  

    -Представьте: подул небольшой ветер, легкий, игривый. Покажите, как листья будут двигаться? ( Имитируем покачивающим движением кисти и пальцев кружение листьев).

    -Ветер чуть усилился, постепенно набирает силу. Усиливаем амплитуду движения, теперь включается в работу не только кисть руки, но предплечье и плечи. Свободные,  широкие взмахи.

    -Очень хорошо. Скажите, пожалуйста, если бы у вас была волшебница – кисть, в какие цвета вы окрасили бы листья, одели бы деревья в какие тона?

    Дети:   В желтый. Оранжевый. Красный.

    -ДА! Это яркие, теплые тона. Как будто они вобрали в себя солнышко, взяли на память  теплые летние дни, когда все еще было зелено, ярко.

                                          Смотрите, смотрите! падает лист!

    А воздух осенний прозрачен и чист

    Весной, разрывая клейкие почки

    на ветках взрывались хлопушки – листочки.

    Смотрите, смотрите! Падает лист

    желтый, сухой, он теперь неказист

    листья писали мазками теней

    портреты июльских солнечных дней.

    - Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Как прекрасна природа в своем величавом спокойствии. Послушайте внимательно, как его передают звуки?   Видеопрезентация « Осень» (фотоиллюстрации и картины художников под музыку А.Вивальди)

    -Что можно сказать о том, как звучит музыка?

    Дети:   Кругом тишина. Музыка звучала медленно, хрустально,печально, неторопливо, таинственно.

    -А что происходит в природе?

    Дети:  Покой. Тишина. Ветра нет. В лесу хозяйничает волшебница – осень.

    -Хорошо. Прислушайтесь к словам: «Воздух осенний прозрачен и чист». А какого цвета вы нарисовали бы воздух, что бы он получился «прозрачен и чист»?

    Дети:  Светло – голубой.

    -Возьмите  кисть, нанесите на бумаге акварелью голубой тон. Самостоятельно выбирайте манеру наложения тона. Что здесь подходит: растушевка или мазки?

    ( Музыка А.Вивальди «Осень» все это время звучит фоном). Обозначаем цветом землю. Каким? Почему?

    Дети:  Трава пожелтела, посерела, высохла, стала реже. Сквозь травинки просвечивается темная почва, кое – где уже желтеют первые  опавшие листья.

    -Давайте пофантазируем: прислушайтесь к звукам? Что слышится вокруг?

    Дети:  Осень шагает, осматривает, -готов ли лес к зиме. Запаслись ли белки и птицы. Ходит тихо, осторожно, что бы не вспугнуть никого, только кое – где хрустнет сухая ветка.

    -Настоящая волшебница – осень! Мне кажется, каждое деревце приветствует ее покачиванием ветки. А скажите, какую пору осени мы с вами прослушали и описали?

    Дети:   Пора золотой осени.

    -Правильно. Золотая пора. Еще впереди серые дожди и заморозки. Природа замерла в прощании с последними солнечными днями.

                                 Золотая, осенняя ранница,

                              Красотой ты на свете одна

                              Солнце в пуще глубокой купается

                              и никак не достанет до дна.

                             Закружится листва по околице,

                             словно рой золотых лепестков

                             то взлетит она, то успокоится

                             и расстелется вдоль берегов.

                             А они берега  бережистые

                             подхватили осенний напев,

                             льется, льется мелодия чистая

                             среди желтых осенних дерев.

                             Притяни, обними  на прощание,

                             и поверь в этот день золотой

                             что под ними при ярком свидании

                              прошумел золотою листвой.

     -И так: своими словами, что можно сказать о работе, которую мы проделали? Ученики:  Настроение можно передать в цвете.

    -Правильно, настроение музыкального произведения, его художественное  содержание можно передать в красках, запечатлеть цвет звуков рисующих осеннее настроение в природе. А еще как?

    Дети:   движениями. ( показываем  движением рук)

    -Давайте еще раз прислушаемся к звукам  уходящего тепла и солнца, а потом перенесем все это на бумагу, все краски осени.

    Релаксация – слушание, выполнение рисунков акварелью – сюжетное или бессюжетное рисование.

                                        ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ:

                                           М. Стефанович  « Смотрите, падает лист»

                                          В.Дубовка  « Золотая осенняя ранница»

                                          Фотоиллюстрация И.Игнатова « Клены»

                                          Репродукция « Осень» Левитан

                                          А. Вивальди «Осень»

                                          Картина (масло) Ю.Скорик  «Осень».

            Видеопрезентация   «Прощание с летом»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».

    Уважаемые коллги!Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «День рыбака на Руси» с элементами фольклора и мнемотехники (итоговая)

    Закрепление представлений о весеннем русском народном празднике «День рыбака на Руси».Совершенствование знаний о весенних русских народных праздниках, традициях, приметах, особенностях празднования.За...

    «Умные игры с буквами» конспект НОД для детей 6-7 лет в рамках речевого развития

    ЦельПодготовить детей к чтению, научить сосредотачивать внимание, слушать и усваивать информацию.Программные задачи1.Учить получать удовольствие от работы с буквами, проводить звуковой анализ слов, за...

    Конспект НОД для детей 6-7 лет п О.О "Познавательное развитие" (РЭМП) "Состав числа 7"

    Конспект НОД для детей 6-7 лет по ОО «Познавательное развитие» (РЭМП) «Состав числа 7».1. Цель: закрепить знания о составе числа 72. Задачи:Ø    Образовательные:·...

    конспект НОД для детей 6 -7 лет с нормальным и нарушенным двигательным развитием

    Конспект образовательной детятельности учителя-дефектолога с детьми 6 -7 лет с нормальным и нарушенным двигательным развитием на тему: "Как приручали лошадь?"...

    Конспект НОД для детей 6-7 лет с использованием технологии В. В. Воскобовича

    Данный материал содержит примерный план работы по реализации технологии В. В. Воскобовича...

    План-конспект НОД для детей 6-7 лет по ознакомлению с государственной символикой Москвы и района Вешняки.

    повторение     и     закрепление     элементарных     представлений     о существовании различных ви...