Конспект НОД в старшей группе по разделу познавательное развитие (с элементами нетрадиционного рисования) Тема: Как звери к зиме готовятся.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

ЦЕЛЬ :  закреплять представления о диких животных в осенний период.

Образовательные:

Закреплять представления детей о диких животных (внешний вид, части тела, характерные признаки, место обитания)

Формировать обобщающее понятие «дикие животные»

Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Продолжать знакомить с приемом рисования «тычком» жесткой сухой кисточкой, имитируя шерсть животного.

Продолжать учить рисовать по всей поверхности бумаги.

Коррекционно-развивающие:

Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в именительном, родительном падеже.

Продолжать учить отвечать на вопросы простыми и сложноподчиненными предложениями.

Развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса.

Развивать словесно-логическую память и мышление, связную речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая их.

Воспитывать умение радоваться результатам своего и общего труда.

Воспитывать интерес к миру диких животных.

Оборудование и материалы:

Мольберт с изображениями животных, иллюстрации диких животных, панно лес (приготовленный заранее НОД «Осень в лесу»). Шаблоны животных, краски акварельные, подставки для кисточек, кисточки для клея, баночки с водой, тряпочки, клей.

 

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику рисования сухой кистью.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

 

Предварительная работа:

-наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

-чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

-дидактическая игра «Когда это бывает»;

-тематические физ.минутки.

 

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (нетрадиционная техника рисования).

Материалы к занятию:

-картина «Времена года»;

-картинки с изображением диких животных;

-дидактическая игра «Когда это бывает»;

-музыкальное сопровождение;

-на каждого ребенка шаблон дикого животного;

-кисти;

-клей.

 

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

 Снег на полях,

Лёд на водах, 
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

 

Тает снежок

Ожил лужок. 
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

 

Солнце печёт,

Липа цветёт. 
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

 

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

 

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

- Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

- А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной, 
А зимой, под вьюжный вой, 
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

 

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

-А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

- Чем питается лиса? (ответы детей)

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

- Как заяц спасается? (ответы детей)

- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

- Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

- Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

- Она шубку поменяла на более теплую.

- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

- Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

Воспитатель – Ребята, а давайте и мы с вами поселим зверей в наш осенний лес? Дети соглашаются.

 Воспитатель – Ребята, тогда занимайте свои места и обратите внимание, что звери еще не готовы к зиме. Как вы думаете почему ?

Ответы детей…

Воспитатель: Правильно. Они не поменяли окраску, а у кого то не выросла теплая шерсть.

 

Художественное творчество (рисование сухой клеевой кистью )

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я думаю, что звери благополучно перенесут холодную, длинную зиму. А теперь я предлагаю взять ваших зверей и приклеить на наше панно «Осень в лесу». 

7. Рефлексия.

  • Какие признаки осени вы знаете?
  • О каких диких животных мы говорили?
  • Что нового узнали?
  • Вам понравилось занятие?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД " Подготовка к зиме"21.08 КБ
Файл kak_zveri_gotovyatsya_k_zime.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе по разделу познавательное развитие  

(с элементами нетрадиционного рисования)

Тема: Как звери к зиме готовятся.

ЦЕЛЬ :  закреплять представления о диких животных в осенний период.

Образовательные:

Закреплять представления детей о диких животных (внешний вид, части тела, характерные признаки, место обитания)

Формировать обобщающее понятие «дикие животные»

Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Продолжать знакомить с приемом рисования «тычком» жесткой сухой кисточкой, имитируя шерсть животного.

Продолжать учить рисовать по всей поверхности бумаги.

Коррекционно-развивающие:

Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в именительном, родительном падеже.

Продолжать учить отвечать на вопросы простыми и сложноподчиненными предложениями.

Развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса.

Развивать словесно-логическую память и мышление, связную речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая их.

Воспитывать умение радоваться результатам своего и общего труда.

Воспитывать интерес к миру диких животных.

Оборудование и материалы:

Мольберт с изображениями животных, иллюстрации диких животных, панно лес (приготовленный заранее НОД «Осень в лесу»). Шаблоны животных, краски акварельные, подставки для кисточек, кисточки для клея, баночки с водой, тряпочки, клей.

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику рисования сухой кистью.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

-наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

-чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

-дидактическая игра «Когда это бывает»;

-тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (нетрадиционная техника рисования).

Материалы к занятию:

-картина «Времена года»;

-картинки с изображением диких животных;

-дидактическая игра «Когда это бывает»;

-музыкальное сопровождение;

-на каждого ребенка шаблон дикого животного;

-кисти;

-клей.

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

Снег на полях,

Лёд на водах, 
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

Тает снежок

Ожил лужок. 
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

Солнце печёт,

Липа цветёт. 
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

- Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

- А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной, 
А зимой, под вьюжный вой, 
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

-А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

- Чем питается лиса? (ответы детей)

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

- Как заяц спасается? (ответы детей)

- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

- Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

- Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

- Она шубку поменяла на более теплую.

- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

- Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

Воспитатель – Ребята, а давайте и мы с вами поселим зверей в наш осенний лес? Дети соглашаются.

 Воспитатель – Ребята, тогда занимайте свои места и обратите внимание, что звери еще не готовы к зиме. Как вы думаете почему ?

Ответы детей…

Воспитатель: Правильно. Они не поменяли окраску, а у кого то не выросла теплая шерсть.

Художественное творчество (рисование сухой клеевой кистью )

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я думаю, что звери благополучно перенесут холодную, длинную зиму. А теперь я предлагаю взять ваших зверей и приклеить на наше панно «Осень в лесу».  

7. Рефлексия.

  • Какие признаки осени вы знаете?
  • О каких диких животных мы говорили?
  • Что нового узнали?
  • Вам понравилось занятие?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе по разделу познавательное развитие  

(с элементами нетрадиционного рисования)

Тема: Как звери к зиме готовятся.

ЦЕЛЬ :  закреплять представления о диких животных в осенний период.

Образовательные:

Закреплять представления детей о диких животных (внешний вид, части тела, характерные признаки, место обитания)

Формировать обобщающее понятие «дикие животные»

Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Продолжать знакомить с приемом рисования «тычком» жесткой сухой кисточкой, имитируя шерсть животного.

Продолжать учить рисовать по всей поверхности бумаги.

Коррекционно-развивающие:

Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в именительном, родительном падеже.

Продолжать учить отвечать на вопросы простыми и сложноподчиненными предложениями.

Развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса.

Развивать словесно-логическую память и мышление, связную речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая их.

Воспитывать умение радоваться результатам своего и общего труда.

Воспитывать интерес к миру диких животных.

Оборудование и материалы:

Мольберт с изображениями животных, иллюстрации диких животных, панно лес (приготовленный заранее НОД «Осень в лесу»). Шаблоны животных, краски акварельные, подставки для кисточек, кисточки для клея, баночки с водой, тряпочки, клей.

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику рисования сухой кистью.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

-наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

-чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

-дидактическая игра «Когда это бывает»;

-тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (нетрадиционная техника рисования).

Материалы к занятию:

-картина «Времена года»;

-картинки с изображением диких животных;

-дидактическая игра «Когда это бывает»;

-музыкальное сопровождение;

-на каждого ребенка шаблон дикого животного;

-кисти;

-клей.

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

Снег на полях,

Лёд на водах, 
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

Тает снежок

Ожил лужок. 
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

Солнце печёт,

Липа цветёт. 
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

- Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

- А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной, 
А зимой, под вьюжный вой, 
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

-А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

- Чем питается лиса? (ответы детей)

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

- Как заяц спасается? (ответы детей)

- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

- Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

- Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

- Она шубку поменяла на более теплую.

- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

- Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

Воспитатель – Ребята, а давайте и мы с вами поселим зверей в наш осенний лес? Дети соглашаются.

 Воспитатель – Ребята, тогда занимайте свои места и обратите внимание, что звери еще не готовы к зиме. Как вы думаете почему ?

Ответы детей…

Воспитатель: Правильно. Они не поменяли окраску, а у кого то не выросла теплая шерсть.

Художественное творчество (рисование сухой клеевой кистью )

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я думаю, что звери благополучно перенесут холодную, длинную зиму. А теперь я предлагаю взять ваших зверей и приклеить на наше панно «Осень в лесу».  

7. Рефлексия.

  • Какие признаки осени вы знаете?
  • О каких диких животных мы говорили?
  • Что нового узнали?
  • Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По познавательному развитию с элементами нетрадиционного рисования «Литературный калейдоскоп» во второй младшей группе

Задачи: 1.Развивающие задачи: - развивать умение правильно составлять предложения,- закрепить  знание сказок, повторяя отдельные фрагменты,- закрепить умение рисовать пальчиком, наносит...

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования «Батик» по теме: «Весна пришла, тепло принесла»

Конспект занятия в старшей группе поознакомлению с природой и элементами нетрадиционного рисования по ткани....

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монотипия) по теме: «Весна пришла, тепло принесла».

Программное содержание:Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественно-продуктивная деятельность, социализация.Цели.Уточнить и обобщить знание детьми о названиях весенних ме...

Познавательное развитие .Формирование целостной картины мира. Тема: «Как звери к зиме готовились».

1.Систематизировать знания детей о диких  животных; расширять представления детей о жизни диких животных.2.Развивать внимание, наблюдательность, воспитывать любовь к природе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Как звери к Новому году готовились»

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.Задачи:Обучающие:1. Упражнять в счете в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».2. Совершенствовать умение сравнивать...

Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе по познавательному развитию с элементом нетрадиционного рисования «Мишенька в гостях у ребят»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»» п. Приволжский ...