"Деревянные истории" Познавательное музыкальное занятие для 5-6лет группы компенсирующей направленности
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему

Кирилова Татьяна Григорьевна

Дети на занятии эксперементируют с различными предметами, прослушивая звуки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Деревянные истории"

Познавательное музыкальное занятие

 для старшей логопедической группы

Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о  деревянных  шумовых  инструментах и способах  игры на них.
  • Учить детей вслушиваться в звуки и слышать разные инструменты.
  • Развивать изобретательность при изготовлении самодельных музыкальных инструментов.
  • Развивать речевые и певческие способности детей.
  • Развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
  • Познакомить с новыми музыкальными инструментами.
  •  Создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приёмов на них.
  • Доставить детям радость от встречи с музыкой.

Дети под музыку входят в зал, проводится  речевая  разминка.

Речевая разминка «Здравствуйте».

 

Муз.рук: Ребята, сегодня у нас  с вами не совсем обычное занятие,  мы с вами отправимся на поиски звуков. Звуками наполнен  весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, щуршащие и даже скрипящие.Одни мелодичные, другие- похожие на шум.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была б беззвучной…

Звук живет в любом предмете

Сколько их – посмотри

Звук - шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

Мир без звуков был грустный,

Серый, скучный и невкусный.

Давайте прислушаемся, что же мы услышим? (Ответы детей)

Муз.рук: Правильно, тиканье часов. Звук всегда играет с нами. Он может быть повсюду. Он живет во всех предметах, и сегодня мы услышим необычные истории, которые расскажут нам предметы из дерева, а звуки, которые издают эти предметы, мы назовем – деревянные. И ещё мы с вами познакомимся с музыкальными инструментами , которые сделаны из дерева.

     Пожалуйста, посмотрите вокруг и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите?  

Ответ детей

Муз.рук:  Здесь на столе лежат различные предметы из дерева.

Как вы думаете, будут они звучать.?

Ответ детей

Муз.рук: Одинаковые звуки или нет? Прислушайтесь.

(Дети пробуют играть на предметах из дерева).

Муз.рук:Конечно, все звуки разные.

Деревянный звук, какой?

Он стучащий и сухой

Теплый и трескучий

Тихий и гремучий.

А сейчас еще послушайте деревянные звуки и постарайтесь угадать, что же это такое?

(Дети угадывают, что звучит, на что похож звук). 

Шкатулка – это штукалка для всяких разных штук

Она побольше коробка, но меньше, чем сундук

Шкатулка – это стукалка, для всяких разных штук

И если потрясти ее услышишь тук – тук – тук.

Сейчас мы с вами проведем опыт – эксперимент.

   В одну из шкатулок нужно положить гвозди, в другую - крупу, в третью – бумагу. Внимательно послушайте, изменился звук? (ответы детей)

Конечно, все звуки в шкатулках разные.

Муз.рук:Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием.

Со временем обыкновенные деревянные звуки переселились в музыкальные инструменты.  И всех их роднит оригинальность, как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.

Например:

  • Ложки (ими раньше кашу ели, да щи хлебали), кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударные инструменты, сказать теперь совершенно невозможно, но то, что  это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространённый  инструмент русского народа,- бесспорный факт.
  • Рубель – так же как и ложки,- предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена,  когда утюга ещё не было, белье гладили, накручивая его во влажном состояние на скалку и затем продолжительное время укатывали, утрамбовывая  рубелем.  И возможно, что кто-то когда-то случайно провёл по его зубцам другим упругим предметом и получился каскад звуков, который мы извлекаем палкой из досок забора.
  • Трещотка - представляет собой как бы  снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки.
  • Кокошник-этот инструмент называли колотушкой, раньше  ночью по деревни ходил сторож и стучал в неё, давая тем самым  односельчанам знать, что он не спит, честно трудится, да и воров отпугивал. Вот именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный инструмент кокошник.
  • Различные коробочки – раньше были просто шкатулочками, деревянная  коробочка - очень скромный, но важный инструмент. Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный и отшлифованный, как правило, кленовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают деревянными  палочками. Коробочки имитируют стук каблучков, цоканье копыт.

Давайте с вами немного пофантазируем.  

Муз.рук: Представьте себе, что инструменты начали  разговаривать между собой.

Например, возьмем две коробочки разные по размеру и звучанию. Одна как бы задает вопрос, другая – отвечает. Представим, что это два дятла сидят на дереве.

 Один спрашивает другого:“Стучишь? Кого ищешь?”

другой отвечает “Стучу. Жучков, личинок ищу”.

Или “Как дела сосед?” Все стучишь?”

“Стучу. А что делать? Работа такая.”

Вот две трещотки. Кого ими можно изобразить? Правильно, сороку.

Ложками можно изобразить, например, лошадку и кузнечика.

Рубель и трещотка – белочка и сорока и т.д.

Давайте мы с вами возьмём эти музыкальные инструменты и немного на них поиграем.

Дети играют на музыкальных деревянных инструментах.

Муз рук: Хороший у нас получился оркестр. Молодцы, а теперь положите все инструменты на стол и давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка « Лесные музыканты»

Муз.рук: Продолжим знакомство с музыкальные  инструменты,   которые   сделаны из дерева. Сейчас мы с вами говорили об   инструментах, которые можно сделать самим, даже без помощи взрослых, они очень частот встречаются в быту. А есть такие инструменты, которые может сделать только мастер.

Муз.рук:  И я хочу вам рассказать про эти    музыкальные инструменты.  Вы наверно помните, что к нам приходили ребята из детской музыкальной школы и играли на разных музыкальных  инструментах и сегодня они снова к нам пришли в гости, чтобы ещё раз показать и напомнить, как выглядят и как звучат эти инструменты.

   Я вам сейчас немного расскажу об этих инструментах, а затем наши гости покажут, как они звучат. Но сначала отгадайте загадку.

  • Треугольной корпус

                   Три струны и звонкий голос

                   Ну, попробуй, отгадай-ка!

                    Это наша……..( балалайка)

  • Балалайка  — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать . Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

     Корпус склеен из отдельных  деревянных сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые).  Звук звонкий, но мягкий.

А теперь отгадайте следующую загадку.

  • Она как балалайка имеет струны, играет звонко,

                            Но по форме как арбуз, и зовут, её не просто,

                             А музыкальный инструмент  по имени…(домра).

Молодцы и эту загадку вы отгадали правильно это домра.

       До́мра — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор.

 Домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа (шейки) и головки, ну конечно струны.

Ну и последняя загадка.

  • Она у папы шести струнная

                     Её настроить дело трудное,

                     И, чтобы папу не расстраивать ,

                     Её нам лучше не настраивать…..( гитара)

  • Струн не много у меня,

Очень любят все меня,

Я для скрипки тоже пара,

Но не скрипка я…….( гитара)

     Гитара — струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент

   Гитара представляет собой  деревянный корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф», вдоль нее натянуты струны,  

 

  И вот сейчас мы с вами услышим и увидим, как надо играть на этих инструментах.

 Дети из ДМШ исполняют номера на балалайке, домре и гитаре.

    Давайте поблагодарим наших маленьких друзей и их преподавателя Татьяну Александровну.

  Итак, на нашем занятие сегодня   звучала  веселая музыка, а когда звучит музыка  – всегда праздник. Давайте и мы с вами представим, что у нас сегодня    большой праздник деревянных звуков и инструментов и мы принимаем участие в праздничном концерте. И мы с вами должны  спеть веселую задорную песенку. Готовы?

Песня « Праздник к нам пришёл» муз. и сл С.Юдиной

Муз.рук: Молодцы ребята, я думаю, что вы запомнили, какие инструменты сегодня здесь звучали, давайте вспомни.

Ответы детей.

Муз. рук: На этом наше занятие закончено до свидания!

 

Например, скрипка. Лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Тайны своего мастерства они свято хранили. Секрет гениального мастер Страдивари так и остался неразгаданным. На инструментах этого мастера играют самые лучшие музыканты – скрипачи.

  У скрипки очень изящный деревянный корпус с тонкой талией. У скрипки 4 струны. На звук скрипки влияет все: ее размер, форма корпуса, дерево из которого она сделана и даже качество лака, которым покрываются детали.

 Играть на скрипке нелегко, для этого нужно приложить много стараний и усилий, нужно иметь большое терпение.

Скрипка совсем не желает скрипеть,

Скрипка умеет причудливо петь.

Скрипач аккуратно скрипку берет

Ее на плечо, слегка, мягко кладет,

Правой рукой смычок поднимает

И в этот момент как бы все замирает.

Вздохнув, опускает на струны смычок

Послушайте скрипочку…

Тихо, молчок!

Звучит фонограмма « Звучание скрипки» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие в группе компенсирующей направленности по развитию двигательной активности

В занятии предложены игровые методы и приёмы , позволяющие развивать двигательную активность детей логопедической группы, закреплять их умения и навык, развивать координацию движений и речь детей...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"

Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...

«РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАВЕСОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОО»

В пкбликации представлен опыт освоения детьми игры на клавесах. Это очень увлекательное занятие можно представлено в различных вариантах использования клавесов....

Статья "Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, как инновационное средство педагогического воздействия в условиях реализации ФГОС ДО"

Статья посвящена одному из приоритетных направлений дошкольного образовательного учреждения – сохранению и укреплению здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автором...