доклад по предметно-развивающей среде
материал по музыке (старшая группа) на тему

Денк Татьяна Николаевна

доклад для воспитателей доу по обогащению предметно-развивающей среде по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_predmetno-razvivayushchey_srede_na_pedsovet.docx30.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирской области Краснозёрского района

 Краснозёрский детский сад №5

Доклад

«Развитие предметно-пространственной среды в группе через художественно-эстетическое развитие  образовательной области «Музыка»

 

Составила: воспитатель

Денк Татьяна Николаевна

р.п. Краснозёрское

2015 год 

«Развитие предметно-пространственной среды в группе через художественно-эстетическое развитие  образовательной области «Музыка»

          Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей. Ни для кого не секрет, что развитие музыкальных способностей зависят от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

     Предметно-развивающая среда - это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как  разнообразие игрушек не является основным условием их развития.

  Все 10,5 часов пребывания в ДОУ ребёнок находится в группе, при этом документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, определяют, что на музыкальные занятия в старшем возрасте приходится  1 час в неделю. Основные знания и умения ребёнок должен  получать на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, но у нас в детском саду нет музыкального руководителя. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах, стремятся сделать её интересной и насыщенной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей и носить  развивающий характер. . Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят ребенок имеют большое значение для развития его музыкальных, творческих и коммуникативных способностей.

Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду.

Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;

музыкально-слуховое представление.  Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;

чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.  

Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. (Детские  музыкальные  инструменты,  развивающие   музыкальные  игры и игрушки, наглядные дидактические пособия ит.д.)

Так как у нас в детском саду нет музыкального руководителя, мы стараемся, чтобы содержание музыкальной среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, носило проблемный характер. Это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать, решать проблемные ситуации и творить.

Силами наших воспитателей в каждой группе и в методическом кабинете созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам, делятся на певцов, музыкантов и зрителей.

При организации предметной среды, а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов. Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.

На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования, изготовленного руками воспитателей, очень полезна, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды, постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров, из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой. Получившийся инструмент позволяет:

  • научить ребёнка сравнивать отдельные звуки, контрастные по тембру и окраске звучания;
  • воспитать желание использовать звучащие предметы в различных видах деятельности.

Так же легки в исполнении «шуршунчики», «скрипунчики»  и т.д. (полотняные мешочки, заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов: крупой, семечками, песком, крахмалом и др.)

Появление в музыкальном уголке нового  вызвает у наших детей неподдельный интерес и способствует решению задач по развитию ритмического восприятия.

Инструмент «Палочка-шуршалочка» (палочка с прикреплённой к ним разноцветной шуршащей упаковкой для цветов, которая нарезана мелкой полоской) помогает решать следующие задачи:

  • обучение детей самостоятельно и плавно выдыхать через рот;
  • развитие навыков правильного дыхания через нос, увеличения объёма лёгких;
  • побуждение детей к желанию имитировать звуки природы, развивать воображение (шуршание листьев, дуновение ветра).

В своей практике мы также используем пособия «Весёлые Баночки». Баночку из-под кофе, мы украсили самоклеющейся цветной бумагой. В нутрии нее какая-либо крупа. Главное, чтобы она была лёгкой  и не травмоопасной. Изображения на баночке также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним. Пособие позволяет чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров. Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов, и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки. Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей. Большую помощь в этом оказывают наши родители.

Создавая музыкальную среду, в группе, мы учитываем:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

    Музыкальная   среда  раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой  среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта  среда   развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов:

  • принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;
  • принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (
  • принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).

Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми. Динамичность содержания  среды  обеспечивает интерес к  музыкальной  деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм;

• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—6 лет

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-6 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

• металлофон;

• шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

• фланелеграф или магнитная доска;

• музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

• арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

• ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

• ширма настольная и набор игрушек;

• музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

• музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

• портреты композиторов;

• иллюстрации из «Музыкального букваря»;

• музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

• атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

• ширмы: настольная и ширма по росту детей;

• музыкальные лесенки

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

• разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

• портреты композиторов;

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

• музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий (музыкально-дидактические игры должны быть разно образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку), демонстрационного материала, атрибутов.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей  воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...